Гражданско-патриотическое воспитание: какие мероприятия необходимо организовать заведующему
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Гражданско-патриотическое воспитание: какие мероприятия необходимо организовать заведующему

В Республике Беларусь разработан ряд программ и концепций, которые определяют цели, порядок и формы гражданско-патриотического воспитания детей и учащейся молодежи. В статье рассмотрим правовое регулирование и особенности проведения заведующим работы по гражданско-правовому воспитанию непосредственно в УДО.

Григорьева Наталья

заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Детский сад № 496 г. Минска»

200 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Суть патриотического воспитания

Содержание процесса формирования основ гражданско-­патриотической культуры воспитанников направлено на приобретение первоначальных представлений о своей семье, родном крае, стране, государственных символах, известных людях; воспитание уважительного отношения к героическому прошлому своего народа, ценностного отношения к жизни и миру, уважения к защитникам Отечества, чувства гордости за достижения своей страны.

Гражданское, патриотическое и духовно-­нравственное воспитание — важнейший компонент формирования сознания подрастающего поколения, основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Суть патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному краю, природе, дому и семье, истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Но просто любить недостаточно, необходимо знать и уважать историю, культуру, достопримечательности родного края.

Поэтому главной целью педагогических работников УДО является воспитание гражданина, любящего и знающего свой город, свою деревню, свой родной край и все, что с ним связано. Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста — кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям.

Правовое регулирование

Задачи формирования гражданственности и патриотизма у воспитанников УДО закреплены в следующих нормативных правовых документах:

Формы и методы

Процесс формирования основ гражданско-­патриотической культуры воспитанников наиболее эффективен при интеграции содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство», «Художественная литература» во всех возрастных группах.

Основы гражданско-­патриотической культуры воспитанников в УДО формируются:

  • в специально организованной деятельности (игра, занятие), регламентированной типовым учебным планом;
  • в нерегламентированной деятельности (игровой, познавательной, художественной, общении и др.), во время проведения режимных мероприятий (утренняя гимнастика, прогулки и др.).

Формами организации образовательного процесса с воспитанниками могут быть занятия, игры, целевые прогулки, праздники, тематические и виртуальные экскурсии, развлечения и др.

Методами и приемами могут выступать наблюдение, чтение и разучивание произведений художественной литературы и фольклора, беседы, слушание музыкальных произведений, исполнение белорусских народных песен, рассматривание иллюстраций и репродукций картин, предметов декоративно-­прикладного искусства, выполнение творческих коллективных работ и др.

Задачи

Образовательный компонент «Основы гражданско-­патриотической культуры» образовательной области «Ребенок и общество» включен в содержание направления «Социально-­нравственное и личностное развитие» учебной программы дошкольного образования.

Задачи учебной программы в рамках данного образовательного компонента представлены в табл.

Таблица

Задачи гражданско-патриотического воспитания

Это важно
Приказом министра образования Республики Беларусь от 25.05.2022 № 368 «О совершенствовании работы по патриотическому воспитанию» определено, что в учреждениях образования необходимо организовать на постоянной основе проведение торжественных линеек с обязательным прослушиванием (исполнением) Государственного гимна Республики Беларусь, поднятием (выносом) Государственного флага Республики Беларусь на территории учреждения образования (на площадке с установленным флагштоком) в дни государственных праздников и общереспубликанские праздничные дни. В случае, если государственный праздник или праздничный день является нерабочим днем, торжественное мероприятие проводится в последний рабочий день до установленной даты государственного праздника, праздничного дня.

Как ознакомить детей с государственной символикой

Для ознакомления детей дошкольного возраста с государственной символикой целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  • рассматривание иллюстраций с изображением Государственного флага Респуб­лики Беларусь и Государственного герба Респуб­лики Беларусь, сопровождающееся комментарием педагогического работника, объяснением элементов государственных символов. При ознакомлении воспитанников с государственными символами можно использовать прием сравнения (например, предложить сравнить Государственный флаг (Государственный герб) Республики Беларусь с флагом (гербом) одного из соседних государств. Это даст возможность ребенку более четко увидеть детали и различать их);
  • рассматривание предметов, на которых изображен Государственный герб Рес­публики Беларусь (обложка паспорта, свидетельства о рождении, марки, правительственные награды (при встречах с ветеранами вой­ны и труда) и др.);
  • привлечение внимания детей к изображениям символов нашего государства, которые встречаются в повседневной жизни; приобщение их к отдельным доступным детскому пониманию общественным событиям, отражающим отношение белорусов к государственным символам;
  • объяснение воспитанникам содержания Государственного гимна Республики Беларусь; слушание гимна в сочетании с предварительным комментарием педагогического работника о том, как нужно вести себя во время звучания гимна (слушать стоя, мальчики снимают головные уборы);
  • беседы с детьми о том, где и когда используется государственная символика (в праздничные дни на улицах вывешивают флаги, в честь спортсменов-­победителей звучит гимн и поднимают флаг и др.);
  • наблюдение во время прогулок и экскурсий за изменениями в своем населенном пунк­те перед государственными праздниками с дальнейшим обсуждением впечатлений воспитанников;
  • чтение произведений художественной литературы, раскрывающих отношение людей к Государственному гимну Республики Беларусь и Государственному флагу Респуб­лики Беларусь, и др.

Это важно
Для эффективного ознакомления воспитанников с государственной символикой, формирования у них уважительного отношения к ней рекомендуется использовать учебные издания, имеющие гриф Министерства образования, Национального института образования. Так, в учебно-­методическом комплексе «Свет, у якім я жыву» («Мир, в котором я живу») авторов А. Л. Давидович, Е. И. Смолер представлены конспекты занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с государственной символикой (тема «Республика Беларусь, символы государства»).

Какие дополнительные мероприятия организовать

В целях совершенствования работы по патриотическому воспитанию в УДО на основании письма Министерства образования Республики Беларусь от 08.04.2022 № 02-02-13/3133/дс/ необходимо организовать проведение следующих мероприятий:

1) обязательное прослушивание (исполнение) Государственного гимна Республики Беларусь:

  • перед началом учебного года;
  • еженедельно (ежедневно) перед началом занятий в средних и старших группах;
  • в дни государственных праздников (День Конституции, День народного единства, День единения народов Беларуси и России и др.);

2) экскурсии, пешеходные прогулки для детей старшего дошкольного возраста (исторические памятники, музеи и т. п.);

3) в канун государственных праздников и праздничных дней обязательное проведение в средних и старших группах занятий, праздничных мероприятий.

200 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Докладная и служебная записки: от формы до содержания

В статье в формате вопрос-ответ рассмотрены: правила использования, оформления, регистрации докладных записок; различия между докладной и служебной записками; составле...
№ 10 (154) 2024 Штейнер Алексей,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 388

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОПФР

Одним из критериев качества дошкольного образования является обеспеченность материально-технической базы учреждения образования, создание развивающей предметно-пространст...
№ 9 (153) 2024 Петроневич Наталья,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 485
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок