Редакция: Добрый день, Виолетта Валерьевна! Расскажите, пожалуйста, как складывался ваш профессиональный путь.
Виолетта Валерьевна: Я родилась в г. Минске. В 1991 г. окончила Минский государственный педагогический институт им. М. Горького (в настоящее время — Минский государственный педагогический университет им. М. Танка) по специальности «Воспитатель и преподаватель психологии и педагогики дошкольной».
Свою трудовую деятельность начала в 1988 г. воспитателем в учреждении дошкольного образования № 426 г. Минска. С 1992 г. по 2000 г. работала методистом (затем заместителем заведующего по основной деятельности) в учреждении дошкольного образования № 5 г. Минска. С января 2001 г. работаю в должности заведующего учреждением дошкольного образования № 366 г. Минска (сегодня — государственное учреждение образования «Санаторный ясли-сад № 366 г. Минска»).
Ред.: Виолетта Валерьевна, подскажите, каков главный секрет успеха руководителя учреждения дошкольного образования?
В.В.: Учреждение дошкольного образования — это уникальная система, которая обеспечивает уход, присмотр, питание, воспитание, обучение и оздоровление маленьких детей. Ни одна система не является столь многофункциональной. Безусловно, чтобы такая система работала эффективно, необходимо четко выстроить правила ее работы. И эти правила у нас есть!
Во-первых, все элементы системы должны взаимодействовать между собой, и это взаимодействие должно быть эффективным (технология построения образовательного процесса).
Во-вторых, все элементы системы должны иметь общий вектор движения, а не каждый свой, как в басне С. Крылова «Лебедь, рак и щука» (технология планирования и построения цепочки целей).
В‑третьих, все элементы системы должны иметь достаточную мотивацию для выполнения двух предыдущих правил (технология мотивации).
И, наконец, в любой момент руководитель должен иметь возможность оценить текущее состояние системы (технология сбалансированных показателей).
Конечно, каждый руководитель имеет свои внутренние критерии «полезности» данных правил (или технологий). У меня есть два ключевых критерия — своего рода фильтры, через которые я пропускаю любую управленческую технологию, прежде чем принять решение о ее использовании.
Критерий № 1: простота. На мой взгляд, чем проще устроена какая-либо система, тем больше шансов, что она будет работать эффективно и без сбоев.
Критерий № 2: управленческая технология должна сокращать время руководителя, затрачиваемое на решение того вопроса, из-за которого эта технология внедрялась. Но не наоборот!
Итак, два, казалось бы, простых требования к любой используемой управленческой технологии: простота и экономия времени руководителя. Это и есть моя формула успеха.
Ред.: Многие руководители жалуются на дефицит квалифицированных кадров. Как вы решаете эту проблему?
В.В.: Мы, как и все столичные учреждения дошкольного образования, сталкиваемся с достаточно серьезным кадровым кризисом.
Возможно, к сожалению, уже прошло то время, когда высшие и средние специальные учреждения образования планомерно поставляли нам квалифицированные кадры. Сегодня мы сами идем в педагогический университет, институты переподготовки специалистов и, используя все свое обаяние и профессиональную хватку, решаем кадровую проблему. Ежегодно мой заместитель Долидович Светлана Владимировна приходит на занятия к будущим выпускникам педагогического колледжа и университета, выступает перед ними, представляет электронную визитку детского сада, приглашает на практику.
Мы постоянно в поиске новых организаций, осуществляющих переподготовку кадров. За последние несколько лет наши сотрудники получили профильную переподготовку по специальности «Педагогика детства» в Академии последипломного образования и Республиканском институте профессионального образования. Также мы сподвигли двух наших помощников воспитателя поступить на заочное отделение педагогического университета — это наш кадровый резерв!
Ред.: Не секрет, что у Вас работают настоящие профессионалы, многие из которых трудятся со дня основания учреждения. Как вы стимулируете профессиональный рост сотрудников?
В.В.: Действительно, на текущий момент 50 % педагогов нашего учреждения имеют высшую квалификационную категорию — это большой плюс, т. к. эти сотрудники выступают отличными наставниками для новичков. В рамках проекта учреждения «Тьютор — двигатель профессионального потенциала» опытные педагогии делятся своими знаниями, обучают основам педагогической работы и одновременно задают четкий ритм всему образовательному процессу учреждения.
Настоящих «старожилов детского сада» мы поощряем за добросовестный труд. И не только добрыми словами благодарности и присвоением звания «Почетный тьютор», но и материально (меры материального стимулирования за длительный стаж работы внесены в коллективный договор).
Но жизнь не стоит на месте: сегодня все большее распространение получают электронные средства обучения, выдвигаются новые требования к образованию в целом, и тут не обойтись без четкой системы профессионально-личностного роста персонала. В нашем учреждении мы уделяем этому особое внимание, поскольку являемся участниками республиканского инновационного проекта «Внедрение модели развития профессиональных компетенций воспитателя дошкольного образования посредством информационно-коммуникативных технологий». В данном направлении эффективно показала себя программа учреждения по сопровождению молодых и начинающих педагогов «Тьютор», о которой я уже упоминала. К тому же любой работник может самостоятельно выбрать себе тематику повышения квалификации и воспользоваться возможностью получить компенсацию за участие в платном семинаре. Все это позволяет развивать необходимые профессиональные компетенции у работников. Публикация же электронных портфолио педагогов на официальном сайте учреждения позволяет зафиксировать динамику профессионального развития и стимулирует на результат.
Ред.: Какими способами вы привлекаете внебюджетные средства для ресурсного обеспечения учреждения дошкольного образования?
В.В.: На мой взгляд, эффективная система управления черпает силу в количестве людей, поддерживающих цель. Поэтому вопросы, которые в первую очередь я задаю себе как руководитель, решая задачи по обеспечению материальной базы учреждения дошкольного образования, — «Кого еще пригласить к участию в нашем деле? Кого еще можно было бы рассматривать в качестве союзника?»
Главным единомышленником в деле создания оптимальных условий для наших воспитанников является учредитель, а именно администрация района в лице управления по образованию. Однако мы понимаем, что в современных условиях полагаться только на государственный бюджет нельзя. Поэтому особое значение приобретает привлечение дополнительных источников финансирования.
Наше учреждение всегда стояло на позициях предоставления главенствующей роли в воспитании детей семье. И, безусловно, вторым единомышленником выступают родители (законные представители) воспитанников. На протяжении 16 лет в учреждении функционирует попечительский совет. Совет является тем локомотивом, с помощью которого мы имеем возможность реализовывать программу развития материальной базы учреждения.
Еще одним источником финансирования является оказание образовательных услуг на платной основе. В соответствии с уставными целями в учреждении организовано предоставление пяти образовательных услуг.
Свою нишу в области поиска материального ресурса занимает шефская помощь. Уже на протяжении пяти лет ОАО «НИИ Стройэкономика» в лице директора Жабко Петра Константиновича и его заместителя Мисуно Павла Ивановича является большим другом и постоянным спонсором нашего детского сада.
Хочу подчеркнуть: вместе нам удается сделать то, что не под силу одному. Только консолидация усилий учредителя учреждения образования, его руководителя, заинтересованных организаций, педагогов, родителей воспитанников сделает возможным не просто поддерживать имеющийся уровень эффективности учреждения, но и двигаться вперед, развиваться, добиваться успехов, быть лучшими.
Ред.: Что приносит вам наибольшее удовольствие в работе? Откуда черпаете силы?
В.В.: Наверное, самое интересное — видеть, как наш коллектив профессионально растет, движется вперед. Люди, которые работают в нашем учреждении дошкольного образования, заряжают друг друга своей энергией. Силы для работы и результат приносит команда. А результат работы любого учреждения образования — это его выпускники.
У нас есть добрая традиция: ежегодно в мае ребята вместе со своими родителями и педагогами высаживают маленькие туи. Из года в год на аллее выпускников появляются все новые и новые деревья. Сегодня уже 22 хвойника. Когда я смотрю на этот зеленый островок памяти о наших выпускниках, мне вспоминаются строчки Антона Павловича Чехова из его знаменитого «Дяди Вани»: «Когда я слышу, как шумит молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немного и в моей власти…». Мне представляется, что эти слова как нельзя лучше подходят для моей профессии!
Могу сказать, что за 18 лет работы заведующим учреждением дошкольного образования совершенно не ушел профессиональный азарт: я вижу перспективы, ставлю реальные цели, хочется сделать еще очень много всего.
Ред.: А что нового вы планируете реализовать в ближайшее время?
В.В.: У нас большие планы по поддержанию должного квалификационного уровня педагогических работников. Ведь это основной ресурс качества образовательного процесса. В настоящий момент все силы направлены на улучшение условий труда как коренного фактора мотивации профессионального роста.
Также мы продолжаем работу в области расширения сферы сотрудничества с родителями воспитанников. Это еще один большой проект в рамках действующего детско-родительского клуба «Говорун»: организация дистанционного взаимодействия с семьей через личные блоги педагогов на сайте учреждения. Кроме того, создание нового формата театра совместного творчества «Планета здоровья» и многое другое…
Я с удовольствием расскажу обо всех наших новациях на страницах вашего журнала, но только после успешной реализации.
Ред.: Что вы хотели бы пожелать своим коллегам — начинающим руководителям учреждений дошкольного образования?
В.В.: Одно из главных составляющих счастья — заниматься своим любимым делом. Наша жизнь напрямую связана с выбранной профессией. Мне нравится изречение Конфуция: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни». Я желаю всем коллегам постоянного развития и движения вперед, разумного напора и задора, профессионализма во всем, доброжелательности друг к другу и сохранения демократичной обстановки внутри нашего педагогического сообщества!
Ред.: Спасибо за содержательное интервью!
Беседовал Юрий КОСЬКО
О государственном учреждении образования «Санаторный ясли-сад № 366 г. Минска»
Государственное учреждение образования «Санаторный ясли-сад № 366 г. Минска» учрежден исполкомом Советского района г. Минска в январе 1977 г. В сентябре 2004 г. получил статус учреждения санаторного типа.
В учреждении функционирует 11 групп. В структуру учреждения входит пункт коррекционной педагогической помощи.
Лечебно-оздоровительную работу в учреждении организуют квалифицированные медицинские кадры учреждения здравоохранения «1-я детская поликлиника г. Минска».
Коллектив учреждения дошкольного образования является участником республиканского инновационного проекта «Внедрение модели развития профессиональных компетенций воспитателя дошкольного образования посредством информационно-коммуникативных технологий» (2017–2019 гг.).
Показатель работы учреждения образования — это участие педагогов в международных научно-практических конференциях (2017 г.), публикация опыта работы в периодической печати (2013–2018 гг.); выход педагогов и руководителя детского сада в финал городского конкурса профессионального мастерства «Столичный учитель — столичному образованию» (2005 г., 2007 г., 2013 г.); получение призовых мест в районных смотрах-конкурсах различных направлений (2009 г., 2017 г., 2018 г.).