Суть патриотического воспитания
Содержание процесса формирования основ гражданско-патриотической культуры воспитанников направлено на приобретение первоначальных представлений о своей семье, родном крае, стране, государственных символах, известных людях; воспитание уважительного отношения к героическому прошлому своего народа, ценностного отношения к жизни и миру, уважения к защитникам Отечества, чувства гордости за достижения своей страны.
Гражданское, патриотическое и духовно-нравственное воспитание — важнейший компонент формирования сознания подрастающего поколения, основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Суть патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному краю, природе, дому и семье, истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Но просто любить недостаточно, необходимо знать и уважать историю, культуру, достопримечательности родного края.
Поэтому главной целью педагогических работников УДО является воспитание гражданина, любящего и знающего свой город, свою деревню, свой родной край и все, что с ним связано. Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста — кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям.
Правовое регулирование
Задачи формирования гражданственности и патриотизма у воспитанников УДО закреплены в следующих нормативных правовых документах:
Формы и методы
Процесс формирования основ гражданско-патриотической культуры воспитанников наиболее эффективен при интеграции содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство», «Художественная литература» во всех возрастных группах.
Основы гражданско-патриотической культуры воспитанников в УДО формируются:
- в специально организованной деятельности (игра, занятие), регламентированной типовым учебным планом;
- в нерегламентированной деятельности (игровой, познавательной, художественной, общении и др.), во время проведения режимных мероприятий (утренняя гимнастика, прогулки и др.).
Формами организации образовательного процесса с воспитанниками могут быть занятия, игры, целевые прогулки, праздники, тематические и виртуальные экскурсии, развлечения и др.
Методами и приемами могут выступать наблюдение, чтение и разучивание произведений художественной литературы и фольклора, беседы, слушание музыкальных произведений, исполнение белорусских народных песен, рассматривание иллюстраций и репродукций картин, предметов декоративно-прикладного искусства, выполнение творческих коллективных работ и др.
Задачи
Образовательный компонент «Основы гражданско-патриотической культуры» образовательной области «Ребенок и общество» включен в содержание направления «Социально-нравственное и личностное развитие» учебной программы дошкольного образования.
Задачи учебной программы в рамках данного образовательного компонента представлены в табл.
Таблица
Задачи гражданско-патриотического воспитания
Это важно
Приказом министра образования Республики Беларусь от 25.05.2022 № 368 «О совершенствовании работы по патриотическому воспитанию» определено, что в учреждениях образования необходимо организовать на постоянной основе проведение торжественных линеек с обязательным прослушиванием (исполнением) Государственного гимна Республики Беларусь, поднятием (выносом) Государственного флага Республики Беларусь на территории учреждения образования (на площадке с установленным флагштоком) в дни государственных праздников и общереспубликанские праздничные дни. В случае, если государственный праздник или праздничный день является нерабочим днем, торжественное мероприятие проводится в последний рабочий день до установленной даты государственного праздника, праздничного дня.
Как ознакомить детей с государственной символикой
Для ознакомления детей дошкольного возраста с государственной символикой целесообразно использовать следующие методы и приемы:
- рассматривание иллюстраций с изображением Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь, сопровождающееся комментарием педагогического работника, объяснением элементов государственных символов. При ознакомлении воспитанников с государственными символами можно использовать прием сравнения (например, предложить сравнить Государственный флаг (Государственный герб) Республики Беларусь с флагом (гербом) одного из соседних государств. Это даст возможность ребенку более четко увидеть детали и различать их);
- рассматривание предметов, на которых изображен Государственный герб Республики Беларусь (обложка паспорта, свидетельства о рождении, марки, правительственные награды (при встречах с ветеранами войны и труда) и др.);
- привлечение внимания детей к изображениям символов нашего государства, которые встречаются в повседневной жизни; приобщение их к отдельным доступным детскому пониманию общественным событиям, отражающим отношение белорусов к государственным символам;
- объяснение воспитанникам содержания Государственного гимна Республики Беларусь; слушание гимна в сочетании с предварительным комментарием педагогического работника о том, как нужно вести себя во время звучания гимна (слушать стоя, мальчики снимают головные уборы);
- беседы с детьми о том, где и когда используется государственная символика (в праздничные дни на улицах вывешивают флаги, в честь спортсменов-победителей звучит гимн и поднимают флаг и др.);
- наблюдение во время прогулок и экскурсий за изменениями в своем населенном пункте перед государственными праздниками с дальнейшим обсуждением впечатлений воспитанников;
- чтение произведений художественной литературы, раскрывающих отношение людей к Государственному гимну Республики Беларусь и Государственному флагу Республики Беларусь, и др.
Это важно
Для эффективного ознакомления воспитанников с государственной символикой, формирования у них уважительного отношения к ней рекомендуется использовать учебные издания, имеющие гриф Министерства образования, Национального института образования. Так, в учебно-методическом комплексе «Свет, у якім я жыву» («Мир, в котором я живу») авторов А. Л. Давидович, Е. И. Смолер представлены конспекты занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с государственной символикой (тема «Республика Беларусь, символы государства»).
Какие дополнительные мероприятия организовать
В целях совершенствования работы по патриотическому воспитанию в УДО на основании письма Министерства образования Республики Беларусь от 08.04.2022 № 02-02-13/3133/дс/ необходимо организовать проведение следующих мероприятий:
1) обязательное прослушивание (исполнение) Государственного гимна Республики Беларусь:
- перед началом учебного года;
- еженедельно (ежедневно) перед началом занятий в средних и старших группах;
- в дни государственных праздников (День Конституции, День народного единства, День единения народов Беларуси и России и др.);
2) экскурсии, пешеходные прогулки для детей старшего дошкольного возраста (исторические памятники, музеи и т. п.);
3) в канун государственных праздников и праздничных дней обязательное проведение в средних и старших группах занятий, праздничных мероприятий.