Так, Декретом Президента Республики Беларусь от 09.04.2020 № 1 «Об изменении декретов Президента Республики Беларусь» внесены изменения в два Декрета Президента Республики Беларусь:
Декретом № 1 также признан утратившим силу Декрет Президента Республики Беларусь от 27.03.1997 № 10 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики» (далее — Декрет № 10).
Необходимо отметить, что Декрет № 1 вступил в силу после официального опубликования (12.04.2020) и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 28.01.2020 (за исключением отдельных положений)
Что изменилось в Декрете № 5?
Срок предупреждения об изменении существенных условий труда
Декретом № 1 исключена норма подп. 3.2 п. 3 Декрета № 5, регламентирующая обязанность нанимателя предупреждать работника об изменении существенных условий труда в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами не позднее чем за 7 календарных дней.
Необходимо отметить, что внесение изменений в Декрет № 5 в части исключения срока предупреждения об изменении существенных условий не позднее чем за 7 календарных дней, а также вступление в силу данных изменений с 28.01.2020 было прогнозируемо, т. к. ТК с учетом изменений и дополнений, вступивших в силу с 28.01.2020, уже содержит срок уведомления об изменении существенных условий труда — не позднее чем за один месяц.
Таким образом, в споре о силе действия законодательных актов по регулированию сроков уведомления нанимателями работников об изменении существенных условий труда поставлена точка и с 28.01.2020 предупреждение работника об изменении существенных условий труда должно производиться не позднее чем за один месяц.
Вместе с тем остается открытым следующий вопрос: будет ли являться нарушением законодательства о труде уведомление после 28.01.2020 (и до принятия Декрета № 1) работников об изменении существенных условий труда не позднее чем за 7 календарных дней, т. е. в соответствии с подп. 3.2 п. 3 Декрета № 5, а не в соответствии с ч. 3 ст. 32 ТК?
По нашему мнению, нет — в силу правил о соотношении юридической силы законов и нормативных правовых актов Президента, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, а также Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах».
Мониторинг лиц, освобожденных от должностей по дискредитирующим обстоятельствам
Декрет № 1 дополнил Декрет № 5 нормами, обязывающими Администрацию Президента Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком, райисполкомы, горисполкомы (городов областного подчинения), местные администрации районов в городах осуществлять мониторинг трудоустройства лиц, освобожденных по дискредитирующим обстоятельствам от должностей, включенных в кадровые реестры, указанные в ч. 1 п. 8 Декрета № 5, в течение пяти лет после такого увольнения.
Указанные в Декрете № 1 госорганы вправе будут запрашивать от всех субъектов хозяйствования независимо от формы собственности сведения, необходимые для осуществления мониторинга трудоустройства лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, которые должны будут представляться на безвозмездной основе в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.
Как указано в разъяснениях, приведенных на официальном сайте Президента Республики Беларусь, данные нововведения введены в действие в целях безусловного выполнения требований Главы государства о недопущении случаев «пересаживания» руководителей, освобожденных от должностей по дискредитирующим обстоятельствам.
Приведенная выше норма Декрета № 1 вступила в силу после официального опубликования.
Что изменилось в Декрете № 29?
Из Декрета № 29 был исключен ряд норм, регулирующих:
- порядок и условия заключения и прекращения контрактов нанимателями с работниками (п. 1);
- содержание и условия контракта (п. 2);
- сроки и периодичность выплаты заработной платы и среднего заработка, сохраняемого за время трудового отпуска (ч. 1–4 п. 4);
- обязанность государственных органов, государственных организаций информировать не реже одного раза в полугодие вышестоящие государственные органы о причинах невыполнения нормативных актов, судебных постановлений, поручений и иных решений вышестоящих органов с представлением предложений об устранении причин невыполнения либо о мерах, принятых по устранению этих причин (абз. 3 п. 7).
Вышеуказанные нормы Декрета № 29, касающиеся регулирования контрактной формы найма, были исключены в связи с корректировкой ТК, в результате которой в указанном кодексе появилась гл. 18-1 «Особенности регулирования труда работников, с которыми заключаются контракты».