Прием на работу с учетом Декрета № 5: работаем с характеристикой

Прием на работу с учетом Декрета № 5: работаем с характеристикой

Можно ли принять работника на работу, не дожидаясь получения характеристики?
Нет, за исключением лиц, которых в силу законодательства наниматель обязан принять на работу.
Что делать, если бывший наниматель по запросу не предоставляет характеристику для приема работника на работу в государственное учреждение?
Можно обратиться в Департамент государственной инспекции труда.
Можно ли по запросу работника выдать ему копию характеристики для поступления на новую работу?
Можно.

Менее чем за три месяца Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Минтруд) подготовило три официальных комментария по применению Декрета Президента Республики Беларусь от 12.10.2021 № 6 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь», в которых позиция Минтруда по ряду вопросов кардинально менялась. Рассмотрим некоторые востребованные на практике вопросы, касающиеся особенностей приема на работу и выдачи характеристики, с учетом разъяснений Минтруда.

Самосейко Владимир

юрист, магистр права

1033 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Можно ли принять работника на работу, не дожидаясь получения характеристики?


Учитывая разъяснение Минтруда по применению Декрета Президента Республики Беларусь от 12 октября 2021 г. № 6 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь* (далее — Разъяснение), это будет являться нарушением порядка приема на работу.

* Скачать разъяснение.

В Разъяснении Минтруд указывает, что согласно п. 12 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее — Декрет № 5) нарушение предусмотренного Декретом № 5 порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи признаются грубым нарушением трудовых обязанностей.

Справочно: нарушение порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи, предусмотренных Декретом № 5, могут повлечь увольнение руководителя организации и (или) иного уполномоченного должностного лица, ответственного за соблюдение порядка приема на работу и выдачу характеристик.

Наниматель должен предпринять все возможные меры для получения характеристики. Нарушение нанимателем порядка приема на работу не является основанием для увольнения работника, т. е. для работника правовые последствия отсутствуют.

Если законодательство предусматривает обязанность трудоустройства отдельных категорий работников, то наниматель должен исполнить эту обязанность. Одновременно он должен исполнить требование Декрета № 5 и запросить характеристику.

По сути, если наниматель должен принять физическое лицо на работу в силу требований законодательства, то, с точки зрения Минтруда, в таком случае не будет нарушения правил приема на работу, если он сделает запрос характеристики (т. е. примет на работу, не дожидаясь самой характеристики). Это прямо не предусмотрено в Разъяснении, но следует из ответа на вопрос 10 Разъяснения.


Куда можно обратиться, если бывший наниматель не предоставляет характеристику по запросу государственной организации?


Этот вопрос напрямую в Декрете № 5 не урегулирован, но исходя из Разъяснения полагаем, что в данном случае желательно зафиксировать факт неполучения ответа (характеристики) на запрос (например, оформить докладную записку или соответствующий акт) и проинформировать об этом Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Департамент).

Напрямую законодательство не обязывает государственную организацию, сделавшую запрос характеристики и не получившую ее в разумный срок, информировать о таком факте Департамент, прокуратуру или иной государственный орган (Комитет государственного контроля Республики Беларусь и т. п.). Принудить бывшего нанимателя выдать характеристику такая организация тоже не вправе.

Но необходимо отметить, что Департамент — государственный орган, который уполномочен на осуществление надзора за соблюдением законодательства о труде, в т. ч. порядка приема на работу (т. е. за соблюдением организациями требований п. 11 Декрета № 5).


Можно ли выдать копию характеристики для поступления на новую работу по запросу работника и (или) иной организации?


Ни законодательством, ни Разъяснением не установлен запрет на выдачу копии характеристики физическому лицу, в отношении которого она выдавалась.

По нашему мнению, как минимум наниматель должен дать возможность ознакомиться с содержанием характеристики работнику хотя бы в рамках законодательства о защите персональных данных, поскольку такое ознакомление никак не нарушает права третьих лиц и не конкурирует с другими правами (не является коммерческой тайной и т. п.).

Выдача же копии документа не самому физическому лицу, в отношении которого была выдана характеристика, или не в рамках ч. 2 п. 11 Декрета № 5*, полагаем, будет являться незаконной по общему правилу, т. е. предоставлением персональных данных, которое согласно законодательству о защите персональных данных требует согласия физического лица. Кроме того, возникает вопрос, зачем организации запрашивать именно копию документа, если нет такой обязанности (вопрос стоит в части сбора персональных данных в большем объеме, чем необходимо).

*   При приеме на работу работника в государственные органы, иные государственные организации, а также организации, более 50 % акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности.


Есть ли разумный срок для получения ответа на запрос характеристики?


Для начала необходимо определить (возможно, в локальных правовых актах, регламентирующих порядок приема на работу), что такое разумный срок получения характеристики. Например, если запрос был сделан в пределах одного населенного пункта (скажем, в г. Минске), то это один срок, а если государственная организация, расположенная в г. Витебске, направила запрос прежнему нанимателю, находящемуся в г. Бресте, — это уже другой срок (данный пример актуален при направлении запроса почтой).

Далее, если запрос сделан и на него не получен ответ в разумный срок, то, полагаем, разум­но вначале по телефону, электронной почте и т. п. уточнить ситуацию. В частности, дошел ли запрос, есть ли на работе лицо, которое уполномочено на подписание характеристики (может быть, такое лицо болеет или должность вакантна и некому подписать характеристику и т. п.).

Если не удалось установить причину или она неуважительная (по мнению запрашивающей государственной организации), то можно зафиксировать данное обстоятельство в докладной записке или соответствующем акте и рассмотреть вопрос об информировании об этом Департамента.

1033 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок