Что такое портфолио
В настоящее время портфолио педагогического работника рассматривается как форма оценки его профессионализма, определения его профессиональной компетентности и результативности деятельности.
Справочно: портфолио (от франц. porter — излагать, формулировать, нести и folio — лист, страница) — досье, собрание достижений.
В портфолио собирается разнообразная информация, отражающая существующий уровень профессиональной деятельности педагогического работника, позволяющая эксперту, коллегам и родителям воспитанников объективно оценить эффективность образовательной деятельности. Формирование портфолио предполагает видение педагогом картины значимых профессиональных результатов в целом, обеспечение отслеживания его индивидуального профессионального роста.
Таким образом, портфолио педагогического работника можно рассматривать как:
- описание в фактах профессиональных качеств и достижений, включающее в себя спектр документов, которое формирует представление о профессиональной эффективности педагога;
- совокупность портрета педагога, его достижений, педагогического опыта, квалификации, работы с воспитанниками, рефлексии и работ педагога, отражающих все стороны его профессиональной деятельности;
- средство мониторинга профессионального роста педагогического работника, отражающее уровень его компетентности и конкурентоспособности;
- коллекцию дидактических и методических материалов, предназначенных для более совершенной организации образовательного процесса.
Среди педагогов портфолио завоевывает всё большую популярность и становится необходимым для творческих работников, повышающих свой профессиональный уровень. Регулярное и системное заполнение портфолио учит анализировать, обобщать и систематизировать результаты своей работы, объективно оценивать свои возможности и планировать действия по преодолению трудностей и по достижению более высоких результатов в профессиональной деятельности, предоставляет возможность зафиксировать динамику профессионального развития.
Другое важное предназначение портфолио — это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности деятельности педагогического работника при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.
Спектр деятельности современного педагога настолько широк, что собрать воедино все ее результаты в одном документе просто невозможно. В этой связи актуальным становится именно электронное портфолио, которое объединяет весь набор работ педагога и представляет все аспекты его профессиональной деятельности.
Многие авторы трактуют электронное портфолио как некий набор документов, сформированных в базе компьютера или помещенных на электронный носитель. Данный подход, конечно, имеет право на существование, но, на наш взгляд, устарел.
Справочно: электронное портфолио педагогического работника — это веб-ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога.
Интернет получил настолько широкое распространение и аудитория его настолько велика, что портфолио, неопубликованное в сети, можно считать несостоявшимся. Портфолио педагогических работников учреждения дошкольного образования могут быть опубликованы на официальном сайте учреждения*.
* С примерами портфолио педагогических работников можно ознакомиться на официальном сайте ГУО «Санаторный ясли-сад № 366 г. Минска».
Справочно: согласно ст. 18 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» никто не вправе требовать от физического лица предоставления его персональных данных; сбор, обработка, хранение, использование персональных данных физического лица осуществляется с письменного согласия данного физического лица.
Структура портфолио
Структура портфолио педагогического работника, разработанная нами, представлена разделами, содержание которых перекликается с критериями и показателям экспертного заключения на соответствие той или иной квалификационной категории.
1. Ф. И. О.
Фамилия, имя и отчество должны быть обозначены ярко и четко, чтобы с первых секунд просмотра портфолио они хорошо запомнились. Для оформления Ф. И. О. лучше использовать крупный, хорошо читаемый шрифт. Необходимо создать четкую ассоциацию между именем педагога и остальной информацией портфолио.
Распространенной ошибкой является использование «слишком красивого» шрифта. Подобные надписи нечитабельны.
2. Год рождения.
Нужно его указывать или нет — вопрос спорный. Если портфолио является скупой выжимкой фактов и сухим табличным описанием деятельности педагога, подобным справке горисполкома социалистических времен, то, пожалуй, можно указать год рождения. Это будет хорошим дополнением плохого портфолио.
Мы предлагаем другой вариант — разместить рядом с именем педагога его фотографию — изображение само расскажет о возрасте. Кроме того, оно продемонстрирует обаятельность и красоту человека. А это, согласитесь, немаловажно! Комбинация из красиво представленного Ф. И. О. и хорошей фотографии может стать ключевой при оценке специалиста.
