Ограничения для государственных должностных лиц: что необходимо знать заведующему
В статье рассмотрим порядок разработки обязательства по соблюдению ограничений, установленных для государственных должностных лиц (далее — ГДЛ).
В статье рассмотрим порядок разработки обязательства по соблюдению ограничений, установленных для государственных должностных лиц (далее — ГДЛ).
Каждое ГДЛ дает обязательство по соблюдению ограничений, установленных Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон).
Цель ограничений — недопущение действий, которые могут привести к использованию своего служебного положения в личных, групповых и иных внеслужебных интересах.
Ограничения установлены:
Перечень ограничений, указанных в данных статьях, является закрытым. Это означает, что добавлять какие-либо иные ограничения, не предусмотренные статьями, нельзя.
Это важно
Государственные должностные лица подписывают обязательство и ставятся в известность о правовых последствиях его неисполнения.
Государственные должностные лица — это лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц (ст. 1 Закона).
Обязанности
К ГДЛ в УДО относятся:
Включение в обязательство ограничений, не предусмотренных ст. 17‒20 Закона, не допускается (в этом и заключается закрытость перечня).
Вместе с тем устанавливать необходимо только те ограничения, которые относятся к конкретному ГДЛ. Установление ограничений, не относящихся к ГДЛ, может быть рассмотрено как ограничение его прав и свобод.
Так, некоторые ограничения, предусмотренные ст. 17‒20 Закона, распространяются только на определенный круг ГДЛ.
Пример 1
Часть 2 ст. 17 Закона устанавливает ограничения в части иной оплачиваемой работы лишь для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных организаций. Поэтому установление указанных ограничений для ГДЛ, которые не являются руководителями, заместителями и главными бухгалтерами, является нарушением законодательства.
В учреждениях образования обязательство, включающее ограничение из ч. 2 ст. 17 Закона, подписывают только заведующий, заместители заведующего и главный бухгалтер (если таковой имеется в удо). Остальные ГДЛ, например начальники отделов, секторов, групп и т. д., подписывают обязательство по соблюдению ограничений из ст. 17–20 Закона, за исключением ограничений, предусмотренных ч. 2 ст. 17 Закона. Поэтому можно сказать, что они подписывают своего рода усеченное обязательство.
Пример 2
Ограничения, указанные в ч. 1 ст. 20 Закона, относятся к гражданским служащим и иным лицам, коими не являются ГДЛ, работающие в большинстве учреждений образования. Соответственно, прописывать данные ограничения в обязательстве нет необходимости.
Пример 3
Часть 5 ст. 17 Закона определяет ограничения только для лиц, приравненных к ГДЛ, а также для супругов, близких родственников или свойственников ГДЛ или приравненных к ним лиц, но не для самих ГДЛ. Вместе с тем ограничения для близких родственников ГДЛ целесообразно включать в его обязательство для информирования и профилактики коррупционных нарушений. Данные ограничения никоим образом не ограничивают права и свободы ГДЛ, несмотря на то, что конкретно к нему они не относятся. Невключение данных положений в обязательство не является нарушением, т. к. данные ограничения для ГДЛ уже включены в ч. 1 ст. 17 Закона.
Обратите внимание, что обязательство ГДЛ помимо ограничений, предусмотренных ст. 17‒20 Закона, должно включать порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов, предусмотренный ст. 21 Закона. Данный порядок включается в обязательство любого ГДЛ.
Это важно
Форма обязательства индивидуальна, она должна прорабатываться отдельно для каждого ГДЛ с учетом круга его обязанностей.
Обозначим основные изменения, внесенные в Закон Законом Республики Беларусь от 30.12.2022 № 232-З «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией»: