Залогом успешной работы коллектива учреждения образования является благоприятная психологическая атмосфера взаимопомощи, доверия. Она способна создать условия для плодотворной деятельности, устранить неприязнь, подозрительность, зависть, недоверие.
Психологическая компетентность и культура общения — необходимые условия успешной деятельности руководителя учреждения образования. Повышению результативности труда способствуют эффективное выстраивание личностно и социально ориентированного общения с окружающими, владение искусством управленческого воздействия, проявление эмпатии к подчиненным, выбор эффективного стиля руководства, использование разнообразных способов мотивации сотрудников.
Знание психологических аспектов управления позволяет руководителю оценивать различные ситуации, разрабатывать, обосновывать, ставить цели и планировать мероприятия по их достижению, координировать деятельность сотрудников в соответствии с общими стремлениями, контролировать персонал, формировать систему стимулирования сотрудников, делегировать задачи, предотвращать и разрешать конфликты, поддерживать дееспособность коллектива, обеспечивать его организационную стабильность.
Какие качества помогут директору в этом, мы рассмотрели в таблице 1 (на следующей странице).
Таблица 1
Личностные качества руководителя учреждения образования
Индивидуальных усилий руководителя недостаточно для успеха учреждения образования, который зависит от максимального вклада каждого сотрудника и общей слаженности действий членов коллектива. Нужно стремиться к максимальному использованию трудового потенциала работников, учитывая индивидуальные возможности каждого.
Осуществляя руководство, необходимо понимать, что каждый сотрудник соответствует занимаемой должности. Следование личным симпатиям и антипатиям приводит к ненужным проблемам в деловом общении. Приоритетны деловые качества подчиненного, его активность, отношение к работе.
Руководитель должен помнить, что он отвечает за работу коллектива учреждения образования. Ничто так не подрывает авторитет, как неумение держать свое слово. Прежде чем что-либо пообещать, необходимо взвесить свои возможности.
Справедливость руководителя к подчиненным должна быть превыше всего. Хвалить или порицать можно только за дело. При этом ни один проступок не должен оставаться незамеченным, иначе возникнет безответственность. Однако стоит учитывать, что мера наказания должна соответствовать степени проступка. Излишняя строгость способна вызывать озлобление.
Заведующему на заметку
Заведующему в своей деятельности необходимо руководствоваться «золотым правилом»: хвалить при всех, ругать наедине.
Эффективное управление
Выделим важные качества заведующего, которые помогают ему наиболее эффективно управлять учреждением (см. таблицу 2).
Таблица 2
Качества руководителя, помогающие эффективно управлять
учреждением образования