Детский сад, равно как и семья, является благодатной средой для воспитания патриотического сознания и убеждений у детей. Именно поэтому для формирования патриотического чувства необходимо взаимодействие двух важных социальных институтов — семьи и детского сада. Первостепенной задачей при этом является формирование у родителей активной позиции, предполагающей их сознательное и, что важно, добровольное участие в образовательной работе дошкольного учреждения.
Основным управленческим аспектом построения работы в данном направлении является развитие сотрудничества в сообществе «педагог — РЕБЕНОК — семья» с полной включенностью родителей в жизнь детского сада. Содержание работы строится с использованием современных трендов образования, при которых семья как участник сообщества в вопросах формирования чувства патриотизма является активным партнером учреждения дошкольного образования.
Как привлечь родителей к патриотическому воспитанию
Остановимся на наиболее эффективных формах взаимодействия, которые широко используются в нашем учреждении дошкольного образования.
В преддверии тематических праздников (День защиты детей, День Победы, День города, День Независимости, День Конституции и др.) в учреждении проводятся блиц-опросы. Участники отвечают на короткие вопросы, которые предполагают быстрые невдумчивые ответы, например: «Что я знаю о родном городе?», «От кого нужно защищать детей?», «Самое яркое впечатление о Вашей малой родине?», «Что для Вас патриотизм?», «С какого возраста нужно прививать любовь к Родине?», «В чем счастье белоруса?» и др. Данная форма позволяет быстро выявлять разнообразные мнения родителей по той или иной теме. Кроме того, интересны параллельные блиц-опросы, когда один и тот же вопрос задается каждому члену одной семьи отдельно. Зачастую их мнения совпадают, что говорит о самоценности семейного воспитания.
Такие формы, как онлайн-анкетирование, родительская почта, информационные корзины, помогают узнать запросы родителей, определить их трудности в вопросах воспитания, найти пути решения проблемных ситуаций. Большим плюсом этой работы является ее анонимный характер, т. к. каждый участник может смело высказать свое мнение, а педагогические работники в свою очередь могут корректировать свою деятельность и избегать конфликтных ситуаций.
Как через инновации поддерживать родительскую причастность к патриотизму
Эффективным средством повышения психолого-педагогической культуры родительской общественности в вопросах воспитания патриотического чувства является авторский электронный журнал «Палитра воспитания», выпуски которого ежеквартально размещаются на официальном и тематическом сайтах учреждения («Растим маленького белоруса», «Азбука семейного воспитания: ценности, традиции», «Здоровая семья — здоровый ребенок» и др.). Журнал содержит подробную информацию о проводимых совместно с родителями мероприятиях, акциях, дидактические и развивающие игры для детей, авторские сказки, стихи и др. Данный ресурс позволяет заинтересовать родителей и привлечь их внимание к проблеме патриотического воспитания.
Большой популярностью среди родительской общественности пользуются фестивали и конкурсы детско-родительского творчества, которые регулярно проходят в учреждении. Такие мероприятия разнообразной тематики проводятся как в соответствии с годовым планированием учреждения, так и в рамках участия в городских и республиканских конкурсах («Книжка-малышка: семейные традиции и ценности», «Рецепты моей семьи», «Моя малая родина», «Природные символы моей страны», «Большая страна в маленькой коробке», «Дети войны» и др.). Данная форма работы позволяет выявить творческий потенциал семейного воспитания.
Следует отметить, что по итогам проведения творческих фестивалей в учреждении оформлена художественная галерея под хештегом «Собери в своем сердце Беларусь», которая постоянно пополняется. Примечательно, что продукты детско-родительского творчества вызывают живой и неподдельный интерес у воспитанников и являются еще одним эффективным средством воспитания патриотического чувства у подрастающего поколения.
Как через семейные ценности пробудить патриотизм
Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют важное значение для человека в любом возрасте. У каждой семьи своя собственная история, которая тесно переплетается с историей страны. Необходимо отметить, что в настоящее время возрос интерес к генеалогическому исследованию национальных, сословных, профессиональных корней своего рода. Поэтому семейное изучение родословной является сильным средством патриотического воспитания. Формой работы в данном направлении являются долгосрочные детско-родительские проекты «Моя семья — моя родословная», «Мы правнуки твоей Победы», «Спасибо ветеранам говорим», «Герб моей семьи», «Семейная книга рекордов», «Семейные традиции», «Я горжусь своим дедом!» и др. Реализация таких проектов помогает ребенку осознать роль семьи как ячейки общества, увидеть «гражданское лицо» своей семьи (кем были предки, за что прадед получил медаль и т. п.), понять связь с близкими людьми и принадлежность к своему роду, что является неотъемлемой частью формирования чувства патриотизма.
Как социальные акции влияют на патриотическое воспитание
Неоспорим тот факт, что взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Поэтому эффективным средством формирования активной гражданской позиции, на наш взгляд, является вовлечение детей и их родителей в социально значимую деятельность. Одной из форм реализации данной работы выступает проведение в учреждении социальных акций «Добрые дела» («Соберем портфель школьнику», «Дед Мороз в каждый дом», «Протяни руку лапам», «Чужой беды не бывает», «Подари цветок детскому саду», «Сдай макулатуру — спаси дерево», «Покормите птиц зимой», «Каждой птичке нужен дом» и др.). Основная цель волонтерских и благотворительных акций — сближение поколений (детей, родителей, бабушек, дедушек), гармонизация детско-родительских отношений.
Что дают челленджи и патриотические акции
Еще одной не менее эффективной формой работы в данном направлении является организация челленджей в рамках проведения трудовых субботников, в которых участвуют не только взрослые, но и дети («Едина наша цель: красивый Партизанский район», «Субботник — это позитивно», «Вместе! Весело! Дружно!»). Привлечение детей к трудовой деятельности со старшими способствует росту активности, самостоятельности, формирует самосознание и ответственную гражданскую позицию.
Воспитать в детях уважение и гордость за подвиги Отечества помогает их вовлечение в патриотические акции «Никто не забыт, ничто не забыто!», «Минута молчания», «Мы помним», «Самолеты Победы», «Родная Земля добрыми делами славится», «Главный символ Беларуси». Ребенок, участвуя в таких мероприятиях, приобретает опыт, осваивает и осмысливает мир, учится помогать и созидать. Все это создает благоприятные условия для воспитания чувства патриотизма у всех участников сообщества «педагог — РЕБЕНОК — семья».
Справочно: Министерство образования Республики Беларусь в письме «О совершенствовании работы по патриотическому воспитанию обучающихся» акцентировало внимание педагогических работников на необходимости обязательного прослушивания Государственного гимна Республики Беларусь, разработки маршрутов выходного дня для детей дошкольного возраста и их родителей, организации экскурсий, пешеходных прогулок.
В связи с этим при проведении общественно значимых мероприятий в учреждении в обязательном порядке используются государственные символы Республики Беларусь. Прослушивание и исполнение Государственного гимна включается во все торжественные мероприятия учреждения, что формирует у родительской общественности уважение к государственной символике и чувство принадлежности к своей стране — у детей.
Совершенно новой для учреждения формой работы с семьей является организация походов и экскурсий родителей вместе с детьми по родной стране, совместных поездок в музеи, посещения театров при активной включенности родителей. Такая форма работы способствует повышению эффективности образовательного процесса, приобщению семьи к культурно-историческому наследию страны, воспитанию «гражданина и патриота» — человека, который знает историю своей страны и гордится ее достижениями.
Как реализация творческих проектов способствует патриотическому воспитанию
Можем с гордостью сказать, что в учреждении закрепилась такая форма работы, как совместная реализация творческих проектов в конце учебного года. Таким образом в этом году был реализован проект «Пазнаём_Беларусь_разам», участниками которого стали все субъекты сообщества «педагог — РЕБЕНОК — семья». В содержание проекта мы включили посещение культурно-исторических мест (Хатынь, Курган Славы, Брестская крепость и др.), путешествия по знаковым местам нашей Родины в онлайн-формате, знакомство с интересными фактами о стране в серии квестов «Беларусь и я!», выполнение творческих заданий во время путешествия по Минску с помощью «Квестбука», а также досуговую деятельность «Зарядка всей семьей!», «На праздник всей семьей!». Педагогическая значимость реализации данного проекта заключается не только в решении образовательных задач. Семьи наших воспитанников, приобщаясь к культурно-историческому наследию страны, становятся разработчиками мультимедийных образовательных продуктов на основе собственных путешествий, за счет чего происходит их активное включение в образовательное пространство учреждения. Данные мультимедийные продукты, оформленные в медиатеку, фотоальбомы, являются неотъемлемой частью патриотического уголка в группах и, кроме того, используются для тематического оформления учреждения в целом.
Ярко иллюстрирует достигнутые результаты данного проекта совместный флешмоб под хештегом «#Пазнаём_Беларусь_разам».
Хотелось бы отметить, что в работе по данному направлению невозможно поставить точку, этот проект невозможно завершить здесь и сейчас, это та деятельность, которая всегда будет иметь продолжение.
Заключение
В нашем учреждении дошкольного образования взаимодействие с семьей перестроено из обыденного обмена информацией в сотрудничество и сотворчество педагогических работников с родителями на основе значимого критерия в системе образования — его качества, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогических работников и педагогической культуры родителей.
При воспитании патриотического чувства у детей ни семья, ни учреждение дошкольного образования не могут заменить друг друга. Только вместе можно достичь наивысших результатов и заложить прочный фундамент для формирования личности будущего патриота Родины.