«Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, вам придется делать то, что никогда не делали»

«Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, вам придется делать то, что никогда не делали»

Мы продолжаем знакомиться с опытом работы руководителей учреждений дошкольного образования. Сегодня беседуем с заведующим государственным учреждением образования «Ясли-сад № 2 г. Минска» Марией Викторовной Шиндюк.

2257 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Редакция: Добрый день, Мария Викторовна! Почему вы выбрали профессию в сфере дошкольного образования? Как складывался ваш профессиональный путь?

Мария Викторовна: Все свое сознательное детство я мечтала стать учителем. Я выросла в среде, в которой всегда чтили и уважали профессию педагога, а еще очень люблю детей. Именно в дошкольном образовании оказалась случайно. Думала, что временно, но «задержалась» вот уже больше чем на 15 лет, о чем совершенно не жалею.

Время бежит быстро, сменяя один жизненный виток на другой. Изменялась и моя профессио­нальная жизнь: работа помощником воспитателя плавно перешла в профессию воспитателя дошкольного образования, которую сменила третья, не менее важная и нужная — педагога-­психолога. После переподготовки в БГПУ им. М. Танка по специальности «Дошкольное образование» мне предложили должность заместителя заведующего по основной деятельности. А в августе 2018 г. назначили на должность заведующего учреждением дошкольного образования.

Скажу по секрету, такой путь дал мне возможность не только лучше понять и всесторонне освоить профессию педагога, но и развить свои личностные качества и творческие способности.

Ред.: Охарактеризуйте себя в вашей профессии. Каким, на ваш взгляд, должен быть руководитель?

М.В.: В должности руководителя я еще считаю себя новичком. На пороге новой ступени своей профессиональной деятельности я невольно задумалась о том, каким должен быть руководитель.

На мой взгляд, заведующий похож на дизайнера. От него требуется так «расставить» людей, чтобы каждый сотрудник — даже тот, что на первый взгляд кажется невзрачным, стереотипным, — смог раскрыться с интересной стороны. Руководитель — это организатор, воспитатель, учитель, новатор, работодатель, ответчик, истец. Это администратор и менеджер, коллега и должностное лицо. Это дипломат, психолог, конфликтолог. А еще хозяйственник, инспектор по охране труда, строитель, инженер… Праздность на такой работе немыслима.

Кроме того, руководителю следует иметь жизнерадостный характер, он должен уметь остывать после конфликта, избегать монотонности и скуки, а также обладать педагогическим тактом и лидерскими способностями. Режим постоянной готовности — основная черта руководителя. Ведь помимо очерченного круга обязанностей периодически возникают внеплановые ситуации, которые требуют оперативного вмешательства и мгновенных решений. Одно, другое, третье — и вы понимаете, что ничего не успеваете. Или, наоборот, вы делаете все четко и по плану допоздна, но близкие люди начинают обижаться, потому что все ваше время посвящено работе.

Я очень люблю свою профессию — сложную, но такую родную и увлекательную! Каждый день, приходя в детский сад, видя пытливые глаза детей, чувствуя свое прикосновение к их жизни, я забываю обо всех своих проблемах. Ничто не может быть чудеснее, чем каждый день возвращаться в детство! Жизнь в среде детского смеха, педагогического творчества научила меня налаживать контакты с коллегами и родителями, вдумчиво относиться ко всему, что окружает, стойко переносить невзгоды беспокойной жизни воспитателя. Детский сад — это то место, где я могу передать коллегам свои знания и выразить огромную любовь к детям.

Ред.: Расскажите о вашем учреждении и коллективе. В чем отличие вашего детского сада от других?

М.В.: 1 сентября 2020 г. нашему учреждению исполнится 75 лет. Сейчас здесь функционируют 6 групп, которые посещает 164 воспитанника. Мне, конечно, повезло, ведь в наследство от предыдущего руководителя достался слаженный коллектив. Укомплектованность педагогическими кадрами в нем составляет 91 %. Наша команда постоянно развивается, находится в поиске новаторских идей. Многие педагоги имеют высшую (28 %) и первую (28 %) квалификационные категории. Воспитатели со стажем готовы делиться своим опытом и оказывать поддержку новичкам.

На мой взгляд, от других учреждений нас отличает стабильность и низкий уровень текучести кадров. Ведь ни для кого не секрет, что без кадрового потенциала никакие начинания и успехи просто невозможны. У нас очень активная творческая группа, которая идет в ногу со временем и следит за инновациями в современной педагогической практике. В последнее время на базе нашего учреждения регулярно проходят заседания районных методических объединений. Кроме того, в этом году в саду пройдет городское мероприятие.

Главным объединяющим фактором для нашей команды, я считаю, выступает не только уровень профессионализма, но и личностные качества педагогических работников, умение общаться, сообща достигать поставленных целей.

Ред.: Расскажите более подробно о достижениях вашего коллектива.

М.В.: Мой опыт в должности заведующего невелик, поэтому рано еще говорить о больших достижениях. Но, скажу вам прямо, планы грандиозные.

Результативный анализ участия педагогических работников нашего учреждения в конкурсном движении на районном и городском уровнях за последние три года свидетельствует о положительной динамике.

Так, в 2016 г. мы заняли первое место на городском смотре-­конкурсе на лучшее новогоднее оформление учреждений образования. Кроме этого, наш воспитатель дошкольного образования М. И. Буранова приняла участие в районном этапе республиканского конкурса профессионального мастерства «Учитель года Республики Беларусь».

В 2017 г. мы стали обладателями гран-при районного конкурса на лучшее новогоднее оформление учреждений образования Партизанского района, а еще заняли второе место на смотре-­конкурсе информационно-­методических кабинетов учреждений дошкольного образования. Наши воспитанники занимают призовые места на спортивных мероприятиях района на протяжении вот уже пяти лет, а в 2017 г. они стали обладателями золотого кубка районной спартакиады «Как здорово, что все мы вместе».

2018 год отличается большим количеством успешных проектов. Весной мы заняли первое место на районном конкурсе «Молодежь против коррупции» в номинации «Слово против коррупции», а на конкурсе «Мисс Кнопочка — 2018» наша воспитанница Алиса Тригубчук завоевала приз зрительских симпатий. Также мы стали дипломантами национальной туристической премии «Познай Беларусь» в номинации «Фотография года». В ноябре я приняла участие в дистанционной форме обмена опытом «Формирование управленческих компетенций руководителей», за что получила благодарность ГУО «Академия последипломного образования». Также в 2018 г. наше учреждение завоевало диплом второй степени на районном смотре-­конкурсе на лучший профсоюзный информационный стенд. К слову говоря, к оформлению всех информационных стендов в учреждении я подхожу творчески. Каждый стенд — это авторский дизайн-­проект. Люблю креативные идеи и редко использую клише. Главный принцип — «сделай так, как бы ты хотела это сделать у себя дома!»

Одним из главных достижений нашего коллектива за последнее время стала победа на районном этапе республиканского фестиваля по основам безопасности жизнедеятельности среди учреждений дошкольного образования «Безопасное детство». Впоследствии на городском этапе мы получили диплом второй степени.

И в этом году у нас уже есть некоторые достижения. В феврале на конкурсе пунктов коррекционно-­педагогической помощи учреждений дошкольного образования Партизанского района наш сад занял третье место. А весной мы стали лучшими на районном фестивале педагогических идей «Каб мова родная гучала».

По базовым показателям результативности работы по итогам 2016–2018 гг. наш детский сад стабильно занимает второе место среди учреждений дошкольного образования Партизанского района.

В настоящее время мы разрабатываем проект по эффективному управлению учреждением дошкольного образования. И я уверена, что впереди будет еще много новых достижений и побед. Главное — не останавливаться на достигнутом.

Ред.: Как в вашем учреждении организована работа дополнительных образовательных услуг на платной основе? Поделитесь опытом.

М.В.: Мы предлагаем разнообразные образовательные услуги: «Хореография», «Детский фитнес: аэробика», «Материнская школа», «Вечерние группы», «Творческая мастерская». При организации работы в данном направлении мы, конечно, учитываем социальный заказ и специфику родительской общественности нашего микрорайона. В конце и в начале каждого учебного года мы проводим мониторинг общей удовлетворенности родительской общественности качеством оказываемых дополнительных услуг, изучаем социальный запрос на открытие новых форм дополнительного образования.

Самыми востребованными образовательными услугами в учреждении являются «Детский фитнес» и «Хореография». Большой популярностью среди законных представителей также пользуются вечерние группы. С целью позиционирования спектра оказываемых услуг мы проводим дни открытых дверей для законных представителей воспитанников, где предоставляется возможность ознакомиться с содержанием той или иной услуги, сделать свой выбор.

Ни для кого не секрет, что современный и уютный детский сад, в котором хотят работать лучшие педагогические кадры, — цель каждого руководителя. Внебюджетные средства, заработанные нами при оказании платных образовательных услуг, дают возможность постоянно совершенствовать и укреплять материально-­техническую базу, повышать престиж нашего учреждения, его конкурентоспособность и общую привлекательность. За последний год мы смогли приобрести современную акустическую систему, микрофон, газонокосилку, полностью модернизировать и оборудовать пункт коррекционно-­педагогической помощи в учреждении. И это далеко не все. Ведь наше учреждение «возрастное», поэтому постоянно требуется что-то ремонтировать, менять и даже модернизировать.

Огромную помощь в данном вопросе нам оказывает слаженная работа попечительского совета. В этом направлении мы руководствуемся принципом гласности. Любое решение по приобретениям обсуждается на общих собраниях попечительского совета и доводится до сведения законных представителей. В этом году с помощью средств попечительского совета мы смогли произвести капитальный ремонт холла и модернизировать музыкально-­спортивный зал.

Ред.: Какие идеи лежат в основе ваших управленческих решений?

М.В.: Современный руководитель — это тот, кто приводит к успеху других людей. Это человек, который вдохновляет: детей — на новые открытия и познания, родителей — на совместное творчество, коллег — на совершенство в работе. Мне посчастливилось работать с мудрым и опытным заведующим, который научил меня многому. Нина Григорьевна Мосова передала под мое руководство не только замечательный детский сад и сплоченный коллектив, но и поделилась со мной секретами своей управленческой деятельности. И по ее примеру одним из моих первых решений стало сохранение имеющегося кадрового потенциала при условии обновления его качественных характеристик и обогащение того, что складывалось долгими годами. Это залог будущего успеха и руководителя, и всего коллектива в целом.

Считаю, что обучение через деятельность — основной принцип образования взрослых. Широко применяю в своей работе активные формы методической работы с кадрами: мастер-­классы, смотры-­конкурсы, интерактивные деловые игры, творческие проекты и многое другое. Кроме того, успешной и слаженной работе нашего коллектива способствует используемое мной материальное и моральное стимулирование, ведение ежемесячного экрана педагогической активности, выдвижение педагогических работников в качестве кандидатов на награждение благодарностями и грамотами различного уровня.

Важным фактором успешности в решении управленческих задач выступает работа школы тьюторства и наставничества, организация и функционирование клуба «Взаимопосещение и поддержка». Очень важно, когда педагогам-­новаторам предоставляется возможность передать свой богатейший практический опыт начинающим коллегам.

Я считаю, что заведующий не может не учиться, не может не творить. Нужно постоянно искать пути выхода на новый, более высокий профессиональный уровень, позволяющий повышать качество дошкольного образования. Личный пример — главный принцип в моей работе.

Ред.: Что для вас нестандартная ситуация? Какие мысли вас посещают, когда вы идете на работу?

М.В.: В течение обычного рабочего дня можно ощутить себя в нестандартных ситуациях несколько раз. Можно почувствовать себя одновременно окрыленной и опустошенной, счастливой и разочарованной, созидателем и разрушителем, отчитывающей и отчитывающейся. Все это делает работу руководителя необыкновенно трудной, но и интересной. Бывает, усталость скапливается в груди большим недовольным комком, появляется ощущение, что уже нет сил — и ты идешь на работу, немного понурившись. Но в такие дни вырывают из апатии слова благодарности родителей и счастливые глаза воспитанников, которые бегут с тобой здороваться, завидев еще метров за сто. Они машут руками, а заодно зонтами, куртками, сменной обувью и букетами из листьев. И ты машешь им в ответ и улыбаешься. А внутри поселяется счастье.

Ред.: Опираясь на свой опыт, какое напутствие вы можете дать начинающим руководителям учреждений дошкольного образования?

М.В.: Если в будущем хотите стать хорошим руководителем, то в первую очередь вырабатывайте в себе привычку перешагивать через ошибки и провалы, извлекая из них только уроки для себя. Во-вторых, учитесь целеполаганию. Без ясных целей нет ясного пути.

Я вообще считаю, что все в наших руках, поэтому их нельзя опускать. Мне очень нравится фраза, которую я слышала в каком-то советском фильме (не помню, к сожалению, его названия): «Если вы не знаете, где выход, тогда ищите вход». Этим принципом я руководствуюсь в своей работе и другим рекомендую.

Жизнь руководителя учреждения дошкольного образования — словно фотоальбом главы большой семьи. Ведь дети, родители, коллеги — это моя вторая семья. Среди фотографий иногда появляются снимки моих друзей и близких. Но их гораздо меньше, чем остальных, потому что должность заведующего не оставляет много свободного времени. И это следует четко понимать, ступая на этот путь. Нужно быть готовым к тому, что легко не будет. Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, вам придется делать то, что никогда не делали. И поверьте, главное очень захотеть — и у вас все получится! Мечты сбываются!

Всегда нужно помнить, что нам доверили самое ценное, что есть в жизни каждого человека, — детей. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы их жизнь была яркой, комфортной, полной множества новых открытий и высоких достижений.

Если вы спросите меня, какая из фотографий в фотоальбоме нашего учреждения моя любимая, я отвечу: «Та, что я собираюсь сделать завтра».

Ред.: Спасибо, Мария Викторовна, за интервью!

Беседовал Юрий КОСЬКО

2257 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок