Предупрежден — значит вооружен: как прокачать память

Предупрежден — значит вооружен: как прокачать память

Наверняка каждый руководитель сталкивался с ситуациями, когда незнакомый человек казался знакомым, прочитанный документ через некоторое время становился «новым», а монолог обрывался из-за словесного ступора. Это три самых известных явления искажения памяти. Что они из себя представляют и как влияют на работу? Давайте разбираться!

Высоцкая Светлана

Психолог, HR-менеджер

53 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Явления искажения памяти

Мозг можно сравнить с компьютером, который иногда «зависает». Техника дает сбой, когда память переполнена, одновременно открыто несколько вкладок, есть вирусы, создающие помехи, и т. д. Точно так же происходит и с памятью человека.

Случается, что мозг с первого раза не успевает уловить инструкцию. (Помните, когда мы просим собеседника повторить сказанное или перечитываем текст?) В этот момент мозг получает сигнал на повторный запрос. Но часть сигналов от органов чувств уже получена, эта обрывочная информация наслаивается, и появляется ощущение, что мы это где-то уже слышали, видели. Это состояние называется дежавю.

Дежавю (уже виденное) — психическое состояние, при котором человек ощущает, что когда-то уже был в подобной ситуации или в подобном месте, однако, испытывая такое чувство, обычно не может, несмотря на его силу, связать это «воспоминание» с конкретным моментом из прошлого.

В целом дежавю подвержены все люди. Например, руководители страдают дежавю в моменты перезагруженности и рабочих авралов, когда в голове нужно держать открытыми несколько вкладок с информацией. У молодых специалистов все это может происходить на фоне выраженной эмоциональности. В предпенсионном возрасте учащение дежавю связывают со склонностью к ностальгии и обманом памяти, когда подсознательно люди хотят вернуться туда, где были моложе, трава была зеленее, люди добрее, а солнце ярче.

Окончательно объяснить этот феномен все еще не удается, но стрессы и усталость действительно могут быть провоцирующими факторами. А еще «уже виденное» чаще испытывают люди, обладающие большой впечатлительностью и креативностью.

Есть предположение, что причина дежавю — в глазах: один работает чуть быстрее второго, и получается, что они посылают сигналы мозгу с разной скоростью.


Пример

Американская певица Тина Тернер предполагала, что в прошлой жизни была царицей Египта Хатшепсут. Она почувствовала это, когда испытала дежавю во время экскурсии к египетским пирамидам.


Однако дежавю — вовсе не безобидный сбой программы мозга. Иногда это сигнал о помощи. Болезненные дежавю наиболее часто встречаются при эпилепсии. Поэтому участившиеся фокусы памяти — это звоночек, что пора к врачу.

Жамевю (никогда не виденное) — это дежавю «наоборот», т. е. обратное чувство, когда, находясь в знакомой обстановке, ситуации, в окружении знакомых людей, предметов, человек вдруг начинает чувствовать себя так, словно впервые в жизни все это видит и слышит.

Людям, которые переживают жамевю, кажется, что они находятся не в том месте или не в том времени. Такому состоянию могут быть подвержены работники с переутомлением или после сильного нервного напряжения. У руководителя жамевю может появляться после проверок, рейдов, когда кажется, что это не его кабинет, не его документы, автограф. В этот момент человек может забыть, как писать, читать и даже управлять автомобилем.

С точки зрения нейропсихологии, жамевю — это временное разъединение между восприятием и памятью. Кроме того, есть предположение, что сбой памяти связан с отрицанием настоящего. Если мы игнорируем знакомое, мозг начинает интерпретировать его как чужое.


Пример

«Это не мои документы, я этого не писал. Впервые вижу!» — слова работника, который не признает и не осознает собственную ошибку.


Жамевю может проявляться и в форме экономии эмоционального ресурса в момент перенапряжения, стресса, испуга.

Прескевю (почти увиденное) — навязчивое состояние, когда человек никак не может вспомнить знакомое слово, при этом оно вертится на кончике языка («ну это, как его»).

Главные критерии, по которым можно понять, что вы столкнулись с прескевю, следующие:

  • вы можете описать объект, которому соответствует забытое слово;
  • вы можете отвечать на наводящие вопросы о забытом объекте;
  • есть ощущение, что вы сможете вспомнить слово, если вам дадут подсказку;
  • слово действительно вспоминается, когда подсказку дают правильную.

Существует теория: прескевю возникает, когда в памяти быстро всплывает другое слово, которое мешает вспомнить нужное.


Пример

Сообщение в Viber от коллеги: «Напишите, пожалуйста, как зовут нашего заведующего. Представляете, не могу вспомнить. Фамилию помню, а имя с отчеством вылетело из головы».


С ситуацией «побега» слова можно справиться самостоятельно, достаточно перебрать все буквы алфавита или постараться расслабиться и отвлечься. Тогда слово придет на ум неожиданно и довольно быстро.

Руководители страдают прескевю, когда объемы информации зашкаливают, а голова разрывается от звонков, посетителей, рабочих хлопот. Многие управленцы больших организаций не знают имен своих работников, и причина не в высокой самооценке и нежелании запоминать, а в невозможности помнить все. Мозг таким образом разгружается.

Как улучшить память

Проблемная память — это неудобно, некомфортно и раздражает как самого себя, так и окружающих. Вот несколько простых, но одновременно эффективных рекомендаций по улучшению памяти.

Пересказ. Пересказывайте коллегам, близким содержание документов, новости, сюжет прочитанных книг, что произошло на работе и в мире. Проговаривайте план работы. Это хороший способ научиться удерживать мысль в структуре.

Выход из зоны комфорта. Необходимо менять привычный ход вещей: выбирайте новые маршруты, пробуйте писать или пользоваться компьютерной мышью левой рукой, если вы правша (и наоборот). Такие занятия заставят мозг запоминать непривычную последовательность и научат лучше ориентироваться в пространстве.

Пиктограммы — прекрасное средство запоминания любого текста, который требуется сохранить в памяти дословно: неважно, стих это, план работы или определение термина.


Пример

Смотрели в окна мы, где липы
чернели в глубине двора.
Вздыхали: снова снег не выпал,
а ведь пора ему, пора.

Вот как автор изобразила эти строчки с помощью пиктограмм:


С пиктограммами сможет справиться даже тот, кто не смыслит в рисовании, ведь нужно изобразить просто схематический значок для каждого слова или действия. Попробуйте в ежедневнике задачи не прописывать, а изображать.

Откройте новые вкусы. Сложно представить, но даже привычки, которые мы выработали в еде, могут плохо сказываться на новых нейронных связях. К примеру, когда дети пробуют новую еду, их мозг растет и развивается. Взрослые же становятся консерваторами и вырабатывают пищевые привычки. Новые грани вкуса и аромата стимулируют разные части мозга, отвечающие за восприятие.

Здоровый образ жизни. Эта истина известна каждому, но разве все применяют ее на практике? И совершенно зря. Физические нагрузки, правильное питание и полноценный сон отлично активизируют кровообращение мозга, насыщают его кислородом и улучшают тонус сосудов.

Заключение

Универсальных методик сохранения и развития памяти не существует. Память, как мышца — требует тренировки.


Тест на запоминание

Пройдите тестовое задание, которое покажет, насколько эффективно работает ваша зрительная память.

Внимательно изучите картинку в течение минуты, а после назовите предметы, изображенные на ней, в любом порядке.

Если вы назвали 18‒20 предметов, у вас замечательная кратковременная зрительная память.

17‒15 предметов — похвальный результат. С помощью вышеизложенных упражнений объем визуальной памяти можно расширить еще больше.

14‒11 предметов — неплохой показатель, но есть куда стремиться.

10‒5 предметов — средний результат, возможно, нужно было лучше сосредоточиться на поставленной задаче.

От 1 до 4 предметов — явно проблемы с памятью, придется ее усердно тренировать, ведь глазами мы воспринимаем очень много информации, особенно при работе с документами и людьми.

53 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Перераспределение и перенаправление молодых специалистов: в чем разница и какие нюансы в здравоохранении

Распределение – реальная социальная гарантия государства. Выпускники вузов и колледжей, по сути, не имея богатого профессионального опыта, гарантированно получают свое пе...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 56
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок