В связи с отменой для субъектов хозяйствования обязанности использовать печать является ли правомерным ее проставление нанимателем в трудовых книжках (вкладышах к ним) и трудовых договорах (контрактах)?
С 26 февраля 2018 г. вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7), устанавливающий право субъектов хозяйствования не использовать печати (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь).
В целях реализации положений Декрета № 7 Правительством Республики Беларусь были проведены мероприятия по корректировке НПА, закреплявших обязательное использование печати субъектами хозяйствования.
Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2018 № 396 «Об изменении некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь», которое вступило в силу с 7 июня 2018 г., внесены изменения, в частности, в следующие НПА:
- Примерную форму контракта руководителя государственного органа (организации) с лицом, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Республики Беларусь (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2002 № 1055);
- Примерную форму контракта с государственным служащим (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.10.2003 № 1271);
- примерную форму контракта с временным управляющим (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.05.2013 № 344 (далее — постановление № 344));
- примерную форму контракта с антикризисным управляющим (утв. постановлением № 344).
Внесение изменений в Примерную форму контракта нанимателя с работником (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 № 1180) не требовалось ввиду того, что в указанной форме не была предусмотрена аббревиатура «М.П.».
Таким образом, проставление нанимателями печати в трудовых договорах и контрактах не требуется.
В целях реализации Декрета № 7 в части отмены обязательного использования субъектами хозяйствования печати соответствующие изменения внесены в Инструкцию о порядке ведения трудовых книжек (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 (далее — Инструкция, постановление № 40 соответственно)).
В частности, из приложения к постановлению № 40, установившего образец трудовой книжки, исключена аббревиатура «М.П.», а из Инструкции исключены нормы, предусматривавшие необходимость проставления печати в трудовых книжках (вкладышах к ним), дубликатах трудовых книжек всеми нанимателями, в т. ч. являющимися индивидуальными предпринимателями либо физическими лицами.
Таким образом, с 4 апреля 2018 г. проставление нанимателем (представительством иностранной организации) печати в трудовых книжках (вкладышах к ним) работников и дубликатах трудовых книжек, а также в расписке в получении трудовой книжки и книге учета движения трудовых книжек не требуется.
Разъяснение Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
по теме