Особенности возрастных кризисов работников
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Особенности возрастных кризисов работников

Каждый человек проходит через возрастные кризисы, но вот форма выражения, интенсивность и длительность проявления у каждого своя. Что делать руководителю учреждения дошкольного образования, когда работник переживает возрастной кризис? Чего от него ожидать? Ответы на эти вопросы вы узнаете из статьи.

Высоцкая Светлана

Психолог, HR-менеджер

1025 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: 
один означает «опасность», другой — «благоприятная возможность».
Джон Кеннеди

Возрастные кризисы — это непродолжительные по времени (до года) возрастные периоды, в которые происходят резкие психологические изменения в мировоззрении человека и перемена его статуса по отношению как к обществу, так и к самому себе.

Отношение к возрастному кризису не у всех однозначное. Например, некоторые психологи убеждены, что кризис — это болезненные и вредные процессы, другие, наоборот, утверждают, что это толчок, который помогает проявить свои возможности. Поэтому не стоит спешить и ставить своим работникам диагноз! Ведь недоразумения на работе, конфликты с коллегами или с руководителем, изменение настроения, чувство неопределенности — это всего лишь признаки того, что человек находится на пороге перемен.

Чем чреват возрастной кризис?

Каждый кризис обусловлен тем, что человек вынужден что-то менять в своей жизни. Это приводит к нестабильности его положения, необходимости преодолевать трудности и решать возникшие задачи. Вот почему мнение неоднозначно, ведь возрастные кризисы могут вызывать моральное угнетение, депрессию, стрессы, нервные срывы, конфликты в коллективе, нарушения трудовой дисциплины.

Степень проявления кризиса зависит от уровня развития, условий проживания, работы, личностных качеств, темперамента, особенностей характера, воспитания и т. д. Но в любом случае важно понимать причины его возникновения и сценарий поведения, чтобы пережить кризис с минимальными потерями и максимальной выгодой в рабочих условиях.

Возрастная периодизация кризисов работников

Рассмотрим кризисы, которые переживают люди, находящиеся в трудовых отношениях, ведь их тревоги связаны с мотивацией, профессиональной реализацией, отношениями с другими людьми, а это важно знать любому руководителю, чтобы грамотно планировать работу с персоналом.

Это важно
Отличие взрослого кризиса от детского в том, у ребенка он связан с психическим и физическим развитием, у взрослого — с реализацией себя. Период переживаний, связанных с самореализацией, происходит каждые 5 лет.

1.    Кризис профессионального самоопределения наступает в трудоспособном возрасте около 15–20 лет и, как правило, вызван тем, что человек переходит в новый для себя статус — статус работника. При этом распорядок жизни молодого специалиста (работника) резко меняется, ему необходимо быстро адаптироваться к требованиям работодателя и новому коллективу, приобрести практические навыки.

Как у выпускников учебных заведений, так и у молодых людей, которые только окончили школу, первая работа может сопровождаться обостренными страхами. Эти страхи и высокое внутреннее напряжение могут привести к сомнениям в правильности выбранной профессии. В этом случае начинающему работнику требуется дополнительное обучение, профессиональное сопровождение, доброжелательное отношение руководителя, наставника, который смог бы не только обучать молодого коллегу навыкам работы, но и поддерживать его морально.

2.    Переоценка профессионального и социального статуса выпадает на 20–25 лет. На данном этапе человек обучается выстраивать личные и профессиональные отношения. В этом возрасте работник нарабатывает новые социальные связи, вливается в рабочую жизнь. Здесь же человек должен преодолеть тот барьер, когда ему нужно соответствовать чужим ожиданиям и в то же время быть самим собой. Во время этого периода человек учится самостоятельности и умению коммуницировать в обществе.

Руководителю при этом рекомендуется стимулировать работника через ответственные поручения, давать индивидуальные задания, привлекать к участию в традициях в коллективе.

3.    Поиск смысла жизни в 25–30 лет может вызвать неожиданный спад профессиональной активности. Как правило, к этому возрасту работник уже определился в профессиональном выборе, добился первых успехов, но неожиданно может возникнуть вопрос: «А к тем ли целям я стремился?».

Такой кризис болезненно переживают те, кому не до конца удалось реализовать задуманное, или те, кто испытал разочарование в профессии. Тогда развивается синдром профессионального кризиса на фоне кризиса смысла жизни, который характеризуется снижением деловой активности и отчуждением от коллег. В этих случаях работник может пристраститься к алкоголю, начать пренебрегать требованиями трудовой дисциплины, стремиться уйти от выполнения своих прямых обязанностей. Выход — смена работы, а руководителю желательно не удерживать данного работника.

4.    Кризис среднего возраста обычно наступает в возрасте 40–45 лет. В этот период тревожность может развиться в силу опасения стать профессионально невостребованным человеком. Психологи отмечают, что кризис среднего возраста особенно тяжело переживают мужчины, занимающие управленческие позиции, поскольку они начинают ощущать потребность в уважении извне.

Индивидуальные достижения подвергаются тщательному пересмотру. То, что раньше составляло центр существования личности, теперь безжалостно отвергается. Этот период иначе еще называют «кризисом середины жизни». Самое неприятное заключается в том, что работник не может найти внутреннее равновесие внутри себя, чувствует себя неудовлетворенным, разбитым, может уходить в депрессивные состояния, проявлять агрессию. Примечательно, что мужчины переносят это состояние тяжелее, чем женщины, потому что внешне стараются не показывать, скрывать свои переживания.

Чтобы преодолеть кризис среднего возраста работника, руководителю необходимо запастись колоссальным терпением и просто переждать.

5.    Переход к зрелости происходит в 45–50 лет. Вообще, считается, что к пятому десятку человек должен прийти к эмоциональной стабильности. На самом деле кризис 45–50 лет — довольно болезненный. Это период осознания старения, переживаний за будущее. Человек вынужден пересматривать свои цели с учетом своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел на работе, в семье. В этом возрасте работник уже научился жить в рамках социальных норм и правил, способен сделать выбор и нести за него ответственность. Как правило, люди этого периода остаются привязанными к рабочему месту до пенсионного возраста. Для руководителя единственной проблемой может стать работоспособность специалиста и состояние его здоровья.

6.     Кризис осмысленной зрелости начинается в 50–55 лет и характеризуется более очевидным упадком физических возможностей. Для работника этот возраст можно назвать «периодом дефицита сил» и осознанием того, что пора уступать место новому поколению.

Большую роль играет профессиональный опыт работника, которым может воспользоваться руководитель, используя его знания для наставничества.

7.    Предпенсионный кризис в 55–60–65 лет — это период, где происходит снижение уровня профессиональных притязаний. Изменяется мотивация в связи с подготовкой к предстоящему пенсионному образу жизни, ожиданием старости. Этот период оказывается трудным для большинства работающих, вызывает негативные эмоциональные переживания. Однако индивидуальная выраженность и напряженность переживания пенсионного кризиса весьма различаются в зависимости от характера труда, степени психологической подготовленности работника, его личностных особенностей и жизненной позиции.

Так, например, расставание с тяжелой физической работой или нелюбимым профессио­нальным занятием может пройти совершенно безболезненно, даже радостно, как освобождение и возможность отдохнуть, заняться любимым делом, а для работников, «приросших» к профессии, необходима подготовка. Нужно заранее задействовать специалистов, отвечающих за работу с персоналом (методиста, психолога), привлечь профсоюз, чтобы расставание не было болезненным (без жалоб в вышестоящие инстанции).

В целом же рекомендации психологов сводятся к довольно банальным истинам: не бойтесь перемен и не поддавайтесь панике, а руководители — старайтесь спокойно воспринимать любые перемены в работниках, помня, что эти перемены коснутся и вас.  

Тест «Есть ли у вас признаки возрастного кризиса?»
Ответьте на 10 вопросов «да» ли «нет».
1. Вас устраивает ваше место работы?
2. Вы получаете достойную зарплату?
3. Вы ощущаете себя молодым (молодой)?
4. Вам приятно смотреть на себя в зеркало?
5. Вы с удовольствием идете на работу?
6. У вас в семье мир и понимание?
7. Вы в состоянии контролировать свои эмоции на работе?
8. Вы легко общаетесь с коллегами, детьми?
9. Вы довольны своими успехами?
10. Вы довольны своей нынешней жизнью?
Если набралось больше пяти ответов «нет», скорее всего, у вас возрастной кризис. Не пугайтесь, это значит, что пришла пора оценить достигнутое, отдать себе должное за потраченное время, силы и поставить новые цели.
Чтобы определить для себя, что конкретно вас не устраивает в жизни, можно взять листок бумаги и разделить его пополам. В одной колонке напишите все то, чем вы недовольны, а в другой — то, чего вам удалось достичь, а затем проанализируйте ситуацию. После того как вы определитесь с тем, что хотите получить от жизни, вы осознаете, что вам потребуется сделать для достижения новых высот, и сможете уверенно идти к своей цели, а кризис останется позади.

1025 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Планирование работы УДО по воспитанию патриотизма у детей

Одним из перспективных направлений профессионального развития педагогических работников УДО является повышение профессиональной компетентности по воспитанию патриотизма у...
№ 7 (151) 2024 Клезович Ольга
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 457
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок