Определение вида выполняемой дополнительно работы
Согласно параграфу 7 тарифно-квалификационных характеристик раздела «Зеленое хозяйство городов и других населенных пунктов» выпуска 63 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее — ЕТКС), утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 сентября 2003 г. № 110, выполнение работ по механизированной косьбе газонов отнесено к примерам работ по профессии рабочего зеленого строительства по 4 разряду.
Приказом Департамента «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 14 июня 2012 г. № 129 «Об утверждении типовых инструкций по охране труда для некоторых профессий и видов работ в организациях государственного дорожного хозяйства» утверждена Типовая инструкция по охране труда при косьбе травы, которая устанавливает общие требования охраны труда для работников, выполняющих работы по косьбе травы ручными косами, моторными косами (триммерами) и газонокосилками.
Согласно указанной Типовой инструкции к косьбе травы ручными косами, моторными косами (триммерами) и газонокосилками допускаются лица соответствующих профессий и квалификации, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие в установленном порядке предварительный при приеме на работу и периодические медицинские осмотры, обучение безопасным методам и приемам работы, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.
Заведующему на заметку
Выполнение работ по механизированной косьбе газонов является именно трудовой функцией по профессии рабочего зеленого строительства. Следовательно, заключение с работниками гражданско-правовых договоров для выполнения указанных работ исключено.
Порядок установления работникам дополнительного объема работ
Рассмотрим установление работникам дополнительного объема работ в трех вариантах.
Дополнение рабочей инструкции новыми трудовыми функциями
Содержание и условия трудового договора определяются соглашением сторон с соблюдением требований, предусмотренных Трудовым кодексом.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 ТК трудовой договор должен содержать в качестве обязательных, в числе прочих, сведения о трудовой функции (работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией).
Заведующему на заметку
Как следует из норм ст. 19 ТК, определение трудовой функции рабочего должно оформляться в локальном нормативном правовом акте (далее — ЛНПА). При этом данный ЛНПА для рабочего не может называться должностной инструкцией, поскольку речь идет о профессии рабочего, а не о должности служащего. С учетом этого для рабочих принято разрабатывать рабочую инструкцию.
При установлении наименования профессии рабочего следует учитывать Общие положения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 34 (далее — Общие положения ЕТКС), в соответствии с которыми в тех случаях, когда рабочий выполняет работу разных профессий, наименование профессии рабочего устанавливается по основной работе с учетом наибольшего удельного веса выполняемых им работ (ч. 2 п. 27).
Законодательство о труде допускает два варианта закрепления сведений о трудовой функции (должностных обязанностях) работника:
- непосредственно в трудовом договоре (контракте);
- в должностной (рабочей) инструкции, которая прикладывается к трудовому договору (контракту).
Справочно: ст. 20 ТК предусматривает, что наниматель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
Если изменения вносятся в рабочую инструкцию работника в пределах характеристики работ, предусмотренной тарифно-квалификационной характеристикой по соответствующей профессии, то правовых последствий для этого работника в данном случае не наступает. В силу предписаний п. 10 ст. 55 ТК наниматель обязан ознакомить работника с внесенными в должностную инструкцию изменениями. При этом предварительное уведомление работника, а также заключение с ним дополнительного соглашения к трудовому договору (контракту) об изменении рабочей инструкции не требуется.
Внесение же в рабочую инструкцию новых функциональных обязанностей, не предусмотренных тарифно-квалификационной характеристикой по соответствующей профессии, будет являться для работника изменением существенных условий труда (дополнением новой трудовой функции). Соответственно, такое изменение должно осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 32 ТК.
Установление совмещения по другой профессии
Согласно ч. 1 ст. 67 ТК работнику, выполняющему у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), производится доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
Размеры доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются нанимателем по соглашению с работником, а для бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, — Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом (ч. 2 ст. 67 ТК).
Заведующему на заметку
Под совмещением профессий (должностей) понимается выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором (контрактом), дополнительной работы по другой профессии (должности) (без заключения другого трудового договора (контракта)).
В соответствии с подп. 2.5 п. 2 Условий оплаты труда, общих для работников организаций (если иное не предусмотрено условиями оплаты труда, установленными по основному виду экономической деятельности), утвержденных постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» (далее — Условия), руководители организаций в пределах фонда заработной платы имеют право устанавливать отдельным категориям работников, в т.ч. рабочим, доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника в размерах до тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника в зависимости от объема выполняемых работ.
Заведующему на заметку
Совмещение профессий (должностей) допускается у одного и того же нанимателя при определенных условиях, а именно: экономической целесообразности указанного совмещения (т.е. не может приводить к ухудшению показателей работы работника, организации), при наличии свободной штатной единицы (ее доли), а также согласия работника в течение установленной законодательством продолжительности рабочего времени выполнять дополнительный объем работ.
При поручении работнику работ по другой профессии (должности) наниматель должен учитывать специфику вида деятельности, характер выполняемых работником обязанностей, другие факторы, а также наличие документа об образовании и профессиональной подготовке, подтверждающего право на выполнение соответствующей работы. Кроме того, установление совмещения не должно препятствовать выполнению работником обязанностей по основной работе, а также влиять на качество их выполнения.
Установление совмещения допустимо по соглашению сторон трудового договора (контракта), т.е. с согласия работника.
Справочно: совмещение профессий (должностей) оформляется приказом (распоряжением) нанимателя с указанием совмещаемой профессии (должности), объема дополнительных функций или работ, размера доплаты, а также периода, на который они устанавливаются (если срок известен).
Заключение срочного трудового договора на условиях совместительства
Поскольку выполнение работы по механизированной косьбе травы носит срочный характер и такой вид работ не отнесен законодателем к сезонным работам (Перечень сезонных работ утвержден постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 56, который является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию), то в этом случае с работниками возможно заключение срочного трудового договора, в т.ч. на условиях совместительства.
В данной ситуации наниматель вправе заключить с работниками срочные трудовые договоры на определенный срок не более 5 лет либо на время выполнения определенной работы согласно п. 2 и 3 ч. 1 ст. 17 ТК соответственно.
Справочно: срочный трудовой договор может быть заключен на определенный срок не более 5 лет. В частности, дата окончания действия срочного трудового договора указывается в случае, когда предполагается выполнение конкретных работ. Соответственно, работники будут приняты на срок, не превышающий их продолжительности.
Срок договора на время выполнения определенной работы в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 ТК определяется не точной календарной датой, а временем выполнения определенных работ, поскольку окончание работы определяется фактом завершения работы, подтверждаемым, как правило, актом приемки ее результата.
Заведующему на заметку
В трудовом договоре, заключаемом с работником на время выполнения определенной работы, равно как и в приказе о приеме на работу, должно быть четко отражено, на время выполнения какой конкретно работы работник трудоустраивается у данного нанимателя (например, «принят на время косьбы травы»).