Представим специалиста, который идет на руководящую должность. У него есть знания, что подтверждает диплом, у него есть компетенции, что подтверждают грамоты, награды. При этом он закрытый, негибкий, необщительный. Получится ли у него завоевать авторитет у персонала? Вряд ли. Чтобы стать эффективным руководителем, нужно владеть определенным набором навыков (или скиллов).
Виды навыков
Hard skills ― жесткие, или профессиональные, навыки. Скиллы, без которых не получится работать и развиваться в конкретной области. Их можно легко оценить и проверить с помощью экзамена, тестирования, испытания. Еще эти скилли можно потрогать — это дипломы, награды, медали, сертификаты. Жесткие навыки показывают, насколько человек квалифицирован в своей сфере.
Soft skills ― мягкие навыки. Это личные качества человека, особенности его характера и психики. Их довольно сложно проверить и распознать сразу. Конечно, можно на этапе собеседования определить уровень коммуникабельности или насколько человек вежлив, но понять, умеет ли специалист быстро адаптироваться или проявлять эмпатию, можно только спустя время. Для soft skills никаких аттестаций не предусмотрено — подтвердить их наличие можно только в процессе работы.