«Безопасность и комфорт детей должны быть превыше всего»
Интервью с заведующим ГУО «Детский сад № 4 г. Несвижа “Кораблик детства”» Аленой Сергеевной Мышаловой
Интервью с заведующим ГУО «Детский сад № 4 г. Несвижа “Кораблик детства”» Аленой Сергеевной Мышаловой
В 2008 г. окончила Несвижский государственный колледж имени Якуба Коласа по специальности «Физическая культура. Спортивно-массовая работа». В 2014 г. — Барановичский государственный университет по специальности «Дошкольное образование. Практическая психология». В 2019 г. — Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка по специальности «Интегрированное обучение и воспитание в дошкольном образовании».В ГУО «Детский сад № 4 г. Несвижа “Кораблик детства”» пришла в 2008 г. на должность воспитателя дошкольного образования. Получила высшую квалификационную категорию воспитателя дошкольного образования. С июня 2020 г. продолжила работу в качестве заместителя заведующего по основной деятельности. В августе 2022 г. назначена на должность заведующего.
Является руководителем районного учебно-методического объединения заместителей заведующих по основной деятельности, заместителей директоров средних школ, курирующих вопросы дошкольного образования.
Редакция: Добрый день, Алена Сергеевна! Расскажите о вашем учреждении дошкольного образования.
Алена Сергеевна: Наш детский сад, наш «Кораблик детства» — это живой организм, который дышит, чувствует, радуется, огорчается. У нас своя атмосфера, свои законы совместного проживания взрослых и детей. Мы стараемся проникнуть в каждое детское сердце, поселить в нем радость, любовь, доброту.
В учреждении функционирует мини-музей белорусской культуры под открытым небом «Куточак бацькоўскага неба і матчынай казкі». В мини-музее размещены экспонаты, рассказывающие о быте и жизни белорусских крестьян, их занятиях и ремеслах. Дети знакомятся с процессом выпекания хлеба, изготовления масла и др., историей ткачества и жизнью белорусского народа через историю рушника. Около площадки высажено льняное поле размером 24 м², которое представлено тремя сортами льна. Воспитанники могут наблюдать и участвовать в процессе выращивания и обработки льна. В мини-музее имеется более 100 экспонатов, аутентичный ткацкий станок, оформлена выставка льняных изделий.
Чрезвычайно важной содержательной формой работы стала интерактивная площадка «Бабуліна святліца». В работе мастерской широко используются методика прародительства и средства народной педагогики, ведь еще К. Д. Ушинский назвал бабушек и дедушек «природными русскими педагогами». Именно здесь бабушки и дедушки знакомят детей с традициями белорусского народа, условиями быта белорусов, характерными для начала и середины ХХ в., интегрируя некоторые элементы в современный образовательный процесс. Так, на примере процесса посева, созревания и уборки льна мы показали нашим детям и родителям целесообразность и пользу детского ручного ткачества. В работе с детьми особое внимание уделялось развитию представлений о значимости хозяйственно-бытового труда и умения ухаживать за растениями. Особое внимание уделялось воспитанию у детей желания заботиться о природе на основе примера жизни прародителей.
Бабушки и дедушки участвуют в проведении занятий, развлечений, досугов, проводят мастер-классы, а дети и родители глубже изучают свою родословную, оформляют семейные летописи, коллажи, стенгазеты.
Автогородок «Умная дорога», представляющий собой комплекс сооружений, имитирующий дорожно-транспортную инфраструктуру: кафе, больница, автобусные остановки, железнодорожная станция, парк с зоной отдыха, жилая зона, велосипедные дорожки, парковки, кемпинг, — позволяет формировать у детей навыки и умения наблюдать за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, обходить их, а в случае попадания в такие ситуации — выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
Ред.: Какие достижения есть у вашего детского сада?
А. С.: Коллектив детского сада принимает активное участие в районных, областных, республиканских и международных конкурсах. Только за 2023 г. в нашей копилке достижений:
Ред.: Расскажите о ваших сотрудниках. Сложно ли руководить большим коллективом?
А. С.: Управлять большим коллективом всегда сложно. Вся деятельность заведующего связана с принятием управленческих решений. А ведь это зачастую альтернатива, выбор из многих возможных вариантов единственного верного. Казалось бы, здесь ведущим выступает интерес ребенка. Но что может воспитанник без педагога? Да и запрос родителей возрастает с каждым днем, каждый хочет выбрать для своего ребенка лучший детский сад и лучшего воспитателя. Вот здесь заведующий и должен проявить свои управленческие, наставнические качества, выступить в роли компаса, который направит и подскажет, обязательно поддержит и поверит в педагогов, даст старт для роста тем, кто умеет обеспечить качество обучения подрастающего поколения.
Сотрудники нашего детского сада являются примером прекрасного коллектива, где каждого ценят и уважают. У нас царит дружеская, открытая атмосфера, все готовы выслушать и поддержать друг друга. В работе мы ценим сотрудничество и командный дух, благодаря которому мы решаем сложные задачи и достигаем успеха. В коллективе работают как опытные педагоги — сосуд знаний и опыта, понимания и осознания, так и молодые специалисты, которые являются источником творчества и новых идей.
Наш коллектив отличается профессионализмом и самоотдачей. Мы ценим и поддерживаем достижения, благодаря чему каждый сотрудник находится в комфортной рабочей среде. У всех нас одна цель — вырастить и воспитать Человека с большой буквы!
Ред.: Какие проекты реализуются в вашем учреждении?
А. С.: Педагогический коллектив реализовал три республиканских инновационных проекта, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе православных традиций и ценностей белорусского народа. В данное время детский сад работает в формате четвертого проекта — «Внедрение модели формирования культуры межличностного общения детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия».
В ходе реализации проектов мы убедились, что дошкольная образовательная среда является благодатной почвой для духовно-нравственного, патриотического воспитания дошкольников в тесном взаимодействии с законными представителями детей и педагогами, так как именно дошкольный период по своим психологическим характеристикам является тем сензитивным периодом, когда ребенок отличается внушаемостью, эмоциональностью и отзывчивостью, искренностью чувств и безграничным доверием к взрослому.
Очевидно, что современный детский сад в содружестве с семьей и Белорусской православной церковью является важнейшим институтом формирования нравственного сознания ребенка, надежным проводником государственной семейной политики, в центре которой стоит ребенок, воспитанный в духе православных ценностей и традиций белорусского народа.
При реализации задач по гражданскому и патриотическому воспитанию мы избрали такую форму взаимодействия с социумом и семьей, как межведомственный проект «Завтра начинается вчера». Чувство Родины возникает у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — матери, отцу, бабушке, дедушке. Именно эти понятия легли в основу проекта, цель которого — привить любовь к Отечеству, гордость за его историю и культуру, сформировать у ребенка активную социальную позицию участника и созидателя общественной жизни, объективное отношение к историческому прошлому, уважительное и объективное отношение к настоящему и будущему нашей страны. Партнерами проекта выступили Свято-Вознесенский православный храм г. Несвижа и редакция районной газеты «Нясвіжскія навіны». Реализация проекта проходила через разные формы работы, например театрализованные представления «Лента времени» и «Письмо о Беларуси». В ходе мероприятия были расширены представления дошкольников об историческом прошлом нашей страны, о подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, традициях, обычаях белорусов.
Кроме того, был реализован кейс-проект «Согреем ладони, разгладим морщины». Целью этого проекта была разработка и внедрение системы работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности через взаимодействие воспитанников нашего учреждения, прародителей, педагогов и социума. Все мероприятия проходили с участием Несвижского районного отдела по чрезвычайным ситуациям и редакции газеты.
Все реализуемые у нас проекты освещались в «Нясвіжскіх навінах». С подробной информацией можно ознакомиться на сайте нашего учреждения и в Instagram.
Ред.: Какое напутствие вы можете дать начинающим руководителям учреждений дошкольного образования?
А. С.: Я сама являюсь начинающим руководителем и хочу сказать, что управлять детским садом — это поистине нелегкая задача. Однако при правильном подходе и профессиональном мастерстве вы сможете сделать ваш детский сад лучшим местом для ваших воспитанников и педагогов.
Помните, что безопасность и комфорт детей должны быть превыше всего. Создавайте условия для развития и игры, учитывая интересы каждого ребенка. Ведите открытую и тесную коммуникацию с родителями.
Не забывайте, что ваша работа оказывает огромное влияние на будущее ваших воспитанников, ведь оно зависит от того, насколько насыщенным и счастливым было детство. Будьте готовы к трудностям и помните, что результат вашей работы стоит для детей великой цены.
ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
История детского сада № 4 г. Несвижа «Кораблик детства» началась в сентябре 1967 г. Сегодня в сплоченном и дружном коллективе работают 52 человека. «Кораблик детства» посещают 201 замечательный и талантливый воспитанник. В учреждении функционирует 12 групп: две — первого младшего, три — второго младшего (одна из групп санаторная), три среднего и четыре группы старшего дошкольного возраста.
В детском саду функционируют музыкально-спортивный зал, пункт коррекционно-педагогической помощи воспитанникам с нарушением речи, группы кратковременного пребывания («Материнская школа» и адаптационная группа), комната-тренажер «Сохрани себе жизнь» по формированию основ безопасной жизнедеятельности воспитанников, тематическая комната «Колыбелька для души», где ребенку помогают уважительно относиться к своим корням, памяти предков. На территории учреждения образования находятся детские игровые площадки, функционирует спортивная площадка общей площадью 375 м2.