Как решать конфликты на детской площадке? Обсуждаем с психологом 8 спорных ситуаций
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Как решать конфликты на детской площадке? Обсуждаем с психологом 8 спорных ситуаций

«Мой опять кого-то обсыпал песком — пойду разбираться», «Снова забрал игрушку и не отдает», «Если ты так будешь себя вести, мы сюда больше не пойдем!», «Какое у вас право наказывать моего ребенка?» — ежедневно на детской площадке мамам приходится решать множество мелких конфликтов. Все ли мы делаем правильно? Вместе с психологом Галиной Швец Ребёнок BY разбирает типичные спорные ситуации и учимся из них выходить достойно.

2486 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Поведение детей на площадке можно сравнить с броуновским движением — сначала всем интересны горки и карусели, потом детям резко нужно залезть в песочницу и поиграть с чужими граблями и лопатками, затем малышня неожиданно устраивает гонки на самокатах. Естественно, в такой кутерьме неизбежны конфликты. Прежде чем разбираться, кто прав, а кто — виноват, родителям стоит подумать вот о чем:

— Ваш ребенок всегда должен знать, что он под защитой взрослого, — говорит Галина Швец. — Родитель — это опора и безопасность. Для ребенка все ново: он только познает этот мир, учится общаться с другими детьми, и задача взрослого — научить его коммуникации с окружающими, рассказать, какое поведение допустимо в обществе, а какое — нет.

В выборе линии поведения важно учитывать возраст детей. До 3−4 лет родитель должен постоянно находиться рядом с ребенком на детской площадке, защищать при необходимости, учить взаимодействовать с детьми: как знакомиться, как вовлекать других ребят в свою игру, как решать конфликты.

— Настаивать на немедленном взаимодействии не нужно. Пусть ребенок освоится, присмотрится к другим детям и поймет, что ничего страшного не происходит. Маме нужно помочь такому ребенку вступить в беседу с другими малышами, улыбнуться, спросить что-то, познакомиться. Так постепенно ребенок научится взаимодействовать с детьми на площадке.

Если ребенок старше 4 лет и родители видят, что со сложными ситуациями он справляется самостоятельно — вмешиваться не нужно. Наблюдайте и подсказывайте, как поступить только в случае необходимости.

Восемь спорных ситуаций на площадке: как себя вести?

Рассмотрим несколько типичных ситуаций, которые часто происходят на детской площадке.

— У вашего ребенка забирают игрушки. Он обижается.

Игрушка важна для ребенка, это его собственность, и он переживает, если на эту собственность кто-то посягает. Даже в маленьком возрасте ребенок сам в состоянии решить, готов он делиться игрушкой или нет. Как узнать? Спросите его об этом. Если игрушку взяли без спроса, а хозяин переживает, обязательно просим другого ребенка вернуть вещь или привлекаем его родителя. Многие взрослые учат детей делиться игрушками беспрекословно, чтобы «ребенок не вырос жадным». Но вспомните себя: если у вас кто-то захочет забрать вещь без спроса, вы испытываете недовольство, и это нормально.

— Ваш ребенок забирает игрушки у других детей. 

Оставлять без внимания такое поведение ребенка нельзя. Родителю важно научить сына или дочь обмениваться игрушками или просить разрешения на то, чтобы взять ту или иную вещь. Подойдите с ребенком к владельцу понравившейся игрушки и озвучьте вашу просьбу. Отнеситесь спокойно, если вам откажут. Если игрушкой поделились — возвращайте ее сразу же после игры и поблагодарите.

— Ребенка обижают другие дети. 

Если мама замечает, что ребенка на площадке бьют или толкают другие дети, обязательно вмешивайтесь. Перехватывайте осторожно руку обидчика и не давайте ему обижать вашего сына или дочь. Затем спокойно обсудить ситуацию с родителями ребенка-агрессора.

— Ваш ребенок бьет и толкает других детей. 

Нужно обязательно утихомирить хулигана — точно так же перехватываем его руку, физически не даем бить или толкать других детей. Когда ребенок успокаивается, проговариваем, что так делать нельзя. Если ребенок не понимает, уводим его с площадки и спокойно (насколько это возможно) объясняем, что ребенок не прав. Такую схему поведения повторяем до тех пор, пока ребенок не научится себя вести адекватно.

— Ребенка пытаются наказать другие взрослые. 

Естественно, вы не должны позволять другой маме воспитывать вашего ребенка. Это ваша задача, и никто не имеет права брать на себя эту функцию. Если родители недовольны поведением другого ребенка, можно обсуждать эту ситуацию, сказать вслух, что именно не устраивает, обозначить границы. Но воспитывать чужих детей нельзя, как и позволять это делать другим родителям по отношению к вашему ребенку. Если вы столкнулись с агрессией со стороны другого родителя, постарайтесь выйти из конфликта достойно: договориться, найти компромиcсы. Обе стороны должны понимать, что рядом находятся дети, которые смотрят на взрослых и берут пример.

— Чужие дети не соблюдают правила поведения на горке. Вам кажется, что это опасно. 

Если ребенок пришел на горку без родителей (достаточно взрослый — от семи лет) и ведет себя недопустимо — толкается, старается пролезть вперед, обязательно вмешивайтесь. Скажите ему, что это небезопасно, и предложите «А давай мы тебе покажем, как надо». Если ребенок с родителями — обратите их внимание на поведение ребенка. Проговорите вслух, что может произойти, напомните об ответственности и правилах безопасности.

— Родители сидят в телефоне и не следят за своими детьми. 

— Оцените обстановку. Если ребенок спокойно играет в песочнице, ему ничего не угрожает и он не хулиганит, а мама в это время сидит в телефоне — ничего страшного, пусть мама отдохнет на скамейке. Вам стоит вмешаться, когда чужой ребенок начинает переходить рамки приличия или ему что-то угрожает. Опять же спокойно скажите о ситуации: «Обратите внимание, что ваш ребенок…», не критикуйте, скажите, что конкретно не так. Многие спокойно воспринимают информацию.

— Родители кричат на своих детей, вам жаль чужого ребенка. 

— Обычно в такой ситуации очень хочется вмешаться и «научить» другого взрослого человека азам психологии. Но вы должны понимать, что ровно в этот момент становитесь для родителя врагом № 1. Нужно отдавать себе отчет в том, что ситуация не изменится, если вы вмешаетесь. Чаще всего взрослый знает, что недопустимо кричать на детей или бить их, но по-другому не умеет или у него не получается. А некоторые считают, что это нормально: «На меня тоже в детстве кричали, и я вырос нормальным». Кстати, если на приеме у психолога сказать родителю что-то вроде «физическое наказание недопустимо», больше этого взрослого на приеме вы не увидите!

Если вы вспомните природу крика, станет понятно, почему люди так себя ведут: они устали, не выспались, расстроены, а тут ребенок еще «выводит из себя». Вы можете помочь, если это ваша подруга или соседка, предложив свою помощь, поддержку. Что касается незнакомых людей, то ваше вмешательство ничего не изменит. Лучшим выходом будет уйти с этой детской площадки, чтобы ребенок не видел плохой пример.

Источник: Ребёнок BY


2486 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Заведующий УДО: коррупционные риски при выполнении иной оплачиваемой работы

Нередко руководители УДО и (или) их заместители помимо основных обязанностей дополнительно выполняют иные оплачиваемые работы как у себя в учреждении, так и в иных учрежд...
№ 11 (155) 2024 Фесько Никита,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 118
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок