Расторжение срочного трудового договора по требованию работника: какие нарушения являются основанием

Расторжение срочного трудового договора по требованию работника: какие нарушения являются основанием

Срочный трудовой договор подлежит расторжению досрочно по требованию работника в случае нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора. Вместе с тем на практике часто возникает вопрос: все ли нарушения законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора являются основанием для расторжения срочного трудового договора по требованию работника?

973 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Порядок и условия расторжения срочного трудового договора по требованию работника регулируются ст. 41 ТК. Так, срочный трудовой договор подлежит расторжению досрочно по требованию работника в случае его болезни или инвалидности, поступления на военную службу по контракту и иных уважительных причин, препятствующих выполнению работы по трудовому договору, а также в случае нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора.

Часть 1 ст. 41 ТК предусматривает следующие причины досрочного расторжения срочного трудового договора, в т. ч. контракта, по требованию работника:

  • болезнь или инвалидность работника, препятствующие выполнению работы по трудовому договору;
  • поступление работника на военную службу по контракту;
  • иные уважительные причины, препятствующие выполнению работы по трудовому договору;
  • нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора.

В ч. 1 п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.06.2008 № 4 «О практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с контрактной формой найма работников» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее — постановление № 4) разъяснено, что несоблюдение нанимателем обязанностей по организации труда работника может выражаться, в частности:

  • в необеспечении здоровых и безопасных условий труда;
  • невыплате или несвоевременной выплате заработной платы;
  • непредоставлении гарантий и компенсаций в связи с вредными и (или) опасными условиями труда и др.

Исчерпывающего перечня нарушений законодательства о труде не установлено. Представляется, что к ним можно отнести в первую очередь те нарушения, за которые предусмотрена административная ответственность для нанимателей и должностных лиц нанимателя.

К примеру, в соответствии с ч. 1 ст. 3.22 ПИКоАП органы Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Департамент) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, чч. 2–4 и 6 ст. 10.12 КоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Департамента.

Следовательно, к нарушениям, влекущим за собой привлечение к административной ответственности должностного лица нанимателя, следует относить:

  • непредставление лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством представлять нанимателя, информации, необходимой для ведения коллективных переговоров;
  • невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, иных выплат, причитающихся работнику от нанимателя в соответствии с законодательством;
  • несоблюдение должностным лицом нанимателя установленного порядка приема работников на работу, режима рабочего времени и времени отдыха работников, непредоставление им отпусков, а также иные нарушения законодательства о труде, причинившие вред работнику (кроме нарушений, предусмотренных чч. 1–5 ст. 10.12 КоАП).

Кроме того, согласно ст. 10.12 КоАП к нарушениям законодательства о труде отнесены:

  • необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони, выпускника государственных учреждений профессионально-­технического, среднего специального или высшего образования, направленного на работу в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о взаимодействии, заключенным между учреждением образования и этим нанимателем, а равно отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу иного лица, заключение трудового договора с которым является обязательным (ч. 1 ст. 10.12 КоАП);
  • непроведение нанимателем или должностным лицом нанимателя в установленных законодательством случаях и в установленные сроки аттестации рабочих мест по условиям труда либо нарушение порядка их проведения или представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения (ч. 5 ст. 10.12 КоАП).

Для установления факта нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора работник вправе обратиться в Департамент, профсоюз и (или) суд.

Справочно: допускается в случае признания нанимателем заявленного работником факта нарушения законодательства о труде удовле­творить требование работника об увольнении с соответствующей выплатой без установления данного факта компетентными органами.

Таким образом, законодатель предусмотрел и досудебный порядок рассмотрения вопроса об установлении факта нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора. Такой порядок не является обязательным, и работник вправе обратиться по данному вопросу непосредственно в суд по месту нахождения нанимателя (юридического лица).

Справочно: работники могут обратиться в суд в установленных законодательными актами случаях в трехмесячный срок со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своего права, а по делам об увольнении — в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки с записью об основании прекращения трудового договора либо со дня отказа в выдаче или получении указанных документов (ч. 1 ст. 242 ТК). При пропуске по уважительным причинам указанных сроков они могут быть восстановлены судом (ч. 4 ст. 242 ТК).

В случае обращения работника с письменным заявлением в Департамент уполномоченные должностные лица последнего обязаны провести проверку изложенных в заявлении обстоятельств и дать свое заключение. Если в ходе проверки будет установлено, что наниматель не выплачивает заработную плату либо нарушает сроки ее выплаты, работнику будет письменно сообщено о фактах данных нарушений в соответствии с требованиями подп. 7.19 п. 7 Положения о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 959).

Справочно: общественный контроль за соблюдением нанимателем законодательства о труде, выполнением коллективного договора (соглашения) вправе совершать и профсоюзы. При этом контроль с их стороны осуществляется в отношении тех организаций и их обособленных подразделений, где работают члены соответствующего профсоюза и создана первичная профсоюзная организация (подп. 1.2.3 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 06.05.2010 № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами») (далее — Указ № 240).

Ни Департамент, ни профсоюз не вправе требовать от нанимателя досрочного расторжения трудового договора (контракта) с работником при установлении факта нарушения его условий либо при установлении фактов нарушения законодательства о труде, коллективного договора.

Если факт нарушения законодательства о труде, коллективного или трудового договора установит суд, он вправе обязать нанимателя досрочно расторгнуть трудовой договор по требованию работника, если такое требование было заявлено последним. В этом случае дата прекращения трудовых отношений определяется судом в зависимости от фактических обстоятельств дела (ч. 1 п. 22 постановления № 4).

До вынесения судом решения о досрочном расторжении контракта работник не вправе прекратить работу, поскольку такое прекращение может явиться основанием для его увольнения за нарушение трудовой дисциплины. Вместе с тем при наличии доводов работника о невозможности продолжения работы вследствие невыполнения нанимателем обязанностей по обеспечению надлежащих условий труда суду необходимо выяснять, имелись ли на практике препятствия для выполнения работником своих трудовых обязанностей по контракту, допущены ли нарушения законодательства о труде (например, необеспечение нанимателем здоровых и безопасных условий труда, несоблюдение норм по охране труда женщин, молодежи, инвалидов и т. д.) (ч. 2 п. 22 постановления № 4).

973 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок