Организация игровой деятельности воспитанников с аутистическими нарушениями
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Организация игровой деятельности воспитанников с аутистическими нарушениями

С самых первых минут своей жизни дети попадают в большой информационный поток. Поэтому очень важно не только научить ребенка получать новые знания, правильно пользоваться информацией, но и воспитать личность, приобщенную к культурным традициям. Ребенок как личность формируется в процессе активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей. Именно она определяет интересы человека, отношение к окружающей его действительности. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. 

Игра — это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных знаний и впечатлений из окружающего мира, проявления особенностей мышления и воображения, эмоциональности и активности.

В текущем и последующих номерах журнала мы рассмотрим процессы формирования игровых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с аутистическими нарушениями на основе опыта педагогов ГУО «Ясли-сад № 302 г. Минска».

Джейгало Юлия

Заведующий ГУО «Ясли-сад № 302 г. Минска»

2089 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Развитие игровой деятельности проходит ряд этапов, которые описал психолог Д. Б. Эльконин. Ребенок при нормальном развитии проходит все эти этапы без применения специальных усилий со стороны родителей и воспитателей. При этом развитие игровой дея­тельности заложено в программу дошкольного образования, которая реализуется в соответствующих учреждениях. Дети с особенностями психофизического развития испытывают сложности с обработкой сенсорной информации, овладением пассивной и активной речью и моторными навыками. Эти сложности неизбежно приводят к тому, что им трудно начинать игру и принимать в ней участие.

Кроме того, дети с аутистическими нарушениями не учатся, наблюдая за другими. Социальное взаимодействие само по себе не мотивирует их, т. к. они не предрасположены к общению и совместным играм с другими детьми. Игра не может быть сформирована дошкольниками с аутистическими нарушениями самостоятельно. Для этого нужно проведение специальных коррекционных занятий.

Группа интегрированного обучения и воспитания в нашем учреждении образования функционирует с 2016 г. За четыре года ее существования уже накоплен хороший практический опыт работы с детьми, имеющими аутистические нарушения. Педагоги нашего учреждения, осуществляющие сопровождение таких детей, постоянно повышают свой профессиональный уровень, посещая курсы, семинары, круглые столы по обмену опытом. Отработанные навыки и формы социального поведения проходят через все виды детской деятельности и закрепляются всеми специалистами. Кроме того, большое внимание в нашем учреждении дошкольного образования уделяется работе с родителями, поддерживающими дома новые знания и умения ребенка.

Виды характерных игр

Основные виды игр, характерные для детей с аутистическими нарушениями, можно условно разделить на четыре вида. Каждому из этих видов будет посвящена отдельная статья.

Схема

Для всех видов игр характерны общие закономерности:

  • повторяемость;
  • путь «от ребенка» (недопустимо навязывать ребенку игру — она достигнет своей цели только если ребенок сам захотел в нее поиграть);
  • каждая игра требует развития внутри себя — введения новых элементов сюжета и действующих лиц, использования различных приемов и методов.

Очень важно в игре не вызвать у ребенка с расстройством аутистического спектра состояние острого дискомфорта. Подача нового должна быть постепенной, происходить в спокойной обстановке и учитывать интересы ребенка. Главным успехом такой игры станет перенос знаний в реальную жизнь. Особенности психики таких детей в том, что их поведение обусловлено внутренним стремлением к постоянству и закреплению различных стереотипов, определенности и законченности. Ребенок  старается сохранить в неизменном виде, многократно повторять и проигрывать привычные действия, ситуации и сюжеты. Поэтому построение взаимодействия с таким воспитанником основывается на его стереотипной игре.

Каждый ребенок с аутистическими нарушениями очень индивидуален. Для одного лучше всего подойдут сенсорные игры, для другого — предметные. На наш взгляд, наиболее сложны в усвоении такими детьми дидактические игры, в которых есть свои определенные правила. В дальнейшем на занятиях используются все виды игр попеременно. При этом выбор игры часто зависит не только от целей и задач, которые поставил педагог, но и от реакции ребенка. Это требует гибкости в использовании различных игр.

Особенности проведения стереотипных игр

Стереотипная игра — это повторяющиеся действия, манипуляции с предметами при отсутствии видимого сюжета. У детей с аутистическими нарушениями всегда есть одна или несколько любимых стереотипных игр, в которые они могут играть часами. Главные особенности таких игр следующие:

  • цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих;
  • в этой игре подразумевается единственный участник — сам ребенок;
  • повторяемость — ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий и манипуляций;
  • неизменность — раз установившись, игра очень долго остается одинаковой;
  • длительность — ребенок может играть в такую игру годами.

Анализируя результаты наблюдений за ребенком в такие моменты, можно предположить, что для него ситуация повторения знакомых действий комфортна сама по себе, ведь все известно заранее. К тому же, ребенок испытывает видимое удовольствие. Эти два тезиса — наличие комфорта и переживание удовольствия — ложатся в основу использования стереотипной игры как основы взаимодействия с воспитанником.

Можно сразу выделить и положительные стороны стереотипной игры:

  • для ребенка это комфортная ситуация, внутри которой он спокоен;
  • если поведение ребенка вышло из-под контроля, возникла аффективная вспышка, с помощью включения стереотипа игры можно вернуть ребенка в уравновешенное состояние.

Установление контакта

Главная цель этого этапа игры — создание позитивного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы, эмоционального контакта ребенка с педагогом. Следует понаблюдать, выяснить уровень актуального развития, пристрастия и интересы воспитанника. Все наблюдения необходимо зафиксировать, чтобы выяснить возможности вовлечения ребенка во взаимодействие.

Не торопите события. Используя результаты наблюдений, постарайтесь вникнуть в структуру стереотипной игры ребенка, выделите цикл повторяющихся действий. Ваши выводы помогут в дальнейшем, подскажут, каким образом можно принять участие в его игре. Когда ребенок привыкнет к вашему присутствию, можно пробовать организовать взаимодействие с ним внутри стереотипной игры. Начните с того, что в нужный момент (вы ведь уже запомнили порядок действий ребенка) подайте ему нужную деталь. Этим вы обратите его внимание на ваше присутствие. Негромко повторите за ребенком его слова. В следующий раз используйте любимую игрушку ребенка, действуя так же тактично и постепенно.

Цель педагога — дать воспитаннику понять, что вы не помешаете ему играть (как часто бывает), от вас даже может быть польза. На этом этапе все усилия должны быть направлены на завоевание доверия ребенка. Это потребует времени и терпения. Если ребенок раскачивается, то взрослый, обняв его (если есть такая возможность), может раскачиваться в такт с ним. Для установления положительного эмоционального контакта можно проводить эмоциональные игры: «Ку-ку», «Лови меня», «Догони меня» и др.

Старайтесь включаться в стереотипную игру, а также постепенно вносить в нее новую сюжетную линию. Делать это следует очень осторожно, т. к. нарушение стереотипа игры вызовет у ребенка протест. Здесь важно уже то, что ребенок не возражает против участия в его игре другого человека.

В процессе занятия ребенок в любой момент может вернуться к своей игре — позвольте ему это. Помните: стереотипная игра дает ребенку ощущение комфорта, и, быть может, в данный момент ему это необходимо.

Установление зрительного контакта, формирование начальных коммуникативных навыков

В этот этап игры уже включаются несложные манипуляции с предметами и игрушками. Педагогом обязательно комментируются предметы и картинки, представляющие интерес для ребенка в данный момент. Отрабатывается указательный жест, жесты «да», «нет». Намеренно созданные ситуации на занятиях и в повседневной жизни помогают овладевать новыми навыками. Затем можно присоединять ритмические игры и танцы с речевым ритмичным сопровождением, которые вызывают положительные эмоции и оказывают благоприятное воздействие на имеющиеся у ребенка двигательные стереотипии в виде размахиваний руками, подпрыгиваний и т. п.

Формирование активного взаимодействия с взрослым

Этот этап игры с ребенком характеризуется объяснением ситуаций, внесением смысла даже во внешне бессмысленную активность, фиксацией приятных ощущений и сглаживанием неприятных, прояснением причинно-­следственных связей. Это помогает ребенку преодолевать свои страхи, бороться со стереотипными влечениями. Необходимо также комментировать чувства и ощущения самого ребенка, эмоциональные реакции других людей, сказочных персонажей. Очень важно давать ребенку информацию в том виде, в котором он способен ее усвоить. Нужно продолжить исследование его восприятия, чтобы понять, каким именно ему видится мир, и предлагать новые сведения в максимально комфортной для него форме.

Заключение

1. Присоединение взрослого к стереотипному поведению ребенка дает ключ к пониманию такого поведения. Это облегчает установление визуального контакта, развивает взаимодействие и дает возможность включиться в игру.

2. В основе обучения и освоения навыков лежит опора на собственную мотивацию ребенка.

3. Обучение через игру приводит к осмысленному взаимодействию и эффективной коммуникации.

4. Энтузиазм и заинтересованность взрослого вовлекают ребенка в общение и пробуждают у него устойчивый интерес к взаимодействию и обучению.

5. Оптимистическое отношение взрослого дает ребенку ощущение радости, усиливает его внимание и мотивацию.

6. Умение педагога посмотреть на ситуацию глазами ребенка — наиболее важное и безотказное средство, способное поддерживать взаимодействие.

Таким образом, исходя из выводов и опыта педагогов нашего учреждения образования, стереотипная игра ребенка с аутистическими нарушениями в начале коррекционной работы является основой построения взаимодействия с ним.  

2089 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Докладная и служебная записки: от формы до содержания

В статье в формате вопрос-ответ рассмотрены: правила использования, оформления, регистрации докладных записок; различия между докладной и служебной записками; составле...
№ 10 (154) 2024 Штейнер Алексей,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 219
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок