Источник знаний
Доказывать, что руководители должны читать книги по управлению, никому не надо. Практический опыт — вещь бесценная, но те, у кого нет времени зарабатывать его долго и мучительно, набивая управленческие шишки, предпочитают получать знания из книг. Зачем изобретать велосипед, когда многое уже давно открыли, систематизировали и преподнесли вам в ясном и понятном виде хорошей книги? Поэтому вопрос не в том, читать или нет, а в том, какого рода управленческая литература нужна именно вам.
Два аспекта знаний, которые можно почерпнуть в книгах:
Системный подход
Если попробовать углубиться в классификацию (что вообще очень сложно для специалистов, т. к. разделить всю массу управленческой литературы по одному-двум принципам невозможно), можно выделить знания базовые (т. е. такие, без которых сложно понять, как устроено управление) и специализированные (т. е. в которых нуждаются профессионалы какой-то конкретной специальности). Базовые очерчивают основы менеджмента и управленческого учета, системного и процессного подходов, теории принятия решений, мотивации, лидерства и тому подобных предметов. Специализированные — это книги, где вы найдете более глубокое описание основных дисциплин.
Это важно
Подборка полезных книг по базовым знаниям менеджмента:
1. Джозеф О'Коннор, Иан Макдермотт «Искусство системного мышления».
2. Питер Сенге «Пятая дисциплина».
3. Эдвардс Деминг «Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами».
4. Генри Р. Нив «Пространство Доктора Деминга».
5. Стивен Кови «Семь навыков высокоэффективных людей».
6. Элияху М. Голдратт, Джефф Кокс «Цель. Процесс непрерывного совершенствования».
Книги по базовым знаниям менеджмента посвящены теориям в популярном изложении. Эти теории формируют общее понимание сути вещей и дают модель, которая помогает понять, правильно ли вы действуете в какой-то ситуации. Ведь если человек не знает основы, он любые инструменты, даже хорошие, может использовать неправильно или, что еще хуже, во вред себе и своему учреждению.
Путь самурая
Когда общее представление о том, как работает менеджмент, в целом сформировано, можно приниматься за практическую литературу. Она не менее полезна, чем теория, но читается почти как детектив. Что вполне объяснимо: эти книги написаны теми, кто сам прошел нелегкий путь управления, а он, как правило, полон острых сюжетных поворотов, комедий и драм.
Это важно
Личный взгляд и опыт, изложенные в книге, тем ценнее, чем громче имя автора.
Кто может дать совет, как добиться успеха, лучше того, кто его уже добился?
Это важно
Книги, которые помогут вам проследить за процессом принятия решений изнутри:
1. Генри Форд «Моя жизнь, мои достижения».
2. Ли Якокка «Карьера менеджера».
3. Акио Морита «SONY. Сделано в Японии».
4. Ричард Брэнсон «К черту всё! Берись и делай!»
5. Ричард Брэнсон «Теряя невинность».
Истории взлетов и падений бизнес-империй:
1. Джон П. Коттер «Лидерство Мацуситы».
2. Бертил Торекуль «Сага об ИКЕА».
Отличаются с умом
При определенной тренировке можно научиться с ходу, прямо у прилавка, отличать действительно нужную книгу от бесполезной траты времени и денег.
Вот наши советы.
1. Прежде всего изучите аннотацию и содержание, прочитайте несколько страниц. Посмотрите, кто ее написал. В любой области, в т. ч. менеджменте, можно условно выделить три типа авторов:
- авторы концепций (например, Р. Нортон и Д. Каплан, Э. Деминг, С. Кови, Э. Голдратт, К. Маркс и др.) —это основоположники (как правило, теоретики), изобретатели, предложившие принципиально новые методы и подходы;
- интерпретаторы первой волны, специалисты по внедрению, авторы мемуаров. Часто бывает так, что авторы даже самых гениальных концепций не сильны в их внедрении. Привязать теорию к практике иногда не легче, чем разработать саму теорию. Эти авторы много добавляют и от себя, переосмысливая фундаментальные концепции и учитывая локальную специфику (например, как внедрить японские методы управления в других странах). К интерпретаторам можно отнести, к примеру, Генри Нива — популяризатора теории Деминга;
- интерпретаторы второй волны и все остальные. Популярность какого-то метода ведет к росту числа последователей. Как правило, большинство из них не знакомы с автором концепции, не чувствуют ее глубинной сути и не могут похвастаться богатой личной практикой внедрения. Книги таких далеких от реального менеджмента людей читать не стоит.
Отдельно нужно рассматривать учебники, у которых специфическая форма подачи материала. Хотя большинство их авторов относятся к категории интерпретаторов второй волны, среди них попадаются вполне качественные работы. Здесь уже важно оценивать логичность и понятность подачи материала, но для учебников это редкость.
2. Проверьте качество перевода, если дело касается книг иностранных авторов. Прямо в магазине это сделать сложно, хотя может помочь выборочное чтение фрагментов. Здесь больше стоит ориентироваться на бренд издательства и его репутацию.
3. Оцените внешний вид книги. Если она скверно оформлена, разваливается и напечатана на плохой бумаге — скорее всего, и содержание будет соответствующего качества.
Не верю!
На прилавках есть произведения, которых вообще надо остерегаться.
Это книги, которые:
- обещают быстрый результат — их можно узнать по ключевым словам в названиях: «успех», «успешный», «за пять минут» и т. п. Авторы, их написавшие, скорее всего, мало что понимают в менеджменте;
- делят людей на плохих и хороших и вообще каким-либо образом их оценивают и классифицируют;
- рассказывают, как строить карьеру, идя по головам и добиваясь своего любой ценой: избавляться от неугодных сотрудников, плести интриги и т. п. Их авторы наивно полагают, что, если жизнь настолько жестока, надо быть ей под стать, и только тогда все получится.
"Когда человек разъял мир на части, он перестал понимать действие законов не только божеских, но и человеческих".
Лао Цзы
"При согласии малое растет, при несогласии величайшее разрушается".
Из Саллюстия
"Все, что есть в этом мире выдающегося, непременно проистекает от правильного образа жизни".
Дэвид Старр Джордан