Проектная деятельность — это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно — формирования его личностных качеств.
Особенностью проектной деятельности в системе дошкольного образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в образовательном процессе УДО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги УДО, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Среди приоритетных задач государственной политики Республики Беларусь обозначена задача патриотического воспитания населения через формирование национальной идентичности на основе единых ценностей (стремление к мирной и независимой созидательной жизни, справедливость, единство, развитие), гордости за собственную страну, ее историю и культуру, достижения в экономике, науке и спорте, готовности к защите независимости Республики Беларусь. В рамках обозначенной задачи реализуется Программа патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2021 № 773 (далее — Программа)).
В соответствии с Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021–2025 годы (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31.12.2020 № 312) основными направлениями воспитания обучающихся являются гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры, а также духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование нравственной культуры.
Учебная программа дошкольного образования предусматривает формирование у воспитанников представлений о своей малой родине, Республике Беларусь, людях, прославивших Родину, социокультурных ценностях народа, традициях и праздниках.
Дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда формируются представления о человеке, обществе, культуре. Поэтому очень важно в этот период привить детям чувство любви к малой родине, чувство бережного и уважительного отношения к природным и культурным ценностям родного края.
Патриотизм исторически занимает значительное место в ряду важнейших ценностных ориентаций личности на разных этапах ее развития. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста выступает одной из актуальных задач воспитания на уровне дошкольного образования. Значимость проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста подтверждается исследованиями белорусских ученых и практиков Л. В. Воронецкой, Л. Е. Грымать, Д. М. Дубининой, А. Ю. Лозка, которые указывают на актуальность и необходимость осуществления систематической и целенаправленной педагогической работы по патриотическому воспитанию детей в УДО.
Формирование задач и предполагаемые результаты
При планировании работы УДО по воспитанию патриотизма у детей формируется годовая задача, а также определяются предполагаемые результаты для воспитанников, педагогических работников и родителей (законных представителей).
Таблица 1
Годовая задача и предполагаемые результаты
Проведение тематического заседания педагогического совета
Для выполнения запланированной годовой задачи рекомендуется провести тематическое заседание педагогического совета, включающее тематическое сообщение о работе с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию патриотизма, демонстрацию результатов педагогического опыта и тематический контроль.
Таблица 2
Структура и содержание заседания педагогического совета
Тематический контроль
Цель тематического контроля — изучить состояние работы педагогического коллектива по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности, определить существующие проблемы, наметить пути их решения. Тематический контроль (содержание) традиционно формируется из 5 представленных в табл. 3 позиций.
Таблица 3
Содержание тематического контроля
Резюме
Реализация годовой задачи по повышению профессиональной компетентности педагогических работников по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности по предложенной технологии гарантирует получение достоверных результатов о состоянии данного процесса в УДО.