Обязанные лица: что нужно знать руководителю

Обязанные лица: что нужно знать руководителю

Родители, которые обязаны возмещать государству расходы по содержанию детей, признаются обязанными лицами. На практике часто данную категорию лиц трудоустраивают принудительно, и у нанимателей с этими работниками возникают определенные трудности: такие работники не хотят работать, совершают прогулы.

В связи с этим вопросы регулирования трудовых отношений с обязанными лицами являются весьма актуальными для значительного числа нанимателей. Также руководителям необходимо знать, что в отношении данной категории лиц существуют определенные нюансы при приеме на работу и увольнении, при предоставлении отпусков и т.д.

Сидоренко Анна

Правовой инспектор труда Минской городской организации Белорусского профессионального союза работников торговли, потребительской кооперации и предпринимательства

3204 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Особенности, касающиеся трудовых и связанных с ними отношений с обязанными лицами, отражены в Декрете Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее — Декрет № 18) и в Положении о трудоустройстве родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 января 2007 г. № 105 (далее — Положение № 105).

Обязанными лицами являются родители, обязанные возмещать государству расходы на содержание детей в случае (ч. 1 п. 8 Декрета № 18):

отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;

отобрания у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав;

лишения их родительских прав;

нахождения их в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей;

отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.

Обязанность родителей возмещать расходы на содержание детей возникает со дня помещения ребенка (детей) на государственное обеспечение, но не ранее дня (ч. 1 п. 9 Декрета № 18):

принятия решения комиссией по делам несовершеннолетних об отобрании ребенка у родителей. О таком решении комиссия информирует нанимателей по месту работы таких родителей в течение 5 рабочих дней (абз. 2 ч. 1 п. 4 Декрета № 18);

вынесения постановления органом, ведущим уголовный процесс, в отношении родителей;

вступления в силу судебного постановления, приговора в отношении родителей. 

Заведующему на заметку
Узнать о том, что работник признан обязанным лицом, можно получив заявление от работника о возмещении расходов по содержанию детей из заработной платы. Подать такое заявление — обязанность работника, признанного обязанным лицом (ч. 2 п. 9 Декрета № 18).

Необходимо отметить, что обязанному лицу проставляется отметка в его паспорте, виде на жительство о том, что он обязан возмещать расходы на содержание детей (ребенка), находящихся на государственном обеспечении. Данная отметка проставляется после возникновения у лица обязанности возмещения государству расходов, затраченных на содержание детей (ребенка) этого лица (п. 2, 6 Правил проставления в документах обязанных лиц, удостоверяющих их личность, отметки об обязанности этих лиц возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 1729 (далее — Правила № 1729)).

Отметка в паспорте гражданина Республики Беларусь проставляется на свободном месте на страницах 25–28, в видах на жительство в Республике Беларусь — на страницах 6–10 (п. 6 Правил № 1729).


По общему правилу обязанные лица подлежат трудоустройству органом по труду, занятости и социальной защите в организации независимо от формы собственности, включенной в перечень организаций для трудоустройства обязанных лиц, определенный облисполкомами, а также Минским горисполкомом совместно с Минским облисполкомом (ч. 2, 11 п. 14 Декрета № 18). Перечни организаций для трудоустройства, как правило, содержатся в решениях исполкомов.

Особенности приема на работу обязанных лиц

Обязанные лица трудоустраиваются либо самостоятельно, либо на основании судебного постановления о трудоустройстве по направлению органа по труду, занятости и социальной защите.

Обязанные лица, которые трудоустраиваются самостоятельно, при приеме на работу представляют такие же документы, что и другие категории работников.

Обязанные лица, принимаемые на работу по направлению органа по труду, занятости и социальной защите на основании судебного постановления о трудоустройстве, в числе документов, предусмотренных ч. 1 ст. 26 ТК, представляют нанимателю данное направление на работу. Это направление является основанием для приема на работу таких обязанных лиц (ч. 4 п. 14 Декрета № 18).

У обязанных лиц часто отсутствует один или несколько документов, необходимых для приема на работу (ст. 26 ТК). В этом случае следует руководствоваться Декретом № 18, в частности:

отказ нанимателей в приеме на работу обязанных лиц, направленных органами по труду, занятости и социальной защите, не допускается (ч. 6 п. 14 Декрета № 18);

основанием для приема на работу обязанных лиц, в отношении которых вынесено судебное постановление о трудоустройстве, является направление органа по труду, занятости и социальной защите (ч. 4 п. 14 Декрета № 18).

Заведующему на заметку
В случае если обязанное лицо самостоятельно трудоустраивается (т.е. без направления органа по труду, занятости и социальной защите), то в данном случае возможен отказ в приеме на работу. В данном случае у нанимателя нет обязанности, по общему правилу, письменно обосновывать такой отказ. Однако по требованию обязанного лица, уполномоченных государственных органов в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 16 ТК, наниматель обязан известить их о мотивах отказа в письменной форме не позднее трех дней после обращения (ч. 2 ст. 16 ТК).

Необходимо также отметить, что в соответствии с п. 14 Декрета № 18 обязанные лица, трудоустроенные по постановлению суда, имеют право:

на основной трудовой отпуск продолжительностью 7 календарных дней;

на социальный отпуск по беременности и родам;

на социальный отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Иные трудовые и социальные отпуска, предусмотренные законодательством о труде, обязанным лицам, трудоустроенным по постановлению суда, не предоставляются. Таким образом, данной категории работников дополнительный поощрительный отпуск, который является обязательным условием контракта, предоставлен быть не может.

Если обязанное лицо добровольно возмещает расходы по содержанию детей (т.е. судебное постановление не выносилось), то данное лицо имеет право на трудовой отпуск продолжительностью, установленной Трудовым кодексом.

Заведующему на заметку
При приеме на работу обязанного лица по постановлению суда целесообразно заключать с ним трудовой договор на неопределенный срок, в связи с тем что изначально невозможно определить продолжительность его работы, т.е. установить конкретный срок трудовых отношений.

Возмещение расходов на содержание детей (ребенка)

Удержания из заработной платы обязанного лица расходов на содержание детей (ребенка) может производиться двумя способами:

1.    Добровольное возмещение расходов обязанным лицом.

На основании заявления обязанного лица и информации взыскателя наниматель удерживает из заработной платы обязанного лица расходы на содержание детей (ребенка).

В трехдневный срок после помещения детей (ребенка) на государственное обеспечение обязанное лицо подает нанимателю заявление произвольной формы с просьбой об удержании из заработной платы расходов на содержание детей (ребенка). В свою очередь, взыскатель направляет по месту работы обязанного лица информацию:

о сумме средств на содержание ребенка, подлежащих взысканию ежемесячно;

о номере текущего счета по учету бюджетных средств.

При изменении суммы, подлежащей взысканию, взыскатель информирует нанимателя по месту работы обязанного лица. 

2.    Принудительное взыскание расходов с обязанного лица.

В случае уклонения обязанного лица от добровольного выполнения этих обязательств (т.е. когда обязанное лицо не направляет нанимателю заявление с просьбой об удержании из заработной платы расходов на содержание детей (ребенка)), такие расходы взыскиваются с него в принудительном порядке (п. 9 Декрета № 18).

О принудительном взыскании расходов с обязанного лица наниматель узнает из полученных от взыскателя либо из суда документов (например, исполнительной надписи нотариуса, судебного постановления). На основании данных документов наниматель производит удержания расходов на содержание детей (ребенка) из заработной платы обязанного лица.

Учет явки обязанных лиц

В соответствии с Положением № 105 наниматели совместно с органами внутренних дел и органами по труду, занятости и социальной защите контролируют ежедневную явку обязанных лиц на работу.

В свою очередь, организации, в которых работают обязанные лица, должны:

постоянно информировать органы внутренних дел, органы по труду, занятости и социальной защите о неявке обязанных лиц на работу;

ежемесячно в течение трех первых рабочих дней месяца, следующего за отчетным, представлять в органы внутренних дел, органы по труду, занятости и социальной защите информацию об учете рабочего времени обязанных лиц, о нарушениях трудовой дисциплины обязанными лицами, в т.ч. повлекших уменьшение их заработной платы (табели учета рабочего времени, приказы об отстранении от выполнения работы и иные документы, подтверждающие факты нарушения трудовой дисциплины).

Заведующему на заметку
Наниматели обязаны осуществлять ежедневный учет явки обязанных лиц на работу и ухода с нее. Положением № 105 предусмотрено, что в день неявки обязанного лица на работу:
•   наниматель сообщает об этом в соответствующий орган по труду, занятости и социальной защите и орган внутренних дел, а также устанавливает причины его неявки и принимает меры по обеспечению явки на работу обязанного лица;
•  при наличии неуважительной причины неявки на работу наниматель и орган по труду, занятости и социальной защите обращаются в орган внутренних дел о содействии в доставке обязанного лица на работу;
•  орган внутренних дел выносит этому лицу официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения и при необходимости обеспечивает его явку (доставку в случае обнаружения этого лица по результатам розыска) в организацию. Копия предупреждения направляется нанимателю и в орган по труду, занятости и социальной защите.

Привлечение к ответственности обязанного лица

За противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, т.е. дисциплинарный проступок, устанавливается дисциплинарная ответственность (ст. 197 ТК).

По общему правилу за совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания (ч. 1 ст. 198 ТК, подп. 3.3. п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»):

замечание;

выговор;

лишение полностью или частично дополнительных выплат стимулирующего характера на срок до 12 месяцев;

увольнение (п. 4, 5, 7, 8, 9 ст. 42 ТК и п. 1 ст. 47 ТК).

Однако в связи с особым статусом для данной категории работников установлены особенности. В частности, в части применения к ним дисциплинарной ответственности. Так, обязанные лица за ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей, нарушение трудовой дисциплины могут быть переведены нанимателем с согласия органа по труду, занятости и социальной защите на другую работу (ч. 3 ст. 30 ТК).

Увольнение обязанного лица

В соответствии с ч. 13 п. 14 Декрета № 18 обязанное лицо не может быть уволено с работы до полного возмещения расходов по содержанию детей, за исключением случаев, предусмотренных в п. 1 (кроме сокращения численности или штата работников), 2, 8 ст. 42, п. 1, 2, 5, 6 ст. 44 и п. 2, 4 ст. 47 ТК, и в случае, если обязанное лицо самостоятельно найдет место работы с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы, наниматель при наличии письма от другого нанимателя вправе по согласованию с органами по труду, занятости и социальной защите уволить обязанное лицо для дальнейшей работы у этого нанимателя. Основания и условия прекращения трудовых отношений с обязанными лицами являются исчерпывающими.

При увольнении обязанного лица в случае ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя; несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы; совершения по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания; восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, наниматель в день увольнения направляет об этом информацию:

в орган по труду, занятости и социальной защите и орган внутренних дел (если обязанное лицо работало на основании судебного постановления о трудоустройстве) для обеспечения трудоустройства обязанного лица на новое место работы;

взыскателю расходов по содержанию детей (если обязанное лицо на день увольнения добровольно возмещало такие расходы) для обращения в суд с заявлением о взыскании с обязанного лица расходов по содержанию детей и его трудоустройстве в установленном порядке.  

3204 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок