«Каждый ребенок — это загадка, которую надо уметь разгадать»: интервью с заведующим
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

«Каждый ребенок — это загадка, которую надо уметь разгадать»: интервью с заведующим

При управлении финансово-хозяйственной деятельностью учреждения дошкольного образования перед  руководителем стоит немало задач. Это и создание благоприятного социально-психологического климата в учреждении, и развитие сплоченности коллектива, и координация деятельности работников, и т.д.

Мы поговорили с заведующим государственным учреждением образования «Ясли-сад № 149 г. Минска» Цуран Оксаной Петровной об актуальных проблемах, результатах работы, подходах к подбору персонала, а также о многом другом.

2811 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Редакция: Добрый день, Оксана Петровна! Расскажите немного о себе. Кто Вы по образованию? Как Вы попали в сферу дошкольного образования?

Оксана Петровна: В сфере образования я уже 15 лет. Окончила БГПУ им. Максима Танка в 2002 году, в этом же году пришла на работу в должности воспитателя молодым специалистом, с тех пор и продолжаю свою деятельность во Фрунзенском районе г. Минска. На выбор профессии повлияла моя бабушка, которая всю свою жизнь проработала учителем начальных классов. Помню, еще в третьем классе твердо решила стать педагогом и пообещала себе, что не передумаю, что бы ни случилось. Не передумала.

Если отвечать вопрос «кто я?», то, наверное, прежде всего, я мама 15-летнего сына и 2-х летней дочки. Да и на работе к каждому малышу относишься с материнской заботой и невероятной теплотой. Ведь моя работа — интересная, я бы даже сказала, одна из самых увлекательных. Каждый ребенок — это загадка, которую надо уметь разгадать. Иногда она простая, а иногда такая заковыристая, что может понадобиться месяц, а может, и год, чтобы узнать характер ребенка, его склонности и способности, расположить к себе. 

Ред.: Каких значимых результатов, на Ваш взгляд, Вам удалось добиться за время работы в учреждении?

О.П.: На должность заведующего я пришла в 2009 году, когда полным ходом еще шло строительство здания учреждения. Это было очень непростое время: закупки оборудования, дизайн помещений. Очень хотелось создать для детей настоящую сказку. Сейчас с большой теплотой вспоминаю это время. 

Сегодня наш детский сад — это современное учреждение дошкольного образования с просторным музыкальным залом, пунктом коррекционно-педагогической помощи, кабинетом педагога-психолога, спортивным и малым тренажерным залом, бассейном. Наши воспитанники — малыши от двух до семи лет. 

В сентябре 2011 года мы защитили проект в «Академии последипломного образования» по теме «Внедрение модели воспитания детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики» и стали инновационной площадкой Министерства образования Республики Беларусь на 2011–2014 гг. В результате проектной деятельности у нас появились музеи «Игрушки народов мира», «Белорусская хатка», «Музей мяча».

На базе учреждения регулярно проходят республиканские и городские мероприятия. Мы активно сотрудничаем с государственным учреждением «Академия последипломного образования, учреждением образования «Минский колледж предпринимательства»; занимаем призовые места в городских и республиканских конкурсах. Так, в городском конкурсе «Формула сада» наше учреждение два года подряд занимало высокие места. Вообще, стоит отметить, что территории мы уделяем много времени, ведь дети должны проводить на улице не менее четырех часов. Проблема благоустройства зеленой зоны учреждения стала актуальной с первых дней его существования и остается таковой и сейчас. 

Увлекательная идея озеленения — придумать сад для ребенка среди каменных джунглей — привела нас не только к решению проблемы озеленения учреждения дошкольного образования, но и объединила детей и взрослых одной общей целью.

В нашем детском саду существует своя легенда: на территории учреждения растут папоротники. Наши предки говорили, что видели ночью, как папоротники цветут. А ведь согласно легенде цветок этого растения обладает свойством указывать место, где зарыт клад. Наш клад — это наши дети, и, следуя древней легенде, они будут самими счастливыми!

Ред.: Что занимает больше всего времени в вашей управленческой работе: работа с документами, кадровые вопросы?

О.П.: К большому сожалению, работа с документацией занимает огромное количество времени: кадры, обращения граждан, питание, охрана труда, документооборот по воспитанникам. 

По штатному расписанию в учреждении дошкольного образования нет ставки делопроизводителя. Именно поэтому всю документацию ведет заведующий. Это очень большая проблема многих руководителей.

Ред.: Какими качествами должен обладать руководитель в системе дошкольного образования?

О.П.: Руководитель, так или иначе, всегда является основной фигурой в коллективе, поэтому именно его деловые качества должны быть фундаментом для формирования гармоничных отношений в учреждении. 

На мой взгляд, современный руководитель учреждения дошкольного образования должен быть предан своему делу, быть готовым принимать смелые решения, уметь объективно оценивать людей, давать возможность подчиненным проявлять себя, быть целеустремленным, уверенным в себе, тактичным в отношении сотрудников и родителей, уметь контролировать свои эмоции. 

Ред.: С какими проблемами (вызовами) сталкивается сегодня руководитель учреждения дошкольного образования в своей работе? На что необходимо обратить повышенное внимание?

О.П.: Каждому руководителю приходится организовывать и четко планировать финансовую деятельность своего учреждения. В нашем детском саду функционируют кружки; заработанные от оказания дополнительного образования средства поступают на счет учреждения. В этом году мы открыли следующие дополнительные образовательные услуги:

обучение детей плаванию «Дельфиненок»;

интеллектуальное развитие «Подготовка к школе» (обучение детей чтению по кубикам Зайцева);

развитие речи «Птица-говорун»;

музыкально-театральная деятельность «Теремок»;

вокальная студия «Голос»;

обучение английскому языку «Забавный английский»;

физкультурно-оздоровительное развитие «Веселые гимнасты»;

«Аквааэробика»;

«Мамина школа» для малышей 1,5–2 лет, не посещающих учреждение дошкольного образования.

Уже несколько лет действует попечительский совет, где мы определяем стратегию развития учреждения, планируем пополнение материально-технической базы.

Ред.: Как обстоит кадровый вопрос? Испытываете ли вы проблемы с подбором персонала? 

О.П.: Мы стремимся создавать конкурентно-способную развивающую среду, постоянно работаем над имиджем учреждения дошкольного образования. Это невозможно осуществить без квалифицированных педагогических кадров. Для меня вопрос повышения уровня образования педагогов стал доминирующим, ведь, как известно, удача учреждения дошкольного образования — это заслуга коллектива, а неудача — ошибка заведующего. 

Однако сегодня в силу определенных причин наблюдается отток педагогических работников. Одновременно в коллектив пришли кадры, которые не имеют педагогического образования, не знают специфики дошкольников, их возрастных и психологических возможностей, не владеют методикой обучения детей дошкольного возраста. 

Данная ситуация поставила перед администрацией учреждения задачу развития образовательного потенциала, подготовки своих кадров из младшего обслуживающего персонала. Два сотрудника, которые пришли работать в должности помощника воспитателя, имея среднее образование, поступили в «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» на заочное отделение и были переведены на должность воспитателя. Два педагога, которые имеют высшее педагогическое образование, получают образование на факультете специального образования ИПКиП по специальности дошкольное образование.

Ежегодно воспитатели проходят курсовую подготовку в Академии последипломного образования и в МГИРО. 

Постоянно мы с нашими педагогами-новаторами определяем стратегию для обеспечения более эффективного и продуктивного развития учреждения. В организации своей деятельности мы опираемся на принцип педагогического оптимизма, который обусловлен созданием определенного психологического микроклимата в коллективе; на принцип демократизации, т.е. предоставление свободы выбора форм и методов работы в воспитательной деятельности, что способствует проявлению творческих подходов педагогов.

Мы удовольствием принимаем в наш коллектив молодых специалистов. В то же время мы столкнулись с трудностями другого плана: молодых специалистов сегодня сложно заинтересовать, и это диктует необходимость поиска эффективных инновационных методов активного обучения. Поэтому для них мы предлагаем такую форму работы, как съемка видеофильмов на тему «Мой рабочий день», «Мои достижения», «Мои рекомендации», а затем все вместе смотрим их. Также мы поддерживаем стремление молодых специалистов участвовать в районных и городских конкурсах. И это приносит результат. Так, Ярмак Екатерина Сергеевна была отмечена дипломом за участие в районном конкурсе «Профессиональный дебют – 2017» в номинации «Лучший молодой специалист учреждения образования».

Наше учреждение молодое, и коллектив молодой, однако я могу сказать, что за семь лет нам удалось создать педагогическое сообщество, которое отличается стабильностью, высоким профессионализмом, творческим началом.

Ред.: Спасибо за содержательное интервью!

Беседовал Юрий КОСЬКО

Ясли-сад № 149 г. Минска — это современный детский комплекс с просторными игровыми комнатами, спортзалом, игровым центром и бассейном. Воспитанники -– более 300 мальчиков и девочек в возрасте от двух до шести лет.

2811 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Смещенная активность — способ реагирования на непонимание

Представьте картину: волк бегает из угла в угол в клетке. О чем говорит такое поведение? Можно предположить, что зверь показывает тревогу или беспомощность. Так происходи...
№ 6 (150) 2024 Высоцкая Светлана,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 404
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок