Адаптация ребенка к учреждению дошкольного образования
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Адаптация ребенка к учреждению дошкольного образования

Детский сад — это не только новое окружение, новая обстановка, новые люди. Это еще и расставание ребенка с близкими людьми, которые раньше были всегда рядом, и, следовательно, первое большое испытание для него. Рассмотрим основные фазы адаптационного процесса и этапы адаптации ребенка к детскому саду.

Палатенко Елена

педагог-психолог государственного учреждения образования «Санаторный ясли-сад № 366 г. Минска»

929 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Каждый ребенок индивидуален и привыкает по-своему: кто-то быстрее, кто-то медленнее, кто-то легче, кто-то тяжелее. Это зависит от психофизиологических и личностных особенностей, от близких людей (родителей) и сложившихся семейных отношений.

Справочно: адаптация — это приспособление и привыкание человека к новой обстановке. Для ребенка детский сад является новым и неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

четкий режим дня;

отсутствие родных рядом;

длительный контакт со сверстниками;

необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;

резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

особенности нового пространственно-предметного окружения.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

Острая фаза — сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии. Фаза длится в среднем один месяц.

Подострая фаза — характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами. Фаза длится 3–5 месяцев.

Фаза компенсации — характеризуется увеличением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.

При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

1)   легкая адаптация — поведение нормализуется в течение 10–15 дней; ребенок в соответствии с нормой прибавляет в весе, спокойно «входит» в группу, придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним, не болеет в течение первого месяца посещения учреждения дошкольного образования;

2)   адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5–7 дней, есть признаки психического стресса;

3)   тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, ребенок часто болеет (возможна временная задержка в психическом развитии, теряет уже полученные навыки), может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:

возраст ребенка;

состояние здоровья и уровень развития;

умение общаться с взрослыми;

приближенность домашнего режима к распорядку детского сада;

эмоциональное состояние самих родителей.

Адаптацию ребенка к детскому саду условно можно разделить на два этапа: подготовительный и непосредственно адаптация.

Подготовительный этап начинается примерно за 1–2 месяца до непосредственного поступления в учреждение дошкольного образования. 

Для оптимизации прохождения периода адаптации родителям необходимо знать, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад. Предлагаем следующие рекомендации родителям для прохождения подготовительного этапа.

Рекомендации родителям перед поступлением ребенка в учреждение дошкольного образования

1.   Необходимо заранее узнать распорядок дня в детском саду и ввести его в режим дня ребенка дома.

2.   Учить ребенка навыкам самообслуживания, поощрять попытки самостоятельных действий.

3.   Раскрыть ребенку «секреты» навыков общения с детьми и взрослыми людьми.

4.   Познакомиться с воспитателями в группе, куда в скором времени пойдет ребенок.

5.   Не обсуждать при ребенке волнующие вас вопросы, связанные с детским садом.

6.   В детский сад отправлять ребенка лишь при условии, что он здоров.

7.   Старайтесь планировать свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового коллектива у вас была возможность оставлять его не на целый день.

8.   Готовьте вашего ребенка к временной разлуке с вами, объясняя ему, что «он уже вырос и стал как взрослый».

9.   Формируйте у ребенка позитивное отношение к детскому саду.


Далее начинается непосредственно адаптация, когда ребенок впервые приходит в детский сад. Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс при поступлении в детский сад и успешно адаптироваться к новому окружению. В работе с родителями мы используем следующую памятку для успешного прохождения нашими воспитанниками периода адаптации.

Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?

Памятка для родителей

1.   Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует ваши переживания.

2.   Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (поцеловать в щечку, помахать рукой), а также ритуал встречи.

3.   По возможности приводить малыша в сад должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.

4.   Не обманывайте ребенка, забирайте домой вовремя, как и обещали.

5.   В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.

6.   В выходные дни не меняйте режим дня ребенка.

7.   Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.

8.   На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест (цирк, театр и пр.).

9.   Будьте терпимее к его капризам. Не пугайте, не наказывайте детским садом!

10.   Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу. Не скупитесь на похвалу.

11.   Эмоционально поддерживайте ребенка: чаще обнимайте, гладьте, называйте ласковыми именами.  


929 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Электронное пособие «Сборник готовых решений: должностные и рабочие инструкции»

Сборник содержит порядок разработки, хранения, изменения должностной (рабочей) инструкции, правила ознакомления работника с инструкцией, типичные ошибки при составлении и...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 278
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок