Изменены декреты, регулирующие трудовые отношения
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Изменены декреты, регулирующие трудовые отношения

В апреле 2020 г. Президент Республики Беларусь подписал первый в этом году Декрет № 1, в соответствии с которым ряд действующих декретов откорректирован исходя из внесенных изменений и дополнений в Трудовой кодекс, в т. ч. в связи с включением в него положений о применении контрактной формы найма.

Косько Юрий

юрист, выпускающий редактор журнала «Руководитель учреждения дошкольного образования»

1158 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Так, Декретом Президента Республики Беларусь от 09.04.2020 № 1 «Об изменении декретов Президента Республики Беларусь» внесены изменения в два Декрета Президента Республики Беларусь:

Декретом № 1 также признан утратившим силу Декрет Президента Республики Беларусь от 27.03.1997 № 10 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики» (далее — Декрет № 10).

Необходимо отметить, что Декрет № 1 вступил в силу после официального опубликования (12.04.2020) и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 28.01.2020 (за исключением отдельных положений)

Что изменилось в Декрете № 5?

Срок предупреждения об изменении существенных условий труда

Декретом № 1 исключена норма подп. 3.2 п. 3 Декрета № 5, регламентирующая обязанность нанимателя предупреждать работника об изменении существенных условий труда в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами не позднее чем за 7 календарных дней.

Необходимо отметить, что внесение изменений в Декрет № 5 в части исключения срока предупреждения об изменении существенных условий не позднее чем за 7 календарных дней, а также вступление в силу данных изменений с 28.01.2020 было прогнозируемо, т. к. ТК с учетом изменений и дополнений, вступивших в силу с 28.01.2020, уже содержит срок уведомления об изменении существенных условий труда — не позднее чем за один месяц.

Таким образом, в споре о силе действия законодательных актов по регулированию сроков уведомления нанимателями работников об изменении существенных условий труда поставлена точка и с 28.01.2020 предупреждение работника об изменении существенных условий труда должно производиться не позднее чем за один месяц.

Вместе с тем остается открытым следующий вопрос: будет ли являться нарушением законодательства о труде уведомление после 28.01.2020 (и до принятия Декрета № 1) работников об изменении существенных условий труда не позднее чем за 7 календарных дней, т. е. в соответствии с подп. 3.2 п. 3 Декрета № 5, а не в соответствии с ч. 3 ст. 32 ТК?

По нашему мнению, нет — в силу правил о соотношении юридической силы законов и нормативных правовых актов Президента, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, а также Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах».

Мониторинг лиц, освобожденных от должностей по дискредитирующим обстоятельствам

Декрет № 1 дополнил Декрет № 5 нормами, обязывающими Администрацию Президента Республики Беларусь, Совет Министров Рес­публики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком, райисполкомы, горисполкомы (городов областного подчинения), местные администрации районов в городах осуществлять мониторинг трудоустройства лиц, освобожденных по дискредитирующим обстоятельствам от должностей, включенных в кадровые реестры, указанные в ч. 1 п. 8 Декрета № 5, в течение пяти лет после такого увольнения.

Указанные в Декрете № 1 госорганы вправе будут запрашивать от всех субъектов хозяйствования независимо от формы собственности сведения, необходимые для осуществления мониторинга трудоустройства лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, которые должны будут представляться на безвозмездной основе в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

Как указано в разъяснениях, приведенных на официальном сайте Президента Республики Беларусь, данные нововведения введены в действие в целях безусловного выполнения требований Главы государства о недопущении случаев «пересаживания» руководителей, освобожденных от должностей по дискредитирующим обстоятельствам.

Приведенная выше норма Декрета № 1 вступила в силу после официального опубликования.

Что изменилось в Декрете № 29?

Из Декрета № 29 был исключен ряд норм, регулирующих:

  • порядок и условия заключения и прекращения контрактов нанимателями с работниками (п. 1);
  • содержание и условия контракта (п. 2);
  • сроки и периодичность выплаты заработной платы и среднего заработка, сохраняемого за время трудового отпуска (ч. 1–4 п. 4);
  • обязанность государственных органов, государственных организаций информировать не реже одного раза в полугодие вышестоящие государственные органы о причинах невыполнения нормативных актов, судебных постановлений, поручений и иных решений вышестоящих органов с представлением предложений об устранении причин невыполнения либо о мерах, принятых по устранению этих причин (абз. 3 п. 7).

Вышеуказанные нормы Декрета № 29, касающиеся регулирования контрактной формы найма, были исключены в связи с корректировкой ТК, в результате которой в указанном кодексе появилась гл. 18-1 «Особенности регулирования труда работников, с которыми заключаются контракты».  

1158 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Депутаты приняли во втором чтении законопроект по вопросам образования

Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания Беларуси восьмого созыва приняли во втором чтении законопроект "Об изменении кодексов по...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 42
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок