Работник с манией величия: как бороться с некомпетентностью

Работник с манией величия: как бороться с некомпетентностью

К сожалению, те, кто говорит громче всех, часто обладают наибольшей уверенностью и наименьшей компетентностью. Например, диванные эксперты, всеядные блогеры, амбициозные молодые или начинающие специалисты. Работники с манией величия вводят в заблуждение коллег, родителей воспитанников, а иногда их «экспертное» мнение может приводить к трагическим последствиям. Откуда у них такая уверенность? Это эффект Даннинга — Крюгера. Давайте с ним разберемся.

Высоцкая Светлана

Психолог, HR-менеджер

969 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Беда нашего мира в том, что глупые люди слишком уверены в себе, а умные люди полны сомнений.
Бертран Рассел

Эффект Даннинга — Крюгера — это один из типов когнитивного искажения, сталкиваясь с которым, человек, имеющий невысокую степень квалификации, делает неправильные заключения и принимает неразумные решения. При этом он не в состоянии увидеть и понять всю глубину своих заблуждений в силу низкой компетентности.

Этот эффект можно наблюдать и в сфере дошкольного образования, когда специалист-­всезнайка значительно переоценивает свои знания, навязывает собственные убеждения, чем провоцирует конфликты, делает профессиональные ошибки. Причин тому может быть несколько: психофизиологические особенности, неправильное воспитание (к примеру, немалое число родителей чрезмерно превозносят даже незначительные успехи своего чада, чем убивают все задатки только появляющегося у ребенка критического мышления), дефицит знаний, чрезмерная амбициозность и самоуверенность, болезненно завышенная самооценка. Иногда причиной может стать элементарное отсутствие опыта.

История феномена

В апреле 1995 г. МакАртур Уилер полил свое лицо лимонным соком и ограбил два банка в Питтсбурге. Он аргументировал это тем, что лимонный сок делает его лицо невидимым для камер, и даже утверждал, что успешно протестировал эту идею с помощью своей собственной камеры Polaroid перед ограблениями. Конечно, это была полная глупость, и он очень быстро был пойман полицией. Изначально Уилера посчитали обычным сумасшедшим. Его даже включили во Всемирный альманах 1996 г. за то, что он был одним из самых тупых преступников. Но Дэвид Даннинг, профессор психологии из Корнелльского университета, и Джастин Крюгер, один из его аспирантов, доказали и объяснили, как проявляются мания величия, преувеличение собственных способностей, некомпетентность, глупое поведение.

Таким образом, эффект получил свое название по фамилиям исследователей. В нынешней трактовке этим эффектом называется заблуждение человека относительно уровня собственной компетентности, представленное как кривая Даннинга — Крюгера.

Кривая Даннинга —­ Крюгера

График Даннинга — Крюгера демонстрирует соотношение уровней компетентности и самоуверенности. Вертикальная ось отображает степень самоуверенности, горизонтальная — компетентности.

Как видно на данной диаграмме, эффект проявляется в самом начале пути, когда начинающий специалист ослеплен чрезмерной уверенностью в своих силах. Но после того, как он начинает познавать все тонкости педагогической профессии, понимать требования к работе, особенно получая по шапке за ошибки, его уверенность в способностях снижается соразмерно повышению его компетентности.

На диаграмме отображен цикл специалиста с эффектом Даннинга — Крюгера, проходящего следующий путь:

  • эйфория от первых успехов (окончил педагогический колледж, вуз, курсы, освоил программу, получил квалификационную категорию и т. д.);
  • вершина самоуверенности (устроился на работу);
  • яма разочарований (допустил ошибку, получил наказание, порицание, выговор);
  • тропа просветления (самообразование, профессиональное развитие);
  • плато силы (профессиональный автоматизм, опыт).

Если присмотреться, то данный путь очень схож с этапами прозрения. Человек, наступив на грабли, осознает свои ошибки и делает соответствующие выводы, другими словами, начинает умнеть.

Статистика:
Более 70 % педагогических работников недооценивают технику безопасности; часто несчастные случаи с воспитанниками детского сада происходят по вине педагога, который не закрыл окно, калитку, отвлекся на гаджет. На столько же переоценивают свои знания молодые специалисты.

Как руководителю диагностировать эффект Даннинга — Крюгера

Достаточно вспомнить и проанализировать, с кем вы работаете, собственные поведенческие реакции.

Возможно, вы:

  • работаете с персоналом, у которого неприемлемо низкий стартовый уровень компетенций;
  • открыто критикуете персонал за повторяющиеся ошибки;
  • фанатично контролируете персонал, понимая, что как ни объясняй, все равно будут замечания и нарушения.

Если эти три показателя прижились в вашей профессиональной деятельности, то можно с уверенностью сделать вывод: ваш персонал «особенный», некомпетентность процветает на рабочем месте.

Теперь ответьте на вопрос, как часто вы критикуете специалистов с опытом или тех, кто более компетентен в профессиональном вопросе, чем вы? Ответ на этот вопрос покажет вашу причастность к эффекту Даннинга — Крюгера. А может, вы вспомните ваше общение с вышестоящим руководством и чем заканчивались попытки рационально, логически решать вопросы?

Взрывоопасная смесь некомпетентности и уверенности в себе особо разрушительна для сферы образования, если специалист, переоцененный самим же собой, занимает руководящие позиции. Такой «лидер» не способен адекватно оценить личностные и профессиональные качества подчиненного персонала, не умеет слышать людей. Он создает нездоровую атмосферу в коллективе, основанную на критике и недооценке способностей. У подчиненных нет никаких шансов проявить свой профессионализм и карьерно расти. В итоге лучшие сотрудники уходят, а работать в подчинении такого руководителя остаются только те, кто принимает правила игры и удовлетворяет его самоуверенность.

Что делать с некомпетентностью работника

Очевидно, что работники с низким уровнем квалификации будут совершать ошибки, создавать проблемы. Даже если к ним применять метод кнута и пряника, это ничего не изменит. Но выход есть.

Первый вариант — учить, развивать, делать работника компетентным. Показывать на пальцах, на простых примерах, как правильно, как профессионально. Давать четкие инструкции и объяснять, почему правильно — именно так. Наблюдать, разбирать, побуждать. И так — пока он не научится (надеемся, что терпения, времени и сил у вас хватит).

Второй вариант — перевести на ту работу, в которой он компетентен.

Справочно: перевод допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 30, чч. 1–3 ст. 33 и ст. 34 ТК.
Запрещается перевод работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

Третий вариант — уволить. Если специалист «не знает», значит, в работе будут нарушения (это не касается только молодых специалистов).

Противоядие от некомпетентности

Чтобы не стать жертвой эффекта Даннинга — Крюгера, рекомендуется:

  • регулярно расширять профессиональные знания, полагаясь на проверенные академические источники. Не бояться себя проверять, признавать и исправлять собственные ошибки;
  • консультироваться с реальными экспертами. Нет ничего плохого, чтобы обратиться к специалисту за советом или конструктивной критикой;
  • самосовершенствоваться, быть в профессиональном тренде.

Один из лучших способов определить, хорошо ли вы работаете, — благодарность руководства (конечно, если оно в состоянии оценить вашу компетентность и заслуги).

Заключение

Если вы постоянно самосовершенствуетесь в своей сфере и изучаете новое, углубляя свои знания и навыки, то эффект Даннинга — Крюгера вам не грозит. По крайней мере, в той сфере, где есть опыт. Но помните, что, будучи экспертом в одной области, вы обязательно останетесь дилетантом в десятках и сотнях других. Мир меняется, требования к профессиям меняются, и руководители дошкольного образования не стали исключением. Ваши компетенции тоже должны быть в постоянном движении: после достижения «плато силы» ставим новую цель, перескакивая через «яму», выходим на новое «плато» — и снова все повторяется.



Тест 

Чтобы пройти тест на эффект Даннинга — Крюгера, понадобятся лист бумаги и карандаш.

1. Нарисуйте во весь лист большой квадрат (можно пользоваться линейкой). Он будет олицетворять вас.

2. Закрасьте его карандашом ровно на столько, на сколько вы ощущаете себя компетентным специалистом в вашей сфере деятельности. 

3. Напишите, сколько примерно процентов вы закрасили.

Интерпретация результатов теста:

  • если вы закрасили квадрат полностью — вы являетесь ярким примером эффекта Даннинга — Крюгера;
  • если вы закрасили ровно половину (50 %) — все в порядке, вы на правильном пути, ваше критическое мышление работает, вы логический рационал, подвергающий все сомнению и проверяющий информацию. Так вы накапливаете знания;
  • если вы закрасили более 50 % — вы имеете весомый опыт в профессии, адекватно воспринимаете себя и окружающих. На работе вы в авторитете;
  • если закрашено менее 50 % — у вас слишком низкая самооценка, ее срочно нужно поднимать.
969 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок