«Быть руководителем непросто: придется принимать сложные и нестандартные решения»
Интервью с заведующим ГУО «Детский сад № 112 г. Гродно» Татьяной Анатольевной Халецкой
Интервью с заведующим ГУО «Детский сад № 112 г. Гродно» Татьяной Анатольевной Халецкой
В 2006 г. окончила УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» по специальности «Дошкольное образование».
Трудовую деятельность начинала молодым специалистом в ГУО «Детский ясли-сад агрогородка Обухово», куда была направлена по распределению воспитателем дошкольного образования. С 2011 по 2019 г. работала в должности заместителя заведующего по основной деятельности в ГУО «Дошкольный центр развития ребенка № 60 г. Гродно» и ГУО «Ясли-сад № 108 г. Гродно», а в 2019 г. была назначена на должность заведующего ГУО «Ясли-сад № 99 г. Гродно».
С марта 2022 г. возглавляет ГУО «Детский сад № 112 г. Гродно».
Ведет активную общественную деятельность, направленную на благо учреждения, района и города. Является депутатом Гродненского городского Совета депутатов 29‑го созыва.
Редакция: Добрый день, Татьяна Анатольевна! Много различных интересных профессий существует у нас в стране. Почему вы выбрали именно дошкольное образование?
Татьяна Анатольевна: С самого детства передо мной был живой образец того, что из себя представляет данная профессия и каким должен быть настоящий педагог: моя мама всю жизнь посвятила дошкольному образованию. Плюс моя безграничная любовь к детям, искренняя и неподдельная. Это и предопределило мой выбор профессии воспитателя дошкольного образования, который я считаю правильным и сейчас.
Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, и от влюбленности в свое дело. Когда я размышляю о смысле и значении профессии педагога, я вспоминаю притчу.
Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого о том, что он делает.
Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята».
Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи».
А третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм».
Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В его ответе — спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив.
Видя результат своей работы — эмоции детей, благодарные отзывы родителей, творческий блеск в глазах коллектива — понимаю, что я могу назвать себя счастливым человеком.
Ред.: Ваш детский сад достаточно молод. Как и коллектив, который сформировался относительно недавно. Много, наверное, интересного и нового вы открыли?
Т. А.: Я являюсь руководителем уникального молодого учреждения дошкольного образования, имеющего особенности. Изюминкой стал присвоенный ему номер — 112. Это единый номер вызова экстренных служб, поэтому было принято решение одним из основных направлений работы выбрать формирование у детей дошкольного возраста знаний, умений и навыков безопасного поведения в окружающей среде. При поддержке и плодотворном сотрудничестве со службами, обеспечивающими безопасность населения (МЧС, Горгаз, милиция и прочие), мы занимаемся созданием и оформлением современного интерактивного центра безопасности. Каким образом мы работаем в данном направлении?
Во-первых, даем детям необходимые знания об общественных нормах безопасного поведения.
Во-вторых, учим воспитанников адекватно и осознанно действовать в чрезвычайных ситуациях, помогаем овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, на воде, в общественном транспорте и т. д.
В-третьих, развиваем у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Хочется отметить, что в мае 2024 г. воспитанники и коллектив учреждения приняли участие в открытии пожарной аварийно-спасательной части в районе-новостройке «Грандичи» г. Гродно.
Еще одной из особенностей нашего учреждения образования является молодой, сплоченный, творческий, высокопрофессиональный коллектив единомышленников, объединенный единством целей и задач для достижения новых вершин и воплощения задуманных идей, ориентированный на всестороннее развитие личности каждого воспитанника.
Ред.: Как осуществляется поиск квалифицированных работников? С какими трудностями сталкиваетесь?
Т. А.: Поиск и привлечение сотрудников — кропотливый процесс. Сложность заключается в подборе специалистов не только с соответствующим образованием, но и со значимыми для данной профессии личностными качествами: терпением, пониманием, любовью к детям, организаторскими способностями, эрудированностью, деликатностью и чувством такта, готовностью и умением создавать детям эмоционально комфортную и безопасную среду.
Сейчас у нас 76 сотрудников, из них 37 педагогов, среди которых 4 молодых специалиста.
Руководство детского сада регулярно ведет работу по мотивации педагогов к саморазвитию и самосовершенствованию, получению высшего образования по специальности «Дошкольное образование», в т. ч. в форме переподготовки. На постоянном контроле находятся вопросы повышения образовательного и категорийного уровней педагогов, закрепленности молодых специалистов на рабочих местах. Изучается банк данных об образовании законных представителей воспитанников и занимаемых ими должностях с целью выявления педагогов из числа родителей.
Несмотря на то, что наше учреждение молодое, мы можем гордиться тем, что сами растим кадры: уже три помощника воспитателя стали воспитателями дошкольного образования.
В 2023 г. молодые специалисты принимали участие во 2‑й международной научно-практической конференции «Образование: Опыт. Инновации. Перспективы».
Ред.: Многие интересные проекты требуют финансирования. Расскажите об объединениях по интересам. Пользуются ли они спросом у детей и родителей?
Т. А.: Проанализировав и оценив ресурсные возможности и условия, включая кадровый потенциал и материально-техническое обеспечение, в 2024/2025 учебном году мы открыли 9 объединений по интересам, из которых 4 — на бюджетной основе.
Важным аспектом деятельности является изучение мнения родителей о желаемых профилях программ объединений по интересам, о степени удовлетворенности качеством организации данных услуг. Кроме того, с законными представителями воспитанников относительно деятельности объединений по интересам регулярно проводится целенаправленная просветительская работа — и при личном общении, и через информационные стенды и социальные сети.
Благодаря оказываемым услугам наше учреждение имеет возможность совершенствовать материально-техническую базу, пополняя ее игровым и спортивным оборудованием, оргтехникой, интерактивным оборудованием, создавать все необходимые условия для безопасного пребывания дошкольников в детском саду. Значительная часть внебюджетных средств направляется на создание и оформление центра безопасности.
Ред.: А как обстоят дела с участием в мероприятиях? Расскажите о достижениях и наградах.
Т. А.: 25 июля 2024 г. после активного участия в экспертных семинарах по проекту «Россия-Беларусь: крепкое партнерство — 2» мы подписали с муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 125 г. Калининграда» договор о международном сотрудничестве по теме «Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста городов-побратимов Гродно и Калининграда». Целью данного проекта является налаживание партнерских связей между городами-побратимами, а также разработка и апробация эффективных форм работы по воспитанию культуры безопасности жизнедеятельности.
Ежегодно мы совместно с воспитанниками принимаем участие в различных конкурсах и мероприятиях и уже имеем немало наград.
В 2022 г. педагог учреждения занял III место в областном этапе конкурса «IT-майстар 2022» в номинации «3D-технологии в образовательном процессе».
В 2023 г.:
В 2024 г.:
В мае 2024 г. на базе нашего дошкольного учреждения состоялось открытие республиканской акции «Не оставляйте детей одних!», приуроченной к Международному Дню семьи и Международному Дню защиты детей.
Ежегодно сотрудники детского сада делятся опытом работы с коллегами, участвуя в районном фестивале педагогического мастерства работников учреждений дошкольного образования, проводя занятия для слушателей программы повышения квалификации ГУО «Гродненский областной институт развития образования», выступая на учебно-методических объединениях Октябрьского района г. Гродно.
Ред.: Опираясь на ваш опыт, какое напутствие вы можете дать начинающим руководителям учреждений дошкольного образования?
Т. А.: Быть руководителем непросто: придется принимать сложные и нестандартные решения.
Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь.
Не так важно, сколько вам, 18 или 40 лет. Стать хорошим руководителем можно в любом возрасте, надо просто поверить в себя.
Идите вперед, находите правильные решения, интересуйтесь делами коллектива, самосовершенствуйтесь, не отказывайтесь от помощи опытных коллег. Гордитесь тем, что посвятили свою жизнь такой важной и нужной людям профессии — сеять разумное, доброе, вечное в маленькие души самых прекрасных сокровищ на Земле!
Беседовал Юрий КОСЬКО
ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
Государственное учреждение образования «Детский сад № 112 г. Гродно» функционирует с 15 марта 2022 г. Торжественное открытие состоялось в особенный для нашей страны день — День Конституции.
На территории детского сада расположены 12 игровых участков, стадион, огород, площадка для изучения ПДД, высажен плодовый сад.
Материально-техническая база учреждения включает административный блок, медицинский блок, 12 групповых ячеек, музыкальный зал, интерактивную комнату, компьютерный класс, физкультурно-тренажерный зал, бассейн, кабинеты специалистов, прачечную, пищеблок.