Как повысить управленческую эффективность через ресурсное состояние
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Как повысить управленческую эффективность через ресурсное состояние

Часто руководителей учреждений дошкольного образования интересуют вопросы, связанные с внутренними ресурсами человека: откуда они берутся, как формируются и почему исчерпываются? Почему эти вопросы актуальны? Дело в том, что любая энергия (сила) позволяет нам реализовывать себя, двигаться к цели. Из статьи вы узнаете, как сохранить ресурс силы, и не только…

Высоцкая Светлана

Психолог, HR-менеджер

975 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В психологии у ресурсного состояния нет четкого определения. Если говорить простым языком, то ресурсное состояние проявляется, когда у человека достаточно сил, энергии, желания и мотивации на то, чтобы решать текущие задачи, заниматься повсе­дневными делами и более эффективно двигаться к своей цели.

Поэтому для руководителей ресурсное состояние можно определить так: это наличие физических, душевных и духовных сил и энергии для решения предстоящих задач.

В качестве примера ресурсного состояния представьте успешную женщину — заведующего детским садом. Она многофункциональна, успевает справляться с рабочими и домашними делами. Кроме того, у нее остается энергия для общения с семьей.

Возникает вопрос: эта женщина всегда будет обладать такой активностью?

К сожалению, постоянно находиться в ресурсном состоянии невозможно. Все из-за того, что оно включает в себя пять аспектов: физическое здоровье; заинтересованность; эмоциональную стабильность; мотивацию; время. При отсутствии хотя бы одного из них сохранять активность и силы становится на порядок сложнее.

Какое ресурсное состояние делает руководителя эффективным

В целом ресурсное состояние в сфере управления можно определить как совокупное проявление физических и психологических сил при решении текущих проблем или реализации задуманных планов. Это то, что вселяет в человека уверенность, спокойствие и позволяет адекватно воспринимать реальность.

Баланс должен быть во всем, включая человеческий организм, поэтому ресурсное состояние рассматривают в следующем комплексе:

  • физическое самочувствие — здоровье, силы, выносливость и бодрость;
  • психологический настрой — уверенность в своих силах, мотивация, желание достигать своих целей.

Возникает вопрос: что делает руководителя эффективным в профессиональной деятельности — его физическое или психологическое состояние? Сложно сказать, что важнее, — все важно. Представьте, что вы заболели. Вряд ли у вас, лежащего в постели с температурой, будут силы для работы с персоналом и позитивного настроения. Так же обстоят дела и с психологическим здоровьем. От него зависит то, насколько хорошо вы себя чувствуете физически. Это же относится и к отдыху. Иногда управленцы просто забывают про него, особенно когда на работе аврал и нет возможности выпустить пар, перевести дух. Однако отдых является необходимой частью любой деятельности, т. к. без него могут случиться эмоциональное выгорание, физическая потеря сил и т. д.

Это важно
Ресурсное состояние — это не событие, не внешние обстоятельства. Это именно то, что вы чувствуете. Это ваша внутренняя реальность.

Как вой­ти в ресурсное состояние

Часто бывает так, что привести в норму свое ресурсное состояние не получается. Это связано с тем, что кроме отсутствия мотивации и энергии могут появиться и другие факторы, негативно влияющие на эффективность работы руководителя, например стрессовые ситуации, заболевание, усталость и т. д. Но не стоит бояться, что силы покинули вас навсегда. Есть несколько способов их вернуть.

Восстановление и пополнение сил. В ресурсное состояние невозможно вой­ти, когда вы устали и морально, и физически. Поэтому руководитель должен следить, чтобы в его жизни были:

  • здоровый сон. Спите не меньше 7 и не больше 9 ч в сутки, засыпайте до 23:00, за 2 ч до сна исключите физические нагрузки, тяжелую пищу, гаджеты;
  • перерывы во время работы. Мозгу нужны регулярные короткие передышки в течение рабочего дня. Чтобы правильно организовать их, например, воспользуйтесь методом помидора;

Справочно: метод помидора — простая техника тайм-менеджмента, которая помогает работать эффективнее и быстрее приступать к выполнению задач.
Метод помидора состоит из нескольких простых действий: заводите таймер на 25 мин, приступаете к работе, а когда время заканчивается, отправляетесь отдыхать на 5 мин. И так — несколько раз подряд. Один 25‑минутный спринт и называют помидором.

  • полноценный отпуск. Не отказывайтесь от заслуженного отдыха. После продолжительного перерыва в работе ресурсность человека восстанавливается и повышается продуктивность.

Расстановка целей и их достижение. Правильно поставленная цель помогает сконцентрироваться на ее достижении. Цель должна быть адекватной и достижимой, т. е. соответствовать реальной планке. Формулируйте ее как можно более конкретно, обязательно продумайте критерии, по которым вы будете отслеживать ее достижение. Если цель способна мотивировать, вдохновлять и зажигать, то это и будет формировать ресурсное состояние.

Организация рабочего пространства. Чтобы превратить свое рабочее место в «место силы», нужно, во‑первых, освободить его от всего лишнего. Уберите с глаз долой все, что может отвлекать или раздражать. Если вы работаете за компьютером, очистите свой рабочий стол от ненужных иконок (к мобильному телефону это тоже относится). Во-вторых, нужно добавить на рабочее место то, что будет мотивировать вас, радовать и настраивать на плодотворную работу. Например, это могут быть фотографии любимых людей или ­какие-то значимые для вас артефакты, свидетельства ваших прежних достижений. Помните, что на рабочем месте вы должны чувствовать себя комфортно. Так создайте его исходя из своего вкуса.

Профилактика сильных стрессов. Работа любого руководителя сферы дошкольного образования — это уже умеренный стресс, который, в отличие от сильного, со временем формирует стрессоустойчивость и способствует вхождению в ресурсное состояние. В момент же сильного стресса в мозге возникает доминантный очаг возбуждения, который вызывает состояние торможения, нарушая физическое и психологическое равновесие. Даже если вы попробуете перенести внимание со стрессовой ситуации на ­что-то другое, у вас не получится. Поэтому опытные руководители знают: пока не разберешься с проблемой, она так и будет висеть над тобой дамокловым мечом, не позволяя сосредоточиться ни на чем другом.

Если вы постоянно живете и работаете в состоянии сильного стресса, то задумайтесь над серьезными переменами в жизни. Возможно, вам стоит сменить работу на более спокойную, ограничить общение с конфликтными людьми или обратиться к специалисту.


Комментарий психотерапевта

Не бойтесь обращаться к специалистам! В психотерапии уже появилось понятие ресурсного подхода, который базируется на том, что в каждом человеке сокрыты ресурс и способность к саморазвитию. Задача врача — грамотно интегрировать лечение, учитывая многие факторы: особенности психики, социальную жизнь, карьеру, пожелания пациента и его отношение к жизни, работе и пр.

Запомните, невозможно вой­ти в ресурсное состояние, если вы занимаетесь тем, что вам не нравится. Мозг не выделяет энергии на занятия, которые считает скучными, бессмысленными и бесперспективными. Поэтому у вас есть два пути: сменить сферу деятельности или попытаться полюбить то, чем вы уже занимаетесь. Я советую начать со второго. Даже если профессиональная деятельность ассоциируется у вас с рутиной, волокитой и жизнью под девизом «без бумажки я букашка», в ней все равно можно найти ­какую-то прелесть. Постарайтесь посмотреть на нее под другим углом, привнести ­что-то новое и интересное. Расширьте ракурс восприятия, посмотрите на коллег, которым удалось найти себя и стать успешными. Полюбить свое дело вам поможет и умеренная доза тщеславия. Старайтесь преуспеть в том, что делаете, стремитесь быть первым и вдохновлять других на маленькие подвиги.


Фильтр круга общения. Если в вашем окружении одни нытики и пессимисты, они будут тянуть вас за собой на дно. Старайтесь больше общаться с людьми, которые сами находятся в состоянии потока. Таких видно издалека: у них горят глаза, они полны энергии и вдохновения.

Поиск индивидуального способа. Вышеизложенные рекомендации — это общие, базовые способы достижения ресурсного состояния. Но есть и уникальные методы, которые работают только для конкретного человека. Чтобы найти их, нужно внимательно относиться к самому себе, прислушиваться к внутреннему голосу. Порой эти методы могут быть весьма необычными и экстравагантными. Например, композитор Иоганнес Брамс в моменты спада и отсутствия вдохновения отправлялся чистить обувь. Это помогало ему быстро вой­ти в нужное состояние и вернуться к работе.

Как найти индивидуальный способ наполнения силой

Каждому руководителю учреждения дошкольного образования необходимо иметь хотя бы 40 мин в день на самого себя — в противном случае поддерживать баланс на должном уровне не получится. А для этого нужны практика и самоанализ. Поэтому познакомимся с практическими поисковыми упражнениями.

Практика 1. Напишите или проговорите, что вам нравится из:

  • запахов (аромат кофе, свежеиспеченной булочки с корицей, а может, запах дождя и т. д.);
  • вкусов (шоколад, свежий огурец, апельсин и т. д.);
  • цветового наполнения (картинка, которую нравится наблюдать, например, я обожаю смотреть на закат, и т. д.);
  • звуков (музыка, звуки природы, шум волн и т. д.);
  • тактильных ощущений (может быть, объятия ребенка, а может, вам нравится гладить домашнее животное и т. д.).

У каждого человека свои предпочтения, источники радости. Обращение к своему списку того, что наполняет вас, дает силы через указанные каналы восприятия, будет отличным подспорьем в трудной ситуации. Нужно всего лишь ощутить, потрогать, попробовать то, от чего вы получаете наслаждение.

Практика 2. Задайте себе целеформирующие вопросы.

  • Моя работа для меня — это?
  • Чего я хочу добиться в профессиональном плане?
  • Каков мой путь к достижению цели?
  • Что у меня должно быть, чтобы реализовать цель?
  • Что теперь нужно поменять?

Знание причины — половина решения проблемы. Постарайтесь открыто и честно ответить на каждый вопрос, детально проанализировав каждый пункт. Ваша цель в таком случае перестанет быть абстрактной, и вы сможете понять, как это отразится на вашей жизни. Кроме того, у вас сложится некоторое понимание, какие ресурсы и в каком количестве потребуются для достижения цели.

Практика 3. Вспомните как можно больше случаев, когда у вас в жизни происходило ­что-то хорошее. Тогда вы были в ресурсном состоянии. Не обязательно, чтобы это был ­какой-то внешний успех. Может быть, вы получали удовольствие, когда делали ­что-то для себя. Или это могут быть воспоминания из детства, когда вы чувствовали себя счастливым.

Мысленно снова поместите себя в ту ситуацию — представьте, что это не прошлое, что все происходит прямо сейчас. Так вы активируете ресурсы, пробудите в себе спящий их источник.

Вы можете использовать эту практику, чтобы снимать раздражение, напряжение и т. д.

Практика 4. Определите, в каком состоянии вы чаще находитесь — в ресурсном или нересурсном. Какой представляется реальность, когда вы в ресурсном состоянии? А какой она кажется вам, когда вы в нересурсном состоянии? Не правда ли, это две разные реальности?

Находясь в разных состояниях, вы поймете, что картина мира, которую вы видите, не объективна. Это значит, что вы можете создавать эту картину самостоятельно, менять ее по своему усмотрению. Для этого надо только поменять нересурсное состояние на ресурсное. Мысленно внесите в некомфортное состояние ощущения, связанные с ресурсным состоянием (практики 1 и 3). Представьте, что заново пережили тот эпизод, но уже в ресурсном состоянии, и задайте себе вопросы:

  • как бы вы воспринимали ситуацию?
  • как бы себя чувствовали?
  • какие действия предприняли бы?

Ресурсное состояние активирует наш мозг для поиска наилучших решений и выхода даже из сложных ситуаций. Вы смело можете использовать эти возможности мозга в профессиональной деятельности.

Заключение

Ваше ресурсное состояние зависит только от вас. Никто извне за это не отвечает.

Невозможно наполнить себя при помощи других. Помните правило успеха: если хочешь сделать хорошо — сделай сам!

ТЕСТ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСНОГО СОСТОЯНИЯ»

Оцените свое состояние: ответ «да» — 1 балл, «нет» — 0 баллов.

  1. Вы счастливы?
  2. Вы часто просыпаетесь по утрам в хорошем настроении?
  3. Вы любите свою работу?
  4. Вы живете без долгов и кредитов?
  5. Вы чувствуете себя абсолютно здоровым человеком?
  6. Вам легко общаться с людьми?
  7. Вы чувствуете уверенность в завтрашнем дне?
  8. У вас хорошие отношения с коллективом?
  9. Вы допускаете критику в свой адрес?
  10. Вы можете попросить прощения, если были неправы?
  11. Вы являетесь профессионалом своего дела и точно знаете, что всегда сможете найти себе место и у вас всегда будет работа?
  12. Когда вы подходите к зеркалу, вам нравится человек в отражении?

Результаты теста

11–12 баллов. Вы в ресурсе! Ваших сил хватит, чтобы реализовать задуманное. Успехов!

10–11 баллов. Неплохо, но нужно немного подкорректировать, пополнить свой баланс. Перечитайте статью и выберите свой способ из вышеизложенных практик 1–4.

9 баллов. Это уровень реализации около 70 %. Человек ощущает желание разобраться и улучшить нечто в своей жизни, работе. И у него есть доступ к ресурсу (силам), чтобы анализировать свои действия. Для наполнения вам необходим отпуск, перезагрузка.

6–8 баллов. Пора призадуматься. Ресурс покидает вас. Срочно ищите, куда утекают силы!

3–5 баллов. Вы НЕ в ресурсе! Человек истощен, выгорел, свободного ресурса у него нет совсем, свою жизнь он воспринимает, скорее, как набор трудностей и чувствует себя бессильным перед ними. Например, в силу перенесенной болезни или хронического стресса. Пора обращаться за медицинской помощью.

0–2 балла. Опасное состояние, вам необходимы помощь и полноценный отдых!

975 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Докладная и служебная записки: от формы до содержания

В статье в формате вопрос-ответ рассмотрены: правила использования, оформления, регистрации докладных записок; различия между докладной и служебной записками; составле...
№ 10 (154) 2024 Штейнер Алексей,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 380

Заседание педагогического совета: цели, задачи, структура

Накануне составления главного документа стратегического планирования — годового плана — перед многими заведующими встает проблема выбора тем заседаний педагогического сов...
№ 6 (150) 2024 Степанец Ольга,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 572
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок