23 октября в Воложинскомрайоне состоялся брейнсторминг (мозговой штурм) «Имидж учреждения образования как ресурс его устойчивого развития» для руководителей учреждений образования, руководителей методических формирований, резерва руководящих кадров. В ходе мероприятия, которое прошло на базе Першайского УПК детский сад – средняя школа, участники познакомились с сущностью имиджа, его основными этапами и структурой, разработали алгоритм формирования имиджа учреждения образования.
В формате круглого стола в Дорском УПК детский сад – средняя школа обсудили проблему системно-деятельностного подхода к организации профориентации в учреждении образования. В Саковщинском УПК детский сад – средняя школа шел разговор о взаимодействии учебных предметов с другими составляющими образовательного процесса для формирования и совершенствования компетенций учащихся при выборе профессии. В Яршевичском УПК детский сад – средняя школа были рассмотрели вопросы преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда и сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодежи.
Семинар-практикум «Методические основы профориентации во внеклассной работе» прошел в средней школе № 2 г. Воложина. Его участники рассмотрели основные направления и формы методической работы, изучили систему профессиональной ориентации школьников в учреждении образования, структуру деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы, создали алгоритм оценки эффективности профориентации школьников во внеклассной работе.
Творческий диалог заместителей директора по учебной работе, педагогов, входящих в резерв руководящих кадров, «Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях» состоялся в средней школе № 1 г. Воложина. Мероприятие сориентировало участников на использование различных форм профориентационной работы в процессе профессионального самоопределения школьников, выявление наиболее рациональных подходов к организации профориентационной работы.
В Стародорожском районе состоялась видеоконференция для руководителей учреждений, специалистов образования, методистов. Руководители представили программу проведения мероприятий в форме видеороликов и презентаций, в каждом учреждении образования были подведены итоги педагогического марафона.
В Любанском районе в этот день прошла панорама управленческих идей (деловая игра) «Компетентность как ресурс управления качеством образования», в которой приняли участие 35 руководителей учреждений.
В Смолевичском районе были проведены консультации для резерва руководящих кадров по теме «Организация профориентационной работы в школе».
В Вилейском районе состоялся обмен опытом работы директоров учреждений общего среднего образования и их заместителей по теме «Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях». Заместитель директора по учебной работе Куренецкой средней школы Болвако Е. А. представила материал по теме «Развитие профессиональной мотивации учащихся в условиях учреждения образования». Директор Ильянской средней школы имени А. А. Гримотя представил опыт работы по теме «Прафесійнае самавызначэнне як сродак сацыялізацыі і адаптацыі навучэнцаў у сучасных умовах».
Директор средней школы № 1 г. Вилейки Крышковская И. В. и заместитель директора Любанской средней школы Вилейского района Рубан Е. Г. раскрыли тему «Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях». Опытом работы по теме «Профориентация на рабочие профессии» поделилась директор Стешицкого УПК детский сад – средняя школа Кабанович И. А.
В Дзержинском районе для руководящих работников учреждений образования был организован методический мост. В этот день состоялся конструктивный диалог с представителями учреждений образования Российской Федерации «Волонтерство в современных образовательных организациях: ресурс становления социально ответственной личности, успешного профессионального определения». Участники мероприятия познакомились с опытом работы МОБУ «Средняя общеобразовательная школа “Янинский центр образования”» Всеволожского района Ленинградской области и с опытом работы гимназии № 1 г. Дзержинска по проекту «Дорогою добра».
В день управленца в Борисовском районе состоялась консультационная встреча в режиме онлайн для заместителей заведующего дошкольным учреждением (лиц, включенные в резерв) с заместителем заведующего по основной деятельности Макарской Е. В. в ГУО «Лошницкий ясли-сад Борисовского района». Участники познакомились с требованиями к структуре годового плана, с подходами к формулированию годовых задач учреждения «Стратегическое планирование – залог движения вперед».
Состоялся также медианар БОСС заместителей директора по учебной работе «Конкурентоспособность субъекта рынка труда (наемного рабочего) в постиндустриальном обществе: что зависит от организации образовательного процесса в школе». Выпускник школы – будущий наемный работник. Какие противоречия в образовательной среде школы могут влиять на его будущую судьбу? Что необходимо знать учителю и старшекласснику о рынке труда, о требованиях нанимателя к работнику? К размышлению над этими и другими вопросами участников пригласила БОСС заместителей директора по учебной работе Алисиевич Оксана Сергеевна, заместитель директора по учебной работе гимназии № 1 г. Борисова (https://school6.rooborisov.by/news/den-pyatyy-den-upravlenca)
На базе Узденской районной гимназии состоялась презентация опыта реализации инновационных и педагогических проектов, направленных на профессиональное самоопределение обучающихся «Профориентация в инновационном режиме». В мероприятии приняли участие 15 заместителей директора по учебной работе учреждений общего среднего образования района.
Заместитель директора по учебной работе гимназии Шеруенова Мария Дмитриевна представила присутствующим инновационный проект «Внедрение модели регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям».
Педагог-психолог гимназии Пиликевич Вероника Валерьевна показала, как педагогический проект «Формирование социальной компетентности учащихся посредством развития жизненных навыков и подготовки к трудоустройству» способствует организации работы педагогических групп учреждения. Остановилась на метапредметном потенциале учебных занятий в профильных группах учитель математики гимназии Грудковская Мария Захаровна.
Ольга Михайловна Красовская, учитель химии Узденской средней школы № 1 имени А. С. Пушкина, представила опыт организации профильного агрокласса, сделала акцент на важности профессиональной мотивации учащихся.
В Копыльском районе были проведены заседание круглого стола и профориентационная игра. Участниками мероприятий стали директора, их заместители, педагоги, которые создавали модель профессиональной ориентации на І, ІІ, ІІІ ступени общего среднего образования. Руководителям учреждений образования было рекомендовано обратить внимание на необходимость объединения усилий всех участников образовательного процесса для повышения эффективности профессиональной ориентации.
Педагогический эдутон «От идей до педагогического продукта» состоялся в гимназии № 1 г. Копыля имени Н. В. Ромашко. Руководство учреждения изучало опыт работы Лошницкой районной гимназии по составлению годового плана и написанию анализа работы учреждения; организации работы предметных кабинетов; обеспечению методической работы; организации электронного документооборота; использованию пакет-мода для целеполагания учебного занятия; составлению циклограммы деятельности классного руководителя.
В ГУО «Копыльская вспомогательная школа-интернат» состоялся круглый стол «Возможность и целесообразность использования электронных пособий», в рамках которого обсуждались организация и содержание профессиональной ориентации учащихся на II ступени общего среднего образования.
Методические мероприятия пятого дня педмарафона подтвердили, что высокая эффективность реализации цели и задач профессиональной ориентации возможна при объединении усилий всех его участников. Профориентационная работа эффективна, если соблюдаются следующие принципы:
- систематичность и преемственность;
- дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, уровня успеваемости;
- оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями;
- взаимосвязь школы, семьи, учреждений профессионального образования, службы занятости, общественных молодежных организаций;
- связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).
В течение тематической недели Х педагогического марафона руководящих работников и специалистов образования Минской области «Профессиональное самоопределение – условие успешной социализации личности» в 2020 году участники смогли поделиться опытом работы в вопросах организации в учреждениях образования профориентационной деятельности. Учреждения использовали широкий диапазон форм проведения мероприятий, в том числе дистанционных: семинары, открытые занятия, мастер-классы, классные часы, диспуты, родительские собрания, педагогические мастерские, тематические выставки, интерактивные игры, тренинги, методические диалоги, пресс-конференции, круглые столы и др.
Источник: ГУО «Минский областной институт развития образования»