Как организовать работу учителя-дефектолога с детьми с общим недоразвитием речи
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Как организовать работу учителя-дефектолога с детьми с общим недоразвитием речи

Опыт работы показывает, что создание условий и повышение мотивации учителей-­дефектологов — одна из основных функций заместителя заведующего по основной деятельности. В учреждении необходимо создавать такие условия, чтобы было комфортно работать, а в коллективе царила творческая атмосфера, которая поможет открыть сильные стороны педагога и развить их.

О том, как грамотно организовать работу данных специалистов, расскажем на примере государственного учреждения образования «Ясли-сад № 28 г. Минска», где имеются две группы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Жеребятьева Вероника

Заместитель заведующего по основной деятельности государственного учреждения образования «Ясли-сад № 28 г. Минска»

Веребьева Наталья

Учитель-дефектолог государственного учреждения образования «Ясли-сад № 28 г. Минска».

1277 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В яслях-саду № 28 г. Минска создана уникальная образовательная среда. Здесь буквально с первых дней работы педагоги вовлечены в творческий процесс.

В методическом кабинете собран наглядно-­демонстрационный и игровой материал (как фабричного производства, так и сделанный руками педагогических работников). Разработаны методические материалы: конспекты занятий, бесед, проблемных ситуаций. Имеются картотеки образовательных роликов и виртуальных экскурсий.

Учителя-­дефектологи постоянно развивают свою профессиональную компетентность, принимая участие в методических объединениях района, города, осваивая новые педагогические технологии, обобщая собственный опыт.

В отчетах об опыте педагоги отражают последовательность действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм своих действий. Учителя-­дефектологи учреждения оформляют портфолио, в котором собирают всю информацию о профессиональной деятельности, достижениях, ходе работы по самообразованию. Так, к примеру, был обобщен опыт по теме «Использование дидактических игр для формирования словообразовательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

Актуальность проблемы

В настоящее время в педагогической и психологической литературе исследованию детского словообразования отведено значительное место. Именно этот процесс имеет первостепенное значение для создания новых слов и является важнейшим путем обогащения лексики родного языка. Овладевая речью, ребенок анализирует вербальную коммуникацию окружающих.

Особый интерес представляет изучение проблемы овладения процессами словообразования детьми с общим недоразвитием речи. Связано это с тем, что несформированность словообразовательных процессов является стойким проявлением в структуре этого сложного нарушения. Для детей с общим недоразвитием речи характерны пониженная работоспособность и быстрая утомляемость, поэтому одна из ключевых задач при работе с такими воспитанниками — пробуждение и поддержание интереса к содержанию занятия. Необходимо добиться того, чтобы усвоенный материал сохранился в памяти и использовался в новых условиях.

Эффективность дидактических игр в обучении

Обучение детей дошкольного возраста успешно достигается путем сочетания практики непосредственного общения детей и проведения специальных игр. По мнению психолога Л. С. Выготского, данный вид активности является ведущей линией развития в дошкольном возрасте. Игра, организованная определенным образом, оказывает положительное влияние на взаимодействие и общение детей. Кроме того, такой вид активности снимает психологический барьер, вселяет уверенность в собственных силах, улучшает общение детей со сверстниками и взрослыми. Воспитанники, заинтересованные игрой, самостоятельно овладевают новыми средствами общения, в которых они нуждаются.

Поэтому обучение словообразованию эффективнее проводить в игровой форме с применением наглядности — это создает положительную мотивацию к указанному виду деятельности. Использование на занятиях дидактических игр может способствовать появлению у детей игрового, а затем и познавательного интереса, привлечению внимания детей к структуре слова, развитию у них словообразовательных умений и навыков.

Создание учебно-­игрового пособия «Добавляй и говори»

Оценив преимущества использования игровых приемов как средства формирования словообразовательных процессов, а также всестороннего развития речи детей, мы решили изучить научную и методическую литературу, проанализировать последовательность работы по формированию словообразовательных процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Опираясь на свой опыт работы в данном направлении, мы разработали учебно-­игровое пособие «Добавляй и говори», которое позволяет сократить время на подготовку к проведению игр, дает возможность использовать накопленный материал в большем объеме.

В основу данного пособия заложены направления и этапы, по которым ведется коррекционная работа.

В нашем пособии мы объединили наглядный и речевой материал. Оно условно состоит из двух частей. Первая включает картинный материал. Предметные и сюжетные картинки разделены на следующие группы:

  • формирование словообразования существительных;
  • формирование словообразования глаголов;
  • формирование словообразования прилагательных.

Задания предлагаются детям по принципу усложнения. При этом формирование словообразования различных частей речи происходит последовательно-­параллельно. Картинный материал группируется и по частям речи, и по словообразовательным моделям.

Во второй части пособия представлены речевые игры, которые могут быть также использованы на занятиях.

Примеры использования пособия

Приведем два примера использования пособия на занятиях с воспитанниками:

  1. При словообразовании существительных детям предлагается по очереди изменять слова с помощью суффиксов (дом(ик), карандаш(ик), стол(ик), нож(ик) и т. д.). Для поддержания внимания на протяжении занятия необходимо проводить игры: использовать картинки как игровое поле, по которому участники движутся при помощи кубика и фишек. Необходимо назвать ласково предмет на картинке, на которой остановилась фишка. Выигрывает тот, кто ответил правильно. Игру можно усложнять, объединив два игровых поля с разными морфемами. Также в дидактическую игру включаются сказочные персонажи (Маша и Медведь, Гном и Великан). Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными к играм, а желание помочь персонажам поддерживает интерес к игре. (Например, игра «У кого что»: у Медведя — карандаш, а у Маши — карандашик. У Великана — дом, а у Гнома — домик и т. д.).
  2. При образовании возвратных и невозвратных глаголов. Детям предлагается определить по картинкам и назвать где: одевает — одевается, моет — моется. Затем воспитанники должны сказать, какая общая часть слышится в конце этих слов. Дифференцируя глаголы с наиболее продуктивными приставками (в- мы-, под- от-, при-, у-, пере-, за- от-, на-, вы-), предлагаются следующие задания: называется слово, обозначающее действие, которое необходимо изменить, а дети должны изменять слово с помощью приставок (машина через мост ехала, — к гаражу подъехала, — из гаража выехала…). Отвечают дети по очереди, за каждый правильный ответ получают «волшебный камешек». Во время выполнения задания дети вместе с педагогом пытаются определить значение общей части ряда слов (глагольной приставки). Так, например, приставка «в-» означает вход ­куда-либо.

Многофункциональность пособия

Помимо основных заданий на формирование словообразовательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, данное пособие содержит игры и упражнения, которые предполагают работу над словарным запасом (ребенок подбирает слова-­признаки и слова-­действия к предметным картинкам), над связной речью (педагог предлагает составить предложения с использованием картинок), над слоговой структурой слова (назвать количество слогов в словах), фонематическими процессами (назвать первый и последний звук в слове и т. д.), развитием зрительной памяти (посмотреть на лист с предметными картинками 20 с, спрятать лист и по памяти назвать максимальное количество предметов).


1277 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Электронное пособие «Сборник готовых решений: должностные и рабочие инструкции»

Сборник содержит порядок разработки, хранения, изменения должностной (рабочей) инструкции, правила ознакомления работника с инструкцией, типичные ошибки при составлении и...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 232
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок