Урегулирование конфликта интересов: типичные ситуации в сфере образования
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Урегулирование конфликта интересов: типичные ситуации в сфере образования

Своевременное выявление конфликта интересов в деятельности работников является важным элементом предотвращения коррупционных правонарушений.

Фесько Никита

заместитель директора ООО «СМЦентрГарант», сертифицированный эксперт-аудитор в области сертификации систем менеджмента борьбы со взяточничеством по СТБ ISO 37001-2020

771 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Что такое конфликт интересов

Основной задачей деятельности государственных органов, иных организаций по предотвращению и урегулированию конфликта интересов является ограничение влияния личной заинтересованности работников на реализуемые ими служебные (трудовые) функции и принимаемые решения.

Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон) конфликт интересов — это ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свой­ственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).

Признаки конфликта интересов

При отнесении ситуации к ситуации конфликта интересов следует установить каждый признак, указанный в законодательном определении конфликта интересов, а именно:

  • признаки государственного должностного лица (далее — ГДЛ);
  • наличие личного интереса ГДЛ, его супруга (супруги), близких родственников или свой­ственников (перечень субъектов является исчерпывающим);
  • наличие у ГДЛ конкретных обязанностей по службе, на которые может повлиять личный интерес (принятие решения или участие в принятии решения либо совершение других действий по работе);
  • факт влияния личного интереса на надлежащее исполнение служебных (трудовых) обязанностей или наличие реальной возможности такого влияния.

С учетом специфики деятельности государственных органов, иных организаций конфликт интересов может возникать при исполнении практически любых функций управления и регулирования.

В соответствии со ст. 16 Закона ГДЛ и лица, претендующие на занятие должности ГДЛ, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по соблюдению не только ограничений, установленных ст. 17‒20 Закона, но и порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, предусмотренного ст. 21 Закона, а также ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.

Меры по предотвращению конфликта интересов

В ст. 21 Закона закреплен перечень мер, направленных на предотвращение или урегулирование конфликта интересов, которые может принять руководитель государственного органа, иной организации:

  • дать ГДЛ письменные рекомендации о принятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (такие рекомендации могут включать, например, предварительное письменное согласование принимаемых решений, подготовку детального отчета о решениях, принимаемых в ситуации, которая связана с конфликтом интересов, привлечение к выполнению отдельных действий по службе иных лиц, у которых конфликт интересов или возможность его возникновения отсутствует);
  • отстранить ГДЛ от совершения действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать у ГДЛ конфликт интересов (эта мера может выражаться в поручении выполнения задания другому ГДЛ, другому структурному или обособленному подразделению, выполнении действий по службе (работе) непосредственным руководителем ГДЛ, в деятельности которого возник конфликт интересов, либо руководителем государственного органа, иной организации, совершении действий по службе должностным лицом вышестоящего государственного органа, если оно имеет право выполнять соответствующие действия);
  • перевести ГДЛ в порядке, установленном актами законодательства, с должности, исполнение обязанностей по которой вызвало или может вызвать возникновение конфликта интересов, на другую равнозначную должность (данная мера должна применяться лишь в том случае, если посредством иных, менее радикальных мер урегулировать конфликт интересов не представляется возможным);
  • поручить исполнение прежних должностных обязанностей на новом рабочем месте (применение указанной меры целесообразно, когда, например, конфликт интересов связан с отношениями подчиненности или подконтрольности ГДЛ либо распределением обязанностей. В таких случаях в целях урегулирования конфликта интересов целесообразно изменить рабочее место ГДЛ при сохранении за ним тех обязанностей, которые оно выполняло на прежнем рабочем месте) либо изменить, в т. ч. временно, должностные обязанности ГДЛ в порядке, установленном актами законодательства, в целях предотвращения конфликта интересов или возможности его возникновения (данная мера может применяться, если конфликт интересов или возможность его возникновения связаны с должностными обязанностями либо если изменение должностных обязанностей является наиболее оптимальным средством урегулирования конфликта интересов. При этом могут изменяться некоторые или все должностные обязанности);
  • принять иные меры, предусмотренные актами законодательства.

Приведенный перечень мер, которые могут быть приняты руководителем государственного органа, иной организации, не является исчерпывающим в связи с разнообразием ситуаций, возникающих в деятельности ГДЛ. Выбор той или иной меры всегда зависит от специфики конфликта интересов, наличия возможностей по его разрешению.

Стоит напомнить, что руководитель государственного органа, иной организации несет ответственность за непринятие мер по урегулированию конфликта интересов, когда ему стало известно о его возникновении или возможности возникновения, либо за ненадлежащее принятие мер по урегулированию конфликта интересов, в т. ч. за нарушение прав ГДЛ необоснованным применением или применением неадекватных мер по урегулированию конфликта интересов (возможности его возникновения).

Возникновение конфликта интересов в образовании

В сфере образования наиболее высок риск возникновения конфликта интересов в ситуациях, связанных с принятием кадровых решений.

Конфликт интересов возникает, если ГДЛ обладает полномочиями по подготовке или принятию кадровых решений в отношении своих супруга (супруги), близких родственников или свой­ственников.

К типичным ситуациям, когда возможен конфликт интересов в сфере образования, следует отнести ситуации, когда ГДЛ:

  • участвует в принятии решения о приеме на работу нового сотрудника, при этом одним из возможных кандидатов является супруг (супруга), близкий родственник или свой­ственник ГДЛ;
  • принимает решения или участвует в принятии решений относительно размера премиальных выплат в отношении супруга (супруги), близких родственников или свой­ственников, работающих в государственном органе (организации) или подведомственном данному органу учреждении;
  • участвует в оценке исполнения должностных обязанностей супругом (супругой), близкими родственниками или свой­ственниками, работающими в государственном органе (организации);
  • участвует в принятии решения о повышении или понижении в должности супруга (супруги), близких родственников или свой­ственников, работающих в государственном органе (организации);
  • участвует в принятии решения о назначении проверки или применении взыскания в отношении супруга (супруги), близких родственников или свой­ственников, работающих в государственном органе (организации).

***

Таким образом, в случае возникновения указанных ситуаций руководитель государственного органа, иной организации обязан уведомить в письменной форме о возникновении у него конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, вышестоящий государственный орган.

771 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Перераспределение и перенаправление молодых специалистов: в чем разница и какие нюансы в здравоохранении

Распределение – реальная социальная гарантия государства. Выпускники вузов и колледжей, по сути, не имея богатого профессионального опыта, гарантированно получают свое пе...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 69

Планирование работы УДО по воспитанию патриотизма у детей

Одним из перспективных направлений профессионального развития педагогических работников УДО является повышение профессиональной компетентности по воспитанию патриотизма у...
№ 7 (151) 2024 Клезович Ольга
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 399
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок