Создание модели электронного портфолио педагогического работника учреждения дошкольного образования
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Создание модели электронного портфолио педагогического работника учреждения дошкольного образования

У каждого педагога должно быть некое «досье успехов», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в его профессиональной жизни. На наш взгляд, таким досье может стать портфолио. Каким должно быть портфолио педагога? Как его сформировать? Об этом в статье.

1594 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Что такое портфолио

В настоящее время портфолио педагогического работника рассматривается как форма оценки его профессионализма, определения его профессиональной компетентности и результативности деятельности.

Справочно: портфолио (от франц. porter — излагать, формулировать, нести и folio — лист, страница) — досье, собрание достижений.

В портфолио собирается разнообразная информация, отражающая существующий уровень профессиональной деятельности педагогического работника, позволяющая эксперту, коллегам и родителям воспитанников объективно оценить эффективность образовательной деятельности. Формирование портфолио предполагает видение педагогом картины значимых профессиональных результатов в целом, обеспечение отслеживания его индивидуального профессионального роста.

Таким образом, портфолио педагогического работника можно рассматривать как:

  • описание в фактах профессиональных качеств и достижений, включающее в себя спектр документов, которое формирует представление о профессиональной эффективности педагога;
  • совокупность портрета педагога, его достижений, педагогического опыта, квалификации, работы с воспитанниками, рефлексии и работ педагога, отражающих все стороны его профессиональной деятельности;
  • средство мониторинга профессионального роста педагогического работника, отражающее уровень его компетентности и конкурентоспособности;
  • коллекцию дидактических и методических материалов, предназначенных для более совершенной организации образовательного процесса.

Среди педагогов портфолио завоевывает всё большую популярность и становится необходимым для творческих работников, повышающих свой профессиональный уровень. Регулярное и системное заполнение портфолио учит анализировать, обобщать и систематизировать результаты своей работы, объективно оценивать свои возможности и планировать действия по преодолению трудностей и по достижению более высоких результатов в профессиональной деятельности, предоставляет возможность зафиксировать динамику профессионального развития.

Другое важное предназначение портфолио — это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности дея­тельности педагогического работника при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Спектр деятельности современного педагога настолько широк, что собрать воедино все ее результаты в одном документе просто невозможно. В этой связи актуальным становится именно электронное портфолио, которое объединяет весь набор работ педагога и представляет все аспекты его профессиональной деятельности.

Многие авторы трактуют электронное портфолио как некий набор документов, сформированных в базе компьютера или помещенных на электронный носитель. Данный подход, конечно, имеет право на существование, но, на наш взгляд, устарел.

Справочно: электронное портфолио педагогического работника — это веб-ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога.

Интернет получил настолько широкое распространение и аудитория его настолько велика, что портфолио, неопубликованное в сети, можно считать несостоявшимся. Портфолио педагогических работников учреждения дошкольного образования могут быть опубликованы на официальном сайте учреждения*.

* С примерами портфолио педагогических работников можно ознакомиться на официальном сайте ГУО «Санаторный ясли-сад № 366 г. Минска».

Справочно: согласно ст. 18 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» никто не вправе требовать от физического лица предоставления его персональных данных; сбор, обработка, хранение, использование персональных данных физического лица осуществляется с письменного согласия данного физического лица.

Структура портфолио

Структура портфолио педагогического работника, разработанная нами, представлена разделами, содержание которых перекликается с критериями и показателям экспертного заключения на соответствие той или иной квалификационной категории.

1. Ф. И. О.

Фамилия, имя и отчество должны быть обозначены ярко и четко, чтобы с первых секунд просмотра портфолио они хорошо запомнились. Для оформления Ф. И. О. лучше использовать крупный, хорошо читаемый шрифт. Необходимо создать четкую ассоциацию между именем педагога и остальной информацией портфолио.

Распространенной ошибкой является использование «слишком красивого» шрифта. Подобные надписи нечитабельны.

2. Год рождения.

Нужно его указывать или нет — вопрос спорный. Если портфолио является скупой выжимкой фактов и сухим табличным описанием деятельности педагога, подобным справке горисполкома социалистических времен, то, пожалуй, можно указать год рождения. Это будет хорошим дополнением плохого портфолио.

Мы предлагаем другой вариант — разместить рядом с именем педагога его фотографию — изображение само расскажет о возрасте. Кроме того, оно продемонстрирует обаятельность и красоту человека. А это, согласитесь, немаловажно! Комбинация из красиво представленного Ф. И. О. и хорошей фотографии может стать ключевой при оценке специалиста.

3. Эссе о профессии.

Важную роль при разработке портфолио наших педагогов мы отвели именно этому разделу. Каждый педагогический работник учреждения дошкольного образования должен был ответить на ряд вопросов: почему я выбрал именно эту профессию? что она значит для меня? чего я хочу достичь?

Эссе о профессии — это предоставление информации «от себя», формулировка своей педагогической философии. С одной стороны, написание такого текста способствует профессиональной самоактуализации педагогов, с другой — эссе помогает администрации учреждения взглянуть на каждого сотрудника по-новому. Наконец, возможность ознакомиться с сочинениями, размещенными в интернете, безусловно, помогает родителям потенциальных воспитанников найти педагога по душе.

4. Образование.

В этом разделе указывается основная специальность педагога и его квалификация по диплому, наименование учебного заведения и год его окончания. Если у работника несколько дипломов, то необходимо перечислить их все.

5. Педагогический стаж работы.

В этом разделе указывается количество лет педагогической деятельности и отражается продвижение педагога по карьерной лестнице. Здесь нужно перечислить все учреждения образования, в которых работал педагог. Эта информация очень важна, т. к. может продемонстрировать педагогический опыт специалиста и его разнообразие.

6. Квалификационная категория.

В этом разделе следует указать квалификационную категорию педагога, имеющуюся на момент публикации портфолио, год ее присвоения. Очень важно своевременно вносить изменения в информацию данного раздела!

7. Повышение квалификации.

В этом разделе перечисляются пройденные педагогическим работником повышения квалификации, а также семинары и научно-­практические конференции, в которых участвовал педагог, с указанием проблематики, образовательного учреждения и года участия.

Если повышение квалификации не было связанно с профессией педагога (относилось к смежным областям знаний), то такой курс или семинар всё равно стоит упомянуть.

8. Педагогический опыт.

В данном разделе следует перечислить названия (темы) основных работ педагога по описанию его педагогического опыта с указанием года презентации работы. Это позволит судить о сфере профессиональных интересов и процессе индивидуального развития работника.

9. Самообразование.

Сведения, размещенные в данном разделе, должны давать представление о секторе или проблеме педагогической теории и практики, которые в настоящее время изучает педагог.

10. Публикации.

В этом разделе должен быть представлен список всех статей педагога в периодической печати и научно-­методических изданиях. Наличие таких материалов свидетельствует о высоком уровне профессионализма педагогического работника.

11. Участие в инновационной деятельности.

Сведения этого раздела подтверждают участие педагога в инновационных проектах, научных исследованиях, экспериментах, разработке авторских программ.

12. Другие достижения.

В данном разделе можно перечислить всё, что демонстрирует уровень активности педагогического работника в разнообразных видах деятельности — творческой, социальной, коммуникативной и любой другой (по желанию педагога).

13. Награды и поощрения.

В этом разделе следует разместить список наград, грамот, благодарственных писем, дипломов о результатах участия педагога в профессиональных и творческих конкурсах. Важно обозначить даты получения наград и расположить их в хронологическом порядке. Это позволит быстро оценить актуальность данных достижений.

Обратите внимание
Необходимо разметить в отдельной папке скан-копии документов, подтверждающих наличие дипломов, наград, публикаций, а также электронный вариант обобщенного опыта работы педагога. В соответствующих разделах портфолио можно вставить гиперссылки на изображения аттестатов, грамот и тексты документов.

Заключение

Портфолио создает условия для самореализации и самовыражения педагога, рефлексии его педагогической деятельности, формирования успешности и индивидуального профессионального развития.

Внедрение портфолио поможет целенаправленно осуществлять мониторинг индивидуальной траектории профессионального развития каждого педагогического работника, создать полный банк результатов его деятельности, выявить наиболее ценный опыт для дальнейшего распространения, а также эффективно управлять ростом профессионального мастерства. Это позволит координировать усилия администрации учреждения дошкольного образования и самого педагога по повышению результативности его профессиональной деятельности. 

1594 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок