Этические и психологические принципы управленческого общения

Этические и психологические принципы управленческого общения

Для управления учреждением дошкольного образования характерно вертикальное (субординационное) и горизонтальное (служебно-товарищеское, дружеское) общение. Выбирая форму общения, заведующий должен учитывать уровень управления, социально-психологические условия взаимодействия и индивидуальные характеристики сотрудников.

В материале поговорим о видах, формах и задачах управленческого общения.

Шкетик Елена

Директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 1 г. Логойска»

842 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Управленческое общение — это:

  • разновидность делового общения, которая характеризуется исполнением различных ролевых функций;
  • общение между собеседниками, которое направлено на оптимизацию процесса управления и разрешение проблем совместной деятельности в учреждении;
  • общение с целью руководства людьми, изменения их деятельности в определенном направлении для решения специфических управленческих задач.

Руководитель, вступая в управленческое общение с подчиненными, отдает распоряжения, указания, рекомендации, получает обратную связь, дает оценку выполнению заданий сотрудниками.

Формы управленческого общения:

  1. субординационное общение — общение между руководителем и подчиненными, в основе которого лежат административно-­правовые нормы. Субординационное общение может складываться между руководителями разных уровней;
  2. служебно‑­товарищеское общение — общение между коллегами, опирающееся на административно-­моральные нормы;
  3. дружеское общение — общение между руководителями, а также руководителями и подчиненными, основанное на морально-психологических нормах взаимодействия.

Функции этики делового общения:

  1. функция социализации (умение действовать в интересах коллектива, доброжелательное, заинтересованное, терпимое отношение к подчиненным, освоение молодыми, новыми сотрудниками коммуникативных умений и навыков, осуществление непосредственной профессиональной деятельности);
  2. контактная функция (установление контакта между руководителем и подчиненными для поддержания взаимосвязи и решения текущих вопросов);
  3. координационная функция (согласование действий подчиненных при организации их совместной деятельности);
  4. функция понимания (восприятие и понимание смысла сообщения, понимание партнерами друг друга);
  5. амотивная функция (пробуждение в подчиненном важных для совместной деятельности эмоциональных переживаний).

Коммуникация — условие и элемент управленческой деятельности. Эффективным принято считать такое управленческое общение, которое способно обеспечить достижение целей управленческой деятельности (оперативная передача информации, необходимой для деятельности, психологическое воздействие).

Это важно
Нормами и специфическими требованиями профессиональной этики необходимо руководствоваться и руководителю, и подчиненным.

На качество управленческого общения влия­ют следующие факторы:

  • психологические особенности личности (коммуникативные способности, психические процессы и состояния);
  • средства общения (вербальные — дикция, темп; невербальные — жесты и мимика);
  • стилевые особенности взаимодействия с другими людьми (манера, стиль общения);
  • восприятие ситуации взаимодействия, соответствующие реакции на партнеров по общению;
  • организация пространства общения (правильное размещение участников диалога, выбор дистанции между ними);
  • механизмы взаимопонимания (идентификация, стереотипизация, рефлексия, обратная связь, эмпатия).

Виды общения и управленческих решений

Для принятия эффективного управленческого решения необходимо, чтобы информация имела высокое качество, была полной, своевременной, оперативной.

Стадии управленческого общения:

  1. ориентировка (знакомство с окружающими условиями, выбор места контакта, расположение участников, установление времени начала контакта, получение социальных и индивидуальных сведений об участниках контакта);
  2. привлечение внимания (стадия связана с сообщением темы управленческого общения и целей контакта);
  3. постановка проблемы (в рамках заявленной темы сообщается проблемная ситуация или вопрос, которые предстоит решить);
  4. поиск вариантов решения (стадия зависит от стиля руководства);
  5. завершение (стадия может быть связана с принятием совместно выработанного решения, а также может быть и в виде объявления решения руководителем).

Тактика управленческого общения обусловлена позицией руководителя по коррекции своих отношений с подчиненными с использованием индивидуального подхода. К особенностям руководителя относятся его природная предрасположенность к определенному стилю, уровень профессионального образования, характер личного опыта общения.

Это важно
Хвалят подчиненных при всех, а ругают — наедине.

Для достижения наибольшей эффективности во взаимодействии с подчиненными руководителю необходимо учитывать способности и интересы сотрудников.

При распределении вопросов и задач нужно ориентироваться на квалификацию, потребности и перспективы подчиненных. Если работа сотруднику не совсем знакома, руководителю следует подробно разъяснить, что и как нужно делать. Порученное задание должно давать подчиненному возможность развиваться, повышать квалификацию.

Руководителем должно быть четко продумано содержание работ, налажена обратная связь. Пользуясь обратной связью, он видит необходимость и имеет возможность вмешиваться, корректировать исполнение заданий.

Какими качествами и навыками должен обладать руководитель:

  • функциональной грамотностью, доведенной до уровня профессионального мастерства;
  • высокими моральными качествами;
  • терпением и выдержкой;
  • уважительностью и доброжелательностью;
  • уверенностью в правильности намеченных целей;
  • доверять коллективу и в то же время требовать от подчиненных выполнения поставленных задач;
  • предвидеть конечный результат своей деятельности.

Руководитель всегда ведет коллектив за собой. Воодушевлять друг друга — задача руководителя и сотрудников.

Это важно
Осознание цели, которая объединяет всех сотрудников учреждения, — важнейшее свойство хорошего руководителя. Кроме того, он должен быть способен сохранять позитивный настрой, делать свою работу с юмором, дарить сотрудникам позитив.

Безусловно, руководитель не может все­гда улыбаться и радоваться. Решая сложные, а порой и неприятные задачи, он бывает и жестким. Но если подавляющая часть управления строится на негативе, это верный знак того, что здесь не все хорошо.

Руководителю следует помнить, что главный ресурс учреждения — люди, которых надо благодарить.

842 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Длительное прохождение медосмотра: необходимо ли уведомлять нанимателя

При прохождении периодических медосмотров нередко возникают ситуации, когда работники в день медосмотра занимаются личными делами и не успевают его пройти. Либо медосмотр...
№ 4 (148) 2024 Косько Юрий,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 85
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок