Усиление требований к руководителям и работникам организаций: разбираем изменения Декрета № 5
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Усиление требований к руководителям и работникам организаций: разбираем изменения Декрета № 5

Может ли наниматель на локальном уровне закрепить дополнительные основания отстранения от работы?
Нет, не может.
Необходимо ли запрашивать характеристику с предыдущего места работы при приеме работника на работу в государственную организацию?
Да.
Необходимо ли проводить проверку допущенных работником нарушений при увольнении его в связи с нарушением законодательства о защите персональных данных?
Да.

Самосейко Владимир

юрист, магистр права

2274 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Декрет Президента Республики Беларусь от 12.10.2021 № 6 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» (далее — Декрет № 6), который вносит изменения и дополнения в Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее — Декрет № 5), вступает в силу с 24.10.2021. Рассмотрим основные нововведения.

Отстранение от работы

Подпункт 3.4 п. 3 Декрета № 5 дополнен положениями, которые предоставляют право руководителю организации незамедлительно отстранять работника от работы при выявлении допущенных им нарушений производственно-­технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекших или способных повлечь причинение организации ущерба, до устранения нарушений, а также в случае, если работник призывает других работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин.

Справочно: производственно-­техноло­гическая дисциплина — это соблюдение установленных технологических регламентов и нормативов при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), требований производственного процесса, технологии изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также требований по рациональному использованию сырья, материальных и человеческих ресурсов.

Напомним, что наниматель не вправе самостоятельно, на локальном уровне закреплять ­какие-либо свои основания, по которым работника можно или следует отстранять от работы.

Справочно: согласно ч. 1 ст. 49 ТК отстранением от работы является временное недопущение работника к исполнению трудовых обязанностей в связи с обстоятельствами, предусмотренными данной статьей. Отстранение от работы оформляется приказом (распоряжением) нанимателя либо уполномоченного им должностного лица с указанием причины отстранения от работы.

Следует учитывать, что призыв других работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин — это относительно новое основание отстранения. Наниматель имеет право его применять с 30.06.2021 — даты вступления в силу последних изменений в ТК, которыми данное основание было внесено в ч. 5 ст. 49 ТК.

Не совсем понятно, что понимать под призывом к прекращению выполнения трудовых обязанностей. Этот призыв должен быть на работе и в рабочее время либо достаточно соответствующих сообщений (призывов) в социальных сетях, сделанных в т. ч. в нерабочее время (и (или) не на рабочем месте, например в обеденное время)?

Новое основание увольнения, которое отнесено к дискредитирующим

Подпункт 6.14-1 п. 6 Декрета № 5 дополнен новым основанием увольнения, признанным дискредитирующим обстоятельством увольнения. Это основание, предусмотренное п. 10 ч. 1 ст. 47 ТК: нарушение работником порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных.

Данное основание увольнения применяется без учета требований ст. 43 и 46 ТК, поскольку оно не относится к основаниям увольнения по инициативе нанимателя (ст. 42 ТК). Но при этом оно является мерой дисциплинарного взыскания (п. 4 ч. 1 ст. 198 ТК), поэтому при увольнении по п. 10 ч. 1 ст. 47 ТК следует соблюдать требования гл. 14 ТК.

Новым является то, что с 24.10.2021 при увольнении по данному основанию надо дополнительно соблюсти и требования Декрета № 5, в частности, п. 7 данного Декрета, т.е. до увольнения работника провести проверку допущенных им нарушений, результаты которой оформить актом (служебной запиской), а также затребовать письменное объяснение работника.

Прием на работу лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам

Согласование назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности должно осуществляться на основании мотивированного ходатайства и прилагаемых к нему характеристик с предыдущих мест работы за последние пять лет, которые должны соответствовать требованиям, установленным ч. 2 п. 9 Декрета № 5.

В примечаниях к ч. 2 п. 9 Декрета № 5 приведено определение характеристики, а по сути, требование к ее содержанию и форме.

Справочно: для целей Декрета № 5 под характеристикой понимается официальный документ, отражающий профессиональные, деловые и моральные качества работника, сведения о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности, отношение к государственным и общественным институтам, иную информацию, подготовленный по форме, установленной Советом Министров Республики Беларусь.

Это важно
С 24.10.2021 для целей Декрета № 5 надо использовать унифицированную форму характеристики, установленную Советом Министров Республики Беларусь, с учетом требований к ее содержанию согласно ч. 2 п. 9 Декрета № 5.

Право и обязанность при запросе характеристики и сведений о правонарушениях

Увеличен срок выдачи характеристики

В ч. 1 п. 11 Декрета № 5 увеличен срок выдачи характеристики. Согласно обновленной норме наниматель вправе при приеме на работу работника запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы, которая выдается в течение 7 (а не 5, как ранее) календарных дней со дня получения соответствующего запроса.

Необходимо отметить, что в настоящее время ч. 3 ст. 26 ТК сохраняет прежний срок. Согласно данной норме наниматель вправе при приеме на работу гражданина запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы, которая выдается в течение 5 календарных дней со дня получения соответствующего запроса.

В данном случае возникает коллизия нормативных правовых актов. С учетом ст. 70 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» в случае коллизии нормативных правовых актов субъекты правоотношений обязаны руководствоваться предписаниями нормативного правового акта большей юридической силы, а согласно ст. 23 данного Закона в случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа Президента Республики Беларусь были предоставлены законом. Поэтому в данном случае действуют нормы (сроки), указанные в Декрете № 5.

Запрос характеристики и данных о правонарушениях

В ч. 2 п. 11 Декрета № 5 введена обязанность нанимателей запрашивать характеристики с прежних мест работы, а также данные о правонарушениях при приеме лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам.

Согласно новой редакции ч. 2 п. 11 Декрета № 5 при приеме на работу работника в государственные органы, иные государственные организации, а также организации, более 50 % акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности (далее — государственная организация), наниматели обязаны, если иное не установлено законодательными актами, запрашивать:

  • характеристику с предыдущего места его работы;
  • характеристику из государственной организации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих 5 лет. В случае, если таким место работы являлось несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них;
  • сведения из единого государственного банка данных о правонарушениях в отношении кандидатов на руководящие должности. Такие сведения предоставляются бесплатно.

Таким образом, с 24.10.2021 при приеме на работу в государственные организации наниматели обязаны, если иное не установлено законодательными актами, запрашивать характеристики всех работников (граждан, если использовать терминологию ст. 26 ТК), т. е. как служащих, так и рабочих.

Заметим, что в данном случае речь идет о двух разных характеристиках, которые, полагаем, не исключают друг друга: одна характеристика именно с предыдущего (последнего) места работы, а вторая — из государственной организации, являвшейся местом работы в течение предшествующих 5 лет (возможно, стоило уточнить: если гражданин работал в таких организациях в течение предшествующих 5 лет).

Получается, что если у работника последним местом работы была государственная организация, то достаточно одной характеристики. Если же последнее место работы — это негосударственная организация, но в течение предшествующих 5 лет работник был занят (по трудовому договору) в государственной организации, то надо представить характеристику и из такой организации (если это последняя такая организация в течение предшествующих 5 лет).

Если работник в течение предшествующих 5 лет нигде не работал, то все равно нужна характеристика с последнего места его работы (т. е. независимо от срока, который прошел с даты увольнения).

Дополнительно при приеме (назначении) на руководящие должности наниматель обязан запрашивать сведения из единого государственного банка данных о правонарушениях. В настоящее время порядок получения таких сведений установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2006 № 909 «О функционировании единой государственной системы регистрации и учета правонарушений» (далее — постановление № 909) и утвержденным данным постановлением Положением о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений. Заметим, что согласно п. 11 Декрета № 5 в рассматриваемом случае такие сведения предоставляются бесплатно.

Нарушение установленного Декретом № 5 порядка приема на работу как грубое нарушение трудовых обязанностей

В п. 12 Декрета № 5 нарушение порядка приема на работу, установленного Декретом № 5, определено как грубое нарушение трудовых обязанностей.

В новой редакции п. 12 Декрета № 5 закреплено, что нарушение предусмотренного данным Декретом порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков выдачи характеристик признаются грубым нарушением трудовых обязанностей.

Указанные виновные действия должностных лиц, повлекшие причинение ущерба государственной собственности или существенного вреда государственным или общественным интересам, при наличии оснований влекут ответственность в соответствии с УК.

Таким образом, с 24.10.2021 прием на работу в государственные организации и на руководящие должности потребует повышенного внимания.

Заметим, что в новой редакции п. 12 Декрета № 5 говорится о нарушениях, допущенных не руководителем организации, а должностными лицами в целом, т. е. перечень лиц, неправомерные действия которых могут признаваться грубым нарушением трудовых обязанностей, расширен. По сути, расширен и перечень случаев такого нарушения. Ранее это было, как правило, нарушение порядка приема на руководящие должности, а сейчас (с 24.10.2021) — в целом прием на работу в государственные организации (без запроса характеристики и т. п.).

2274 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок