Салат с кальмаром, лапша ручной работы: чем сегодня кормят в детских садах

Салат с кальмаром, лапша ручной работы: чем сегодня кормят в детских садах

Повзрослев, мы с ностальгией вспоминаем вкус детсадовской запеканки и ленивых голубцов. А чем сегодня кормят малышей, и почему в столице каждый повар дошкольного учреждения на вес золота? Об этом — в репортаже корреспондентов агентства «Минск-Новости».

561 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В минских садиках не хватает поваров. По данным комитета по образованию Мингорисполкома, на конец сентября город нуждался в 160 таких специалистах. В некоторых дошкольных учреждениях пустуют по 2–3 ставки! В анонимном разговоре с журналистом заведующие детсадами рассказали: главная причина, почему найти повара непросто, — финансовая. В среднем на ставку его зарплата не превышает 500 рублей, а на рынке труда для тех, кто умеет профессионально готовить, предложений масса! Тот же кулинарный отдел любого торгового объекта предложит более конкурентную оплату труда. Молодежь же приходит по распределению на пищеблоки дошкольных учреждений, отрабатывает положенные два года и отправляется на вольные хлеба. Поэтому для малышей готовят в основном пенсионеры и те, кто верен этой профессии всем сердцем. Энтузиасты, одним словом.

В одном из столичных детских садов нашли интересный выход из сложившейся ситуации. Администрация договорилась с колледжем кулинарии, чтобы учащиеся, начиная с 2-го курса, проходили здесь практику. Молодых людей временно трудоустраивают в садик, они получают поварские навыки и параллельно учатся.

А вот дошкольному учреждению образования № 105 повезло больше — коллектив пищеблока здесь полностью укомплектован. Детсад молодой — ему без малого три года. Расположился в районе ул. Алибегова среди жилых новостроек, которые возводила частная компания. Она же и подарила городу дошкольное учреждение.

Одна из наших особенностей — большой пищеблок. Его площадь — свыше 150 квадратных метров. Здесь есть все необходимое оборудование для организации детского питания, в том числе диетического, — отмечает заведующая Людмила Потапчук.

Сад посещают около 250 воспитанников. Для них готовят два повара. В команде также кладовщик, кухонный работник и калькулятор.

Мы — бойцы невидимого фронта, — улыбается повар Марина Тарасенко. Женщина как раз делает для малышей обед. Причем для ясельной группы и для ребятишек постарше он разный. Вот в глубоком противне она аккуратно распределяет пюреобразную массу. Неужто пирог?

Это пудинг для самых маленьких. Отварную говядину перекручиваем на мясорубке дважды, а после запекаем, — поясняет шеф и живо отправляет противень с деликатесом в пароконвектомат. Это очень интересное устройство: позволяет приготовить диетическое блюдо.

Параллельно готовится обед для детей старшего дошкольного возраста.

Готовим мясо «По-осеннему». Кусочки говядины, морковки, лука и яблок тушатся вместе. Получается сочный гуляш, — рассказывает М. Тарасенко.

На гарнир — картофельное пюре. Но повару рано складывать черпаки-плошки. На кухне дожидается своей очереди чернослив — один из главных ингредиентов салата со свеклой. М. Тарасенко обдает его кипятком, обсушивает и живо нарезает соломкой.

Чтобы готовить одновременно несколько весьма трудоемких блюд, нужно быть настоящим профи! Некоторое время женщина работала помощником воспитателя и знает, как порой непросто накормить маленьких приверед. Уже в зрелом возрасте решила обучиться кулинарному мастерству.

Теперь чувствую себя в своей тарелке. Нашла свое призвание на кухне, — смеется она и на мгновение заливается румянцем. — Наверное, по мне это заметно! Мои детки очень любят блины. Делаем для них и оладьи, сырники, творожные запеканки. Вижу пустые тарелки — душа радуется. Кажется, что наш труд незаметен. Но, бывает, спешу с работы домой, а родители вдогонку кричат: «Спасибо от Владика за голубцы!» И просят рецепт.

За словами благодарности — кропотливый ежедневный труд.

Он не только физически непростой, но и очень ответственный. Да вот только ни на какой другой его не променяю! — признается М. Тарасенко.

Чем кормят детей в столичных садиках

Повара готовят для ребят в соответствии с 10-дневным меню. Уникальное для каждого садика, его разрабатывают специалисты управления по образованию, и корректирует администрация учреждения с участием медицинского работника. Основа меню — сборники технологических карт, которые выпускает Министерство здравоохранения. Там представлены более 1 100 блюд. Выбирать можно любые в зависимости от наличия продуктов на складе и мастерства повара. Ведь есть довольно непростые в приготовлении, например сложные гарниры. К слову, в таких сборниках предлагаются деткам и оригинальные блюда с кальмаром, языком или говяжьей печенью. Малыши, вопреки устоявшемуся мнению, любят супы. На первое в саду могут приготовить классический борщ или щи, а также необычные — с мясными или рыбными клецками, с лапшой ручной работы. И мы стремимся к тому, чтобы ребята смогли все это попробовать. Прививаем им кулинарный вкус. Если одно из дошкольных учреждений готовит что-то новое, обращаем внимание на количество пищевых остатков. Оно не должно превышать 30 %. Например, не всем детям нравится свекла, тушенная в сметанном соусе, мы ее запросто заменяем на блюда из картофеля и овощей, в том числе драники. Их малыши съедают с удовольствием, — рассказывает руководитель группы питания управления по образованию администрации Московского района Ольга Дулько.

Хотя в этом случае, считает заведующая яслями-садом № 105 Людмила Потапчук, немалую роль играет сотрудничество воспитателей и поваров. Первые должны хорошо прорекламировать новое блюдо, а вторые — вкусно приготовить:

Если выучить стихотворение про свеклу, рассказать о ее пользе, детки съедят овощ хотя бы из интереса. Например, наши воспитанники любят запеканку. Однажды предложили им творожное суфле. Основной ингредиент тот же, а вот подача иная — у нового блюда более нежная консистенция. Воспитатели сказали ребятам, что это… горячее мороженое. Не поверите: смели за минуту!

Фото Павла Русака

Источник: Агентство "Минск-новости"

561 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Быстрая реакция и позитивное отношение — составляющие успешного решения нестандартных ситуаций»

Интервью с заведующим ГУО «Дошкольный центр развития ребенка г. Рогачёва» Ириной Николаевной Редченко
№ 6 (150) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 104
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок