Селективное восприятие: как избежать информационной слепоты
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Селективное восприятие: как избежать информационной слепоты

Часто мы видим только ту информацию, которая подтверждает наши убеждения. Ведь быть правым очень приятно, а ошибаться совсем не хочется. Вспомните, когда нам человек не нравится, мы начинаете видеть его изъяны. Знакомо? Так работает селективное восприятие. Что же делать, чтобы не попасть в ловушку иллюзий?


Высоцкая Светлана

Психолог, HR-менеджер

1525 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Противоречие должно пробуждать внимание, а не чувства.
Томас Фуллер


Селективное (или выборочное) восприятие — это склонность людей уделять внимание той информации, которая согласуется с их ожиданиями, и игнорировать остальную информацию.

Мы живем в эпоху информатизации, ко­гда источников и точек зрения так много, что можно в них потеряться. Исходя из этого, мы выбираем ту информацию, которая нам ближе всего и отвечает нашим внутренним интересам и суждениям. Делает ли это получаемую информацию достоверной и точной? Для нас — да, для кого-то другого — нет. К примеру, человек против прививок. Он, скорее всего, уже нашел информацию, которая согласуется с его мнением. В чем загвоздка? В том, что при получении доказательств он, по всей видимости, уделял больше внимания новостям, подтверждающим его точку зрения, чем аргументам в защиту прививок. Точно так же вегетарианец читает только статьи про вред употребления мяса и пропускает контент о его пользе, а потом с пеной у рта доказывает знакомым, что исследований о пользе мяса нет. Таким образом теряется объективность и появляется склонность отдавать предпочтение информации, которая оправдывает ожидания, пропуская мимо ушей все остальное. Это и есть селективное восприятие.

Это важно
Тот факт, что селективное восприятие может приводить к информационной слепоте, подтверждается следующим экспериментом.
Актер подходил к прохожему, чтобы узнать дорогу. Пока тот объяснял, между ними рабочие проносили дверь, заслоняющую их друг от друга на несколько секунд. За это время актера заменяли, и перед прохожим оказывался совершенно другой человек — он отличался от первого актера ростом, одеждой, прической, голосом. И все равно большинство людей не замечали подмены.
Такая слепота к изменениям показывает, что и в жизни, и в работе, опираясь на убеждения и установки, мы замечаем только то, что в нашем фокусе восприятия.

Этому феномену подвержены практически все (и руководители учреждений образования — не исключение). Мы склонны обращать внимание на то, что отвечает нашим ожиданиям, и закрывать глаза на то, что идет вразрез с этими ожиданиями, даже если эти противоречия кому-то могут показаться очевидными. Почему так происходит?

Как правило, в бытовой жизни когнитивные искажения связывают со стереотипами, с национальными традициями, образом жизни и мысли, личностными качествами человека. К примеру, мнительный человек будет видеть вокруг себя только негатив и всем доказывать, что жизнь — боль.

В рабочих отношениях основная проблема искажения восприятия связана с большими объемами информации, нагрузками, прошлым опытом, необходимостью действовать быстро и при этом принимать важные решения.

Всем известно, что ошибки с подбором персонала обходятся организациям сферы образования очень дорого. Иногда суть таких просчетов — в селективном восприятии кандидатов: руководящее звено не может полноценно оценить компетенции соискателя.

Ситуация: руководитель занимается отбором специалистов и лично рассматривает каждого претендента на открытые вакансии. Когда его попросили обосновать выбор очевидно неподходящей кандидатуры, он ответил: «Я с первого взгляда понял: она то, что надо. У нее есть опыт и вызывающая доверие внешность, своими жестами и манерой говорить она очень напоминает мою первую учительницу, у которой в классе была дисциплина, успеваемость и во всем порядок». Больше руководитель не смог сказать ничего — ни о компетенциях, ни о деталях и подробностях оценки данного соискателя.

Это важно
Как происходит фильтрация информации для запоминания? Мозг всегда предпочитает более простую и четкую концепцию, а не сложную, требующую анализа. Даже если вторая концепция корректнее и объективнее.

Опасности выборочного восприятия на работе

Как и большинство когнитивных механизмов, селективное восприятие выполняет важную и полезную функцию: помогает нам фильтровать информацию в соответствии с нашими убеждениями, ожиданиями, чтобы сберечь умственные ресурсы, т. е. дает мозгу отдых. Однако такое восприятие, безусловно, ошибка, которая может дать негативный эффект. К примеру:

  • такое явление, как любимчики на работе, мешает одним специалистам проявить себя и получить заслуженную награду, а другим — обратить внимание на свои ошибки;
  • фаворитизм в деловой среде влияет на карьерные возможности;
  • в профессиональных отношениях игнорирование части информации может привести к нарушениям, травмам и ЧП;
  • когда руководитель слеп и глух к персоналу, это мешает развитию всей организации;
  • работник с селективным восприятием не может объективно оценивать ситуацию. К примеру, педагог с пеной у рта доказывает, что изучила вопрос, досконально выполнила поручение, проверять ее работу не надо и никаких сомнений быть не может. Очень даже может: в целях психологической защиты мозг «не замечает» неудобные факты, и выводы получаются абсолютно необъективными.

Что делать, чтобы не попасть в ловушку иллюзий

1. Оставлять шанс иному мнению. Следует знать, что восприятие информации субъективно: одну и ту же новость разные люди могут воспринять по-разному, а кто-то и вовсе не обратит на нее внимания. Мозг человека формирует своеобразные фильтры, отсекающие информацию, не соответствующую его биологическим и психологическим интересам.

2. Анализировать без эмоций. Процесс восприятия человеком информации и ее интерпретации очень несовершенен. Человек чаще видит то, что хочет видеть, поэтому истина ускользает от него. Многие люди в анализе информации опираются на стереотипы, т. к. это существенно облегчает жизнь — отпадает необходимость думать, анализировать. В то же время такое восприятие оглупляет человека, лишает его возможности видеть мир таким, каков он есть. Например, лежащий на земле человек не обязательно в состоянии алкогольного опьянения — возможно, ему просто стало плохо.

3. Оценивать беспристрастно. Вспомните школьные годы: почти в каждом классе каж­дой школы у учителей были свои любимчики и ученики, которые числились в отстающих. Первых поощряют, что бы они ни сделали, вторым может достаться даже за то, что сошло бы с рук всем остальным. Та же ситуация повторяется во многих организациях: бывает, что руководитель симпатизирует одному подчиненному и постоянно недоволен другим, хотя наблюдателю со стороны кажется, что первый не такой уж гениальный работник, а второй отлично справляется. Оставаясь беспристрастным, вы сможете видеть реальность, что самым благоприятным образом скажется на вашей жизни и работе.

4. Использовать критерии. В рабочей среде хорошей практикой будет создание (в письменной форме) критериев, по которым производится оценка сотрудников (профиль должности, метапрограмма, матрица компетенций).

Заключение

Выборочное восприятие — это не хорошо и не плохо. Оно дано нам природой и позволяет иметь личное мнение, не выбрасывать накопленный багаж знаний после каждого негативного происшествия, непонятного случая. Но оно же заставляет нас наступать на грабли, анализировать и быть внимательнее. Нужно просто знать о существовании этого явления, понимать, что мы можем быть неправы, и не впадать в крайнюю эмоциональность, если кто-то не согласен с нашими убеждениями.

1525 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Какое оптимальное количество садов, школ, колледжей и университетов должно быть в населенных пунктах Беларуси?

Постановлением Министерства образования от 7 октября 2024 г. № 119 установлен порядок определения оптимального количества бюджетных организаций, оказывающих услуги в сфер...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 83
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок