«Самое важное — это единство команды»
Интервью с заведующим ГУО «Санаторный детский сад № 463 г. Минска» Татьяной Арсеньевной Уласеня
Интервью с заведующим ГУО «Санаторный детский сад № 463 г. Минска» Татьяной Арсеньевной Уласеня
В 1990 г. окончила Белорусский политехнический институт, трудовая деятельность началась с распределения на завод «Спутник». В сферу образования пришла в 1994 г., трудоустроившись в детский сад № 463 г. Минска помощником воспитателя. В 1995–1999 гг. получила образование по педагогическому профилю. С 1995 по 2008 г. работала в должности воспитателя дошкольного образования, с 2008 по 2022 г. — заместителя заведующего по основной деятельности. В августе 2022 г. назначена на должность заведующего ГУО «Санаторный детский сад № 463 г. Минска».
Редакция: Добрый день, Татьяна Арсеньевна! Расскажите о себе, как вы пришли в сферу дошкольного образования.
Татьяна Арсеньевна: В дошкольном образовании я оказалась случайно, в детский сад пришла, как мне казалось, временно, но «задержалась» вот уже более чем на 30 лет, о чем совершенно не жалею.
Ред.: На ваш взгляд, в чем уникальность вашего учреждения дошкольного образования?
Т. А.: Нашему учреждению в этом году исполнилось 40 лет. И за это время у нас сложился уникальный коллектив, состав которого практически постоянен, меняется нечасто. У нас есть люди, которые работают с момента открытия. Это своего рода маленькая семья, в которой есть не только будни, но и праздники, и веселье, бывают и проблемные ситуации. Для нас самое главное, чтобы в нашей семье всегда были мир и уважение друг к другу.
Особенностью нашего сада является и то, что он санаторный, к нам приходят дети, требующие особого внимания. И, конечно же, мы постоянно помним о том, что в детском саду каждому нашему воспитаннику должно быть комфортно, уютно и интересно. Детский сад должен быть для детей территорией счастья и психологического благополучия.
Ред.: Как осуществляется подбор персонала для вашего учреждения? С какими трудностями сталкиваетесь?
Т. А.: В управленческой деятельности любого руководителя большое место занимает деятельность по подбору персонала и работа с кадрами. В нашем детском саду, как я уже сказала, устоявшийся коллектив, люди, приходя к нам, как правило, остаются и работают длительное время. Случайные люди тоже появляются, но не задерживаются надолго. И это бывает нечасто.
Вакансии могут заполняться как из внутренних, так и из внешних источников. Я предпочитаю внутренние — собственных работников, ведь они уже знают специфику работы, сложившиеся правила, нормы и ценности. Как результат, уменьшается период профессиональной адаптации, а потребность в социальной адаптации вообще отпадает. Еще очень часто при появлении вакансии наши работники приглашают своих знакомых.
Этап становления нового работника полностью зависит от его желания и стремления к совершенствованию. Моя задача — создать ему условия для профессионального роста и творчества. К тому же, человек должен чувствовать свою значимость и необходимость именно в этом трудовом коллективе.
Так что самое важное — это единство команды. Все постоянно должны себя ощущать в коллективе, являться его составляющей. Не нужно одних противопоставлять другим. Во всем должна быть разумная мера.
Сегодня наш коллектив — это постоянство состава, низкая текучесть, приверженность своему учреждению.
Ред.: Как вы проводите педсовет, какие формы группового общения для этого используете?
Т. А.: Педагогический совет как орган самоуправления учреждения образования является неотъемлемой частью его жизни. Он решает конкретные задачи, участвует в управлении, определяет основные направления деятельности, совершенствует и развивает образовательный процесс, решает иные вопросы образовательной деятельности учреждения образования. Формы его проведения разнообразны, но независимо от формы педсовет предполагает анализ итогов определенного периода работы.
Традиционные формы методической работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, постепенно теряют свое значение. Все более актуальными становятся активные формы работы в системе взаимодействия взрослых, когда педагоги не просто получают готовые знания, а проектируют способы решения какой-либо проблемы в процессе изучения методической литературы, сравнения и анализа разных точек зрения. Дискуссии, деловые игры, работа в творческих группах создают условия для развития творчества воспитателей.
Ред.: Какими способами вы привлекаете внебюджетные средства в учреждение? Поделитесь опытом.
Т. А.: Основным источником дохода являются дополнительные образовательные услуги на платной основе. В этом году у нас функционирует шесть объединений по интересам различных профилей.
Вторым источником привлечения средств является попечительский совет. Его работа организована максимально открыто: на сайте учреждения есть рубрика, посвященная его деятельности. Каждый родитель имеет право знать, что планируется сделать за год, сколько перечислено средств и куда они потрачены.
В этом году намерены расширить и такую возможность получения средств, как сбор вторсырья: планируется проведение акции по сбору макулатуры «Бумаге — вторую жизнь».
Благодаря дополнительным образовательным услугам и тесному сотрудничеству с родителями нам удается обновлять оснащение групповых и других помещений (музыкальный и физкультурный залы) современными учебными пособиями, игрушками, спортивным оборудованием, инвентарем, заниматься благоустройством территории.
Ред.: Расскажите о проектах, реализующихся в вашем учреждении.
Т. А.: Последние годы педагоги активно работают над направлением экологического воспитания.
В 2023 г. в учреждении создана экологическая тропа, разработаны маршруты ознакомления с ее объектами по станциям.
В начале этого года педагогические работники и законные представители принимали участие в работе V Международной научно-методической конференции «Экологическое образование и устойчивое развитие. Состояние, цели, проблемы и перспективы», которая проводилась на базе учреждения образования «Международный государственный экологический институт имени А. Д. Сахарова» Белорусского государственного университета, где был представлен опыт реализации экологического образования и воспитания в государственном учреждении образования.
Одним из инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста стал новый (первый в Минске) природоохранный проект «Дошкольное лесничество ″Эколесик″». Дошкольное лесничество является одной из эффективных форм привлечения воспитанников к труду в природе, воспитания заботливого отношения к природе, формирования навыков правильного природопользования, а также получения дополнительных знаний, первого опыта в области природоохранной деятельности. Создание проекта и его дальнейшая реализация стали возможны благодаря обоюдному решению государственного лесохозяйственного учреждения «Минский лесхоз» и администрации детского сада.
Ред.: Приходилось ли вам сталкиваться в работе с нестандартными ситуациями?
Т. А.: Самым запоминающимся для меня стал тот момент, когда наше учреждение передавали из ведения Национальной академии наук управлению по образованию администрации Фрунзенского района.
А если говорить о повседневной работе, то очень часто любое обращение родителей может стать нестандартной ситуацией, в которой многое зависит от первоначального настроя обеих сторон на конструктивное общение. Разные подходы к воспитанию, разные взгляды на жизнь могут порождать конфликты. И вот тут приходят на помощь все качества и человека, и педагога, и руководителя.
Ред.: Вы работаете в должности руководителя около двух лет. Какие качества вам пригодились и как предыдущий опыт работы в различных должностях помогает в этом нелегком деле?
Т. А.: В должности руководителя я, конечно же, новичок. Приходится решать целый ряд вопросов. Как правильно организовать свое рабочее время? Как добиться успеха на пути становления личности как руководителя? Что поможет повысить эффективность управления в целом? Ответы подсказывает сама жизнь, и так постепенно складывается своя формула успеха.
У руководителя очень разноплановая профессия: организатор, работодатель, своего рода психолог и даже конфликтолог — требуется так расставить людей, чтобы каждый смог раскрыться с интересной стороны. А еще хозяйственник, инспектор по охране труда, строитель, инженер… По первому образованию я — инженер, и вот тут сочетание профессий очень помогает.
Что основное в работе руководителя? Быть в состоянии постоянной готовности, сохраняя при этом жизнерадостный и веселый характер. Умение организовать свой коллектив. Всегда помнить, что нет четко очерченного круга обязанностей, периодически возникают внеплановые ситуации, которые требуют оперативного вмешательства и порой мгновенных решений. В нашей работе нет мелочей — важны все вопросы, касающиеся и работников, и воспитанников, и законных представителей воспитанников.
Для любого начинающего очень важно начало трудового пути. Важны и коллектив, с которым ему предстоит работать, и атмосфера, и поддержка, и опыт коллег.
Беседовал Юрий КОСЬКО
ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
Государственное учреждение образования «Санаторный детский сад № 463 г. Минска» введено в эксплуатацию в 1984 г. Принято на баланс управления по образованию администрации Фрунзенского района г. Минска от управления делами Национальной академии наук Беларуси в 2022 г.
Учреждение находится по адресу: ул. Якубовского, 42, в типовом двухэтажном здании. Территория расположена в жилом квартале рядом с улицами Якубовского и Одинцова.
Детский сад рассчитан на 12 групп: две санаторные первого младшего возраста, две санаторные второго младшего возраста, две санаторные среднего возраста, две санаторные старшего возраста, три специальные группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, одна группа интегрированного обучения и воспитания. Списочный состав на 2024/2025 учебный год — 147 воспитанников.
Функционируют музыкальный и физкультурный залы, работают пункт коррекционно-педагогической помощи и кабинет педагога-психолога, имеется медицинский блок.
Для развития потенциала воспитанников по различным направлениям организовано 6 дополнительных образовательных услуг на платной основе.
Сегодня в коллективе трудятся 67 работников. Образовательный процесс осуществляют 34 педагога: 25 воспитателей дошкольного образования, 4 учителя-дефектолога, 2 музыкальных руководителя, 2 руководителя физического воспитания, 1 педагог-психолог.