Использование робототехники в работе с детьми дошкольного возраста

Использование робототехники в работе с детьми дошкольного возраста

Что может повысить мотивацию детей дошкольного возраста к обучению и создать благоприятный эмоциональный фон?
Эффективным способом является использование современных технических средств.
Каковы преимущества применения робототехнических устройств в образовательной и коррекционной деятельности?
Данные средства позволяют стимулировать речевую активность воспитанников, облегчают усвоение ими программного материала.

Ярмошук Оксана

заведующий государственным учреждением образования «Ясли-сад № 138 г. Минска»

Кубарская Лариса

Заместитель заведующего по основной деятельности государственного учреждения образования «Ясли-сад № 138 г. Минска»

692 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Целесообразность внедрения робототехники в образовательный процесс

В современном мире все популярнее становится применение робототехники в образовании. Это обусловлено необходимостью подготовки ребенка к жизни в обществе будущего, которое потребует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать информацию и лежит в основе STEM-технологии.

Справочно: STEM (science, technology, engineering and mathematics) — наука, технологии, инженерия и математика. Это широкий термин, используемый для объединения этих академических дисциплин. Кроме того, этим термином обычно обозначают подход к образовательному процессу, согласно которому основой приобретения знаний является простая и доступная визуализация научных явлений, позволяющая легко охватить и получить знания на основе практики и глубокого понимания процессов. Акроним STEM был предложен в 2001 г. для обозначения тренда в образовательной и профессиональной сферах учеными Национального научного фонда США (независимое агентство при правительстве США, которое обеспечивает фундаментальные исследования и образование во всех областях науки, кроме медицины).

Образовательная среда учреждения дошкольного образования совершенствуется за счет появления современных технологий, которые обеспечивают безопасное погружение ребенка в современный мир техники. Использование программируемых устройств является эффективным способом повышения мотивации детей дошкольного возраста к обучению, создает благоприятный эмоциональный фон, побуждает воспитанников к поисковой и познавательной деятельности, развивает коммуникативные навыки.

Преимущества использования логоробота в работе с детьми

Логоробот Bee-bot относится к числу востребованных девайсов, имеет широкий спектр функций, помогает детям освоить азы программирования, расширяет их кругозор, пространственное мышление. Кроме этого, умная игрушка помогает определять причинно-­следственные связи и самостоятельно продумывать миссии для робота с целью дальнейшего моделирования.

Апробировать и внедрить мини-робот Bee-bot мы решили в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) (далее — ТНР (ОНР)). На сегодняшний день Bee-bot используется с целью формирования предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР).

В настоящее время речевому развитию ребенка в учреждении дошкольного образования отводится существенное место, т. к. наблюдается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями. Включение Bee-bot в образовательную и коррекционную работу с воспитанниками позволило доступно и образно представить информацию в игровой форме, развить речевую активность, решить образовательные и коррекционные задачи с опорой на наглядность.

Результат занятий во многом зависит от того, насколько удается превратить монотонную работу над формированием определенного навыка в увлекательную игру. Игры с Bee-bot отвлекают внимание ребенка от речевого нарушения, освобождают от неподвижности в коррекционно-­образовательной деятельности, помогают ее разнообразить.

Заведующему на заметку
Наблюдение за взаимодействием ребенка с Bee-bot показало, что оно благотворно сказывается на формировании речевых навыков. У детей дошкольного возраста формируется навык выделять пространственные отношения и признаки, совершенствуется умение обозначать их словом во время выполнения игровых упражнений и заданий.

Так как у детей дошкольного возраста с ТНР (ОНР) наблюдается снижение всех свой­ств внимания, организация коррекционного процесса с применением Bee-bot стимулирует у них интерес к выполнению речевых и дидактических задач.

Кроме того, было выявлено, что детям старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) присуще отставание в развитии двигательных функций (нарушена координация сложных движений, снижена ловкость и скорость их выполнения), у них наблюдается недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. Применение мини-робота в коррекционной работе с воспитанниками с ТНР (ОНР) помогло развить подвижность и гибкость кистей рук, что тесно взаимосвязано с развитием речи.

Использование Bee-bot на индивидуальных и подгрупповых занятиях позволило перейти от объяснительно-­иллюстрированного способа обучения к деятельному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия, что способствует осознанному усвоению представлений детьми старшего дошкольного возраста.

Принципы работы Bee-bot

Работа по включению умной игрушки в образовательную деятельность начинается со знакомства с мини-роботом.

На первом этапе дети знакомятся с панелью управления робота, пробуют задавать отдельные задачи по движению робота в том или ином направлении. Bee-bot готов выполнять любые команды, при этом он демонстрирует свой восторг мигающими глазками и музыкальным сопровождением. Игрушка обладает памятью на 40 шагов, что позволяет создавать сложные алгоритмы. Выполняет команды «вперед», «назад», повороты направо и налево на 90°. Если пользователь решает изменить команду или стереть имеющиеся настройки, то это делается одним нажатием кнопки. Инструкция по управлению достаточно простая и не требует дополнительных знаний. Маленькая и прочная конструкция делает игрушку удобной для детской руки.

На втором этапе воспитанники находят решение поставленного педагогическим работником вопроса, обсуждают, зарисовывают путь робота и программируют его. Причем движение всегда начинается из одной определенной исходной точки. Педагогический работник выступает активным помощником.

На третьем этапе возможна работа детей в парах как с одинаковыми, так и с разными заданиями для каждой пары. В этом случае педагог контролирует процесс программирования и при необходимости корректирует речь детей.

На четвертом этапе каждый ребенок работает со своим роботом на своем игровом поле. Естественно, сложность задания определяется уровнем подготовки детей. Вначале задания дает педагог, потом можно предложить детям давать задания друг другу.

На пятом этапе становится возможной работа нескольких детей со своими роботами на одном большом игровом поле. При этом дети должны запрограммировать своих роботов так, чтобы они не столкнулись.

Для тех, кто освоил простейшие действия с роботом, предлагаются тематические коврики. Они делают игры с Bee-bot сложнее и разнообразнее. Для обыгрывания различных образовательных ситуаций с мини-роботом мы используем специальные тематические коврики по лексическим темам: «Птицы», «Деревья и кустарники», «Профессии» и др.

Так, коврик «Профессии» формирует представление о профессиях, умение различать и узнавать профессии, развивает умение образовывать двусложные слова, составлять описательный рассказ по теме. Коврик «Деревья и кустарники» закрепляет представление воспитанников о деревьях и кустарниках, знакомит с понятиями «лиственные» и «хвой­ные», развивает умение различать деревья и кустарники.

Использование различных тематических игровых полей позволяет ребенку расширить и систематизировать ранее полученные представления по темам игры, расширить активный и пассивный словарь.

В дальнейшем воспитанники смогут самостоятельно играть с мини-роботом, им будет легко оречевлять свои действия, делать простейшие выводы, обобщения.

Применение Bee-bot «Умная пчела» в образовательной деятельности мы рассматриваем не только в специальном образовании, но и в реализации учебной программы дошкольного образования. Работа с воспитанниками будет направлена на решение задач речевого, социально-­нравственного и личностного, познавательного, эстетического и физического развития, а также на формирование у детей дошкольного возраста первоначальной информационно-­коммуникационной культуры, знакомство воспитанников с элементарным программированием, основами алгоритмики, развитие навыков командной работы и умения творчески подходить к решению задач.

****

Таким образом, применение робототехнических устройств в образовательной и коррекционной деятельности позволило педагогическим работникам увеличить речевую активность воспитанников, облегчить усвоение ими программного материала, повысить мотивацию к обучению и создать благоприятный эмоциональный фон.

Конспект подгруппового занятия по образовательной области «Развитие речи» с детьми старшего дошкольного возраста (5–7 лет) с ТНР (ОНР) по теме «Безопасность дома. Бытовые приборы»


692 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Какие изменения Трудового кодекса вступили в силу в 2024 г.

С 1 января в Трудовой кодекс внесены некоторые изменения. Минтруда и соцзащиты разъяснило моменты, на которые необходимо обратить внимание, сообщает корреспондент агентст...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 200
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок