Урегулирование конфликта интересов: типичные ситуации в сфере образования
Своевременное выявление конфликта интересов в деятельности работников является важным элементом предотвращения коррупционных правонарушений.
Своевременное выявление конфликта интересов в деятельности работников является важным элементом предотвращения коррупционных правонарушений.
Основной задачей деятельности государственных органов, иных организаций по предотвращению и урегулированию конфликта интересов является ограничение влияния личной заинтересованности работников на реализуемые ими служебные (трудовые) функции и принимаемые решения.
Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон) конфликт интересов — это ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).
При отнесении ситуации к ситуации конфликта интересов следует установить каждый признак, указанный в законодательном определении конфликта интересов, а именно:
С учетом специфики деятельности государственных органов, иных организаций конфликт интересов может возникать при исполнении практически любых функций управления и регулирования.
В соответствии со ст. 16 Закона ГДЛ и лица, претендующие на занятие должности ГДЛ, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по соблюдению не только ограничений, установленных ст. 17‒20 Закона, но и порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, предусмотренного ст. 21 Закона, а также ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.
В ст. 21 Закона закреплен перечень мер, направленных на предотвращение или урегулирование конфликта интересов, которые может принять руководитель государственного органа, иной организации:
Приведенный перечень мер, которые могут быть приняты руководителем государственного органа, иной организации, не является исчерпывающим в связи с разнообразием ситуаций, возникающих в деятельности ГДЛ. Выбор той или иной меры всегда зависит от специфики конфликта интересов, наличия возможностей по его разрешению.
Стоит напомнить, что руководитель государственного органа, иной организации несет ответственность за непринятие мер по урегулированию конфликта интересов, когда ему стало известно о его возникновении или возможности возникновения, либо за ненадлежащее принятие мер по урегулированию конфликта интересов, в т. ч. за нарушение прав ГДЛ необоснованным применением или применением неадекватных мер по урегулированию конфликта интересов (возможности его возникновения).
В сфере образования наиболее высок риск возникновения конфликта интересов в ситуациях, связанных с принятием кадровых решений.
Конфликт интересов возникает, если ГДЛ обладает полномочиями по подготовке или принятию кадровых решений в отношении своих супруга (супруги), близких родственников или свойственников.
К типичным ситуациям, когда возможен конфликт интересов в сфере образования, следует отнести ситуации, когда ГДЛ:
***
Таким образом, в случае возникновения указанных ситуаций руководитель государственного органа, иной организации обязан уведомить в письменной форме о возникновении у него конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, вышестоящий государственный орган.