3. Эссе о профессии.
Важную роль при разработке портфолио наших педагогов мы отвели именно этому разделу. Каждый педагогический работник учреждения дошкольного образования должен был ответить на ряд вопросов: почему я выбрал именно эту профессию? что она значит для меня? чего я хочу достичь?
Эссе о профессии — это предоставление информации «от себя», формулировка своей педагогической философии. С одной стороны, написание такого текста способствует профессиональной самоактуализации педагогов, с другой — эссе помогает администрации учреждения взглянуть на каждого сотрудника по-новому. Наконец, возможность ознакомиться с сочинениями, размещенными в интернете, безусловно, помогает родителям потенциальных воспитанников найти педагога по душе.
4. Образование.
В этом разделе указывается основная специальность педагога и его квалификация по диплому, наименование учебного заведения и год его окончания. Если у работника несколько дипломов, то необходимо перечислить их все.
5. Педагогический стаж работы.
В этом разделе указывается количество лет педагогической деятельности и отражается продвижение педагога по карьерной лестнице. Здесь нужно перечислить все учреждения образования, в которых работал педагог. Эта информация очень важна, т. к. может продемонстрировать педагогический опыт специалиста и его разнообразие.
6. Квалификационная категория.
В этом разделе следует указать квалификационную категорию педагога, имеющуюся на момент публикации портфолио, год ее присвоения. Очень важно своевременно вносить изменения в информацию данного раздела!
7. Повышение квалификации.
В этом разделе перечисляются пройденные педагогическим работником повышения квалификации, а также семинары и научно-практические конференции, в которых участвовал педагог, с указанием проблематики, образовательного учреждения и года участия.
Если повышение квалификации не было связанно с профессией педагога (относилось к смежным областям знаний), то такой курс или семинар всё равно стоит упомянуть.
8. Педагогический опыт.
В данном разделе следует перечислить названия (темы) основных работ педагога по описанию его педагогического опыта с указанием года презентации работы. Это позволит судить о сфере профессиональных интересов и процессе индивидуального развития работника.
9. Самообразование.
Сведения, размещенные в данном разделе, должны давать представление о секторе или проблеме педагогической теории и практики, которые в настоящее время изучает педагог.
10. Публикации.
В этом разделе должен быть представлен список всех статей педагога в периодической печати и научно-методических изданиях. Наличие таких материалов свидетельствует о высоком уровне профессионализма педагогического работника.
11. Участие в инновационной деятельности.
Сведения этого раздела подтверждают участие педагога в инновационных проектах, научных исследованиях, экспериментах, разработке авторских программ.
12. Другие достижения.
В данном разделе можно перечислить всё, что демонстрирует уровень активности педагогического работника в разнообразных видах деятельности — творческой, социальной, коммуникативной и любой другой (по желанию педагога).
13. Награды и поощрения.
В этом разделе следует разместить список наград, грамот, благодарственных писем, дипломов о результатах участия педагога в профессиональных и творческих конкурсах. Важно обозначить даты получения наград и расположить их в хронологическом порядке. Это позволит быстро оценить актуальность данных достижений.
Обратите внимание
Необходимо разметить в отдельной папке скан-копии документов, подтверждающих наличие дипломов, наград, публикаций, а также электронный вариант обобщенного опыта работы педагога. В соответствующих разделах портфолио можно вставить гиперссылки на изображения аттестатов, грамот и тексты документов.
Заключение
Портфолио создает условия для самореализации и самовыражения педагога, рефлексии его педагогической деятельности, формирования успешности и индивидуального профессионального развития.
Внедрение портфолио поможет целенаправленно осуществлять мониторинг индивидуальной траектории профессионального развития каждого педагогического работника, создать полный банк результатов его деятельности, выявить наиболее ценный опыт для дальнейшего распространения, а также эффективно управлять ростом профессионального мастерства. Это позволит координировать усилия администрации учреждения дошкольного образования и самого педагога по повышению результативности его профессиональной деятельности.