Метод проектов как средство развития монологической речи воспитанников
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Метод проектов как средство развития монологической речи воспитанников

В статье пойдет речь о взаимодействии учителя-дефектолога и воспитателя дошкольного образования при организации проектной деятельности.

Шайдо Татьяна

Учитель-дефектолог государственного учреждения образования «Санаторный ясли-сад № 366 г. Минска»

1466 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Целью реализации содержания учебной программы дошкольного образования является всестороннее развитие и социализация воспитанника в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.

Что дает метод проектной деятельности воспитанникам

Метод проектов предоставляет детям возможность самостоятельно приобретать знания, умения, навыки при решении конкретных задач. Формирует умение искать информацию, используя различные источники (помощь взрослых, книги, интернет-­пространство), работать с ней. Помогает осваивать практические навыки в пределах выбранной темы, использовать полученные знания, умения, навыки в различных ситуациях. Развивает воображение, память, логическое мышление, речь. Кроме того, при реализации проекта все его участники приобретают умение взаимодействовать в триаде «педагоги — воспитанники — родители воспитанников». Одновременно повышаются и систематизируются знания взрослых.

Что дает метод проектной деятельности родителям (законным представителям) воспитанников

Проектная деятельность в учреждении дошкольного образования является одной из самых результативных форм взаимодействия взрослых и детей. Она помогает активизировать эмоциональный, воспитательный потенциал семьи и включить родителей в коррекционно-­образовательный процесс как полноправных партнеров.

В чем суть метода проектов

В основе метода проектов лежат пять П: Проблема, Проектирование, Поиск информации, Презентация и Продукт.

1. Проблема. Проблемой может быть любая ситуация из реальной жизни. Например, как аккуратно разбить сырое яйцо? Как определить погоду за окном и выбрать подходящую одежду? Сколько времени нужно для проращивания фасоли, лука? Как провести выходной весело? Почему это блюдо полезно?

2. Проектирование. На подготовительном этапе необходимо сформулировать тему проекта в соответствии с проблемой, определить цели проекта, обозначить конечный продукт (например презентация, стенгазета, буклет).

Выбрать тип проекта (например исследовательский, практико-ориентированный, ролевой, игровой, творческий, информационный).

При организации работы на данном этапе также определяются возраст и количество участников (проект может быть индивидуальным, парным или групповым) и степень самостоятельности выполнения проекта воспитанниками.

Обозначить сроки выполнения проекта и соблюдать их.

Это важно
В условиях учреждения дошкольного образования все эти моменты оговариваются на родительском собрании. При необходимости на родительском собрании можно провести консультацию по проектной деятельности, на которой объяснить цели, задачи проектного метода, предложить темы проектов, дать рекомендации по наилучшему взаимодействию всех участников проекта. На такой консультации демонстрируются образцы проектов (либо похожих, выполненных семьями воспитанников в прошлые годы, либо подготовленных в качестве образца педагогами, работающими в группе). Вся информация дублируется на сайте учреждения дошкольного образования и групповых информационных стендах.

3. Поиск (сбор) информации: опрос взрослых, поиск в книгах, интернет-­пространстве, наблюдения, просмотр фильмов, походы в музеи.

Например, в проекте «Готовим со Звездочкой» ребята выбирали самый интересный рецепт и при этом демонстрировали все этапы сбора информации: от поиска рецепта и доказательств полезности выбранного блюда до вариантов его привлекательного оформления. При этом использовались самые разные источники, начиная с семейных кулинарных книгах и заканчивая интернет-­ресурами.

4. Презентация — выступление участников проекта с подготовленным материалом перед аудиторией.

Проект обязательно должен сопровождаться видеорядом из фотографий или картинок (это может быть одиночная фотография или видеоролик, смонтированный из нескольких фотографий). Такой наглядный материал повышает интерес слушателей и облегчает выступление докладчика. К видеоролику подбирается подходящая музыка, что дополнительно привлекает слушателей. Кроме того, фотографии передают эмоциональный настрой проекта и позволяют определить, насколько выступающему было интересно в нем участвовать.

Это важно
Фотографии для проекта отбираются самими родителями, и таким образом решается вопрос о правомерности размещения фото на сайте учреждения дошкольного образования.

Выступление готовится дома с родителями и в учреждении дошкольного образования — с воспитателями (или учителем-­дефектологом). В процессе подготовки отрабатывается связность и последовательность речи выступающего, попутно могут совершенствоваться навыки произношения. Выступая перед одногруппниками, ребенок учится владеть собой, отвечать на вопросы, выбирать самое важное из всей информации.

Во время выступления необходима поддержка взрослого: если ребенок не может справиться с волнением, ему можно помочь наводящими вопросами, примерами или обраться за ободрением к аудитории (метод «вопрос-­ответ», игровой метод, аплодисменты).

Порядок выступлений участников может быть задан темой проекта (например датой дня рождения), а может определяться с помощью игрушки-­посредника, которая ходит в гости к воспитанникам и активно участвует в проекте.

На данном этапе сотрудничество взрослых участников проекта должно быть организовано как при подготовке выступления ребенка, так и при транслировании результатов выступления для родительской общественности.

5. Продукт. В процессе организации проектной деятельности идет накопление материалов, которые могут быть интересны для более широкого круга людей, а не только для участников проекта. Это и есть продукт проекта.

Например, в проекте «Готовим со Звездочкой» мы получили от каждого участника рецепт любимого блюда и издали их отдельной брошюрой, которая была представлена на общесадовой ярмарке «Смачнае печыва». В проекте «Мой день рожденья» каждый участник провел игру со зрителями, и мы оформили альбом занимательных игр для веселой компании, который разместили в библиотеке учреждения дошкольного образования и на стенде «Для заботливых родителей».

Каждый проект стоит завершить специальным мероприятием, подводящим итоги: пригласить родителей воспитанников, еще раз отметить самые интересные факты, полученные в ходе проекта, поиграть в игры, которые были представлены в выступлениях, вручить всем участникам дипломы и призы.

Это важно
Чтобы метод проектов работал, необходимо активное участие родителей (законных представителей) воспитанников. Самое главное — заинтересовать их, «заразить» идеей проекта. Для этого взаимодействие со взрослыми участниками проекта должно опираться на три правила:
1) обязательная и полная информированность;
2) добровольность и возможность выбора;
3) ощущение успешности как взрослого, так и ребенка.


Пример

Рассмотрим проект «Как весело провести выходной день». Первое, с чего начнем, это, конечно, проведем родительское собрание, где определим, что проект будет информационный, с представлением видеоролика-­отчета о выходном дне. Важно согласовать цель данного мероприятия, сроки, участников. В нашем случае мы определили, что участвовать в проекте будут все воспитанники, но индивидуально. Далее следует размещение информации, подготовка, сбор материала, проведение и подведение итогов.


Пример презентации, подготовленной участниками проекта «Мой рецепт выходного дня»


Пример информации о проекте для сайта учреждения дошкольного образования и групповых информационных стендов

Уважаемые родители!

Наша группа «Звездочки» начинает информационный проект «Мой выходной день», который пройдет в октябре – декабре 2021 г.

Цель проекта — приобретение воспитанниками группы опыта публичных выступлений, развитие у них монологической речи, получение знаний об интересных занятиях в выходной день.

В чем заключается помощь родителей

Дорогие папы и мамы, просьба прислать по Вайберу фотоотчет о выходном дне (5–10 фотографий) и небольшой рассказ о том, где был ребенок, что делал, какие у него ощущения от занятий.

Этот рассказ и видеоряд мы оформим в видеоролик, который будет размещен на сайте нашего учреждения.

О чем может быть рассказ

Можно рассказать о посещении театра, воскресной школы, музея, дня рождения, стадиона, кружка, аттракционов, о прогулке по парку, об играх, о тренировке, совместном выполнении поделки, приготовлении еды и о многом другом.

Словом, обо всем, что радует вас и вашего ребенка.

Как будут проходить выступления

Как только будут получены материалы, начнется подготовка к выступлению.

Учитель-­дефектолог сделает видеоролик и прорепетирует выступление ребенка. Ролик будет демонстрироваться по телевизору в группе. Будем стараться, чтобы, опираясь на фото, воспитанник смог сам рассказать о том, что происходит на экране. А если это будет сложно, на помощь придут вопросы учителя-­дефектолога, и выступление пройдет в форме интервью.

Отчет о выступлении в тот же день будет выслан в родительскую группу.

Как завершится проект

После выступления всех желающих воспитатели и учитель-­дефектолог организуют мероприятие, на которое будут приглашены и взрослые. Мы подведем итоги, поздравим всех участников, вручим дипломы. И еще раз вспомним о том, чем можно весело заниматься в выходной день.

Ждем ваших фото и рассказов!
С уважением, воспитатели группы


Заключение

Использование метода проекта помогает детям освоить опыт публичного выступления, преодолеть стеснительность, обрести уверенность в своих силах, а родителям — получить новый опыт взаимодействия со своим ребенком. Работа в триаде «педагоги — воспитанники — родители воспитанников» формирует взаимопонимание между всеми участниками проекта, дает возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, помогает детям сдружиться, а взрослым — создать коллектив единомышленников.


1466 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Перераспределение и перенаправление молодых специалистов: в чем разница и какие нюансы в здравоохранении

Распределение – реальная социальная гарантия государства. Выпускники вузов и колледжей, по сути, не имея богатого профессионального опыта, гарантированно получают свое пе...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 69
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок