«Только в команде единомышленников возможна качественная работа и достижение поставленных целей»
Интервью с заведующим ГУО «Детский сад № 6 г. Витебска “Алёнушка”» Алёной Викторовной Сикорской
Интервью с заведующим ГУО «Детский сад № 6 г. Витебска “Алёнушка”» Алёной Викторовной Сикорской
В 2006 г. окончила ГУО «Витебский государственный университет имени П. М. Машерова» по специальности «Дошкольная педагогика, психология. Логопедия», квалификация «Учитель-дефектолог, воспитатель-методист».
Трудовую деятельность начала как молодой специалист в 2006 г. с должности педагога-психолога в ГУО «Ясли-сад № 106 г. Витебска». С 2008 по 2009 г. работала методистом учебно-методического кабинета отдела образования Витебского райисполкома. В 2009 г. перешла на должность заместителя заведующего по основной деятельности ГУО «Детский сад № 48 г. Витебска», а с 2010 г. в той же должности работала в ГУО «Ясли-сад № 58 г. Витебска». В августе 2013 г. назначена на должность заведующего ГУО «Ясли-сад № 6 г. Витебска» (в ноябре 2022 г. учреждение переименовано в ГУО «Детский сад № 6 г. Витебска “Алёнушка”»).
Является членом Белорусской партии «Белая Русь».
Редакция: Добрый день, Алёна Викторовна! Расскажите о себе, как вы пришли в сферу дошкольного образования.
Алёна Викторовна: Я являюсь третьим поколением педагогов в нашей семье. Бабушка и дедушка по отцовской линии работали в Мозырском районе, всю жизнь преподавали точные науки в деревенской школе. Мои родители познакомились в Мозырском пединституте, учились в одной группе по специальности «Физика, трудовое обучение». По распределению работали в Лельчицком районе Гомельской области, а в 1990 г. переехали на другой край Беларуси, в Браславский район Витебской области. Здесь трудились в деревенской школе: мама вела начальные классы, а отец работал со старшеклассниками, вел уроки физики, черчения, трудового обучения. Несколько лет работал директором школы, а затем директором детского дома.
Конечно, в нашем доме всегда было много разговоров о школе, уроках, решались различные вопросы, к родителям приходили коллеги-учителя на «домашний педсовет». Старший брат поступил в ГУО «Витебский государственный университет имени П. М. Машерова» на физико-математический факультет, и я уже не представляла, что можно учиться и работать в какой-то иной сфере.
Для себя выбрала дошкольное направление, можно сказать, случайно. По иронии судьбы в детстве детский сад не посещала и не очень хорошо себе представляла, что значит учреждение дошкольного образования. Поняла основной смысл деятельности, впервые попав в детский сад на практику на первом курсе университета! С тех пор прошло уже более 20 лет. Разные ситуации были в жизни, а трудовой путь не всегда легким и приятным. Но ни разу не возникало желания кардинально сменить профессию! Считаю, что сначала нужно научиться хорошо делать ту работу, на которую тебя определил социум.
Так что можно сказать, что мой трудовой путь во многом определила моя семья. Тем более приятно, что в апреле этого года в Первомайском районе г. Витебска зародилась новая традиция: занесение педагогических династий в книгу регистрации педагогических династий «Сила рода». И одной из пяти представленных династий стала моя семья — династия Сикорских. В такие моменты понимаешь, насколько важен труд педагога в любой должности, будь то учитель, воспитатель или руководитель. Ведь только в команде единомышленников возможна качественная работа и достижение поставленных целей.
Ред.: Расскажите о вашем учреждении дошкольного образования. На ваш взгляд, в чем его уникальность?
А. В.: Наше учреждение дошкольного образования открыто в 1973 г. на основании решения Витебского производственно-технического объединения «Монолит». В 2007 г. передано в городскую коммунальную собственность. Уникальность его в том, что при открытии детский сад насчитывал 12 групповых помещений, но в 2008 г. был закрыт на капитальную реконструкцию. Это единственный в городе сад, претерпевший столь масштабный ремонт.
Однако глобальной реконструкцией все не закончилось. На протяжении 13 лет после открытия коллектив учреждения старается не только поддерживать здание и территорию в хорошем состоянии, но и производить улучшения. Сюда относятся косметические ремонты внутри и снаружи здания, а также прогулочных веранд.
Особое внимание лично я уделяю благоустройству территории, на протяжении 10 лет своего руководства успешно совмещая элементы ландшафтного дизайна и требования, предъявляемые к содержанию территории учреждения дошкольного образования.
За это время на участке высажены как распространенные, так и экзотические растения, которые пробуждают интерес детей к изучению растительного мира, развивают любовь к природе. У нас растут декоративные кустарники: спирея белая, желтолистая, различные сорта пузыреплодника, вегейлы, дерн пестролистый, гортензия, форзиция, сирень, жасмин. Есть экзотическое дерево скумпия,
которое цветет пушистыми красными шариками. Ежегодно разбиваем клумбы и цветники, на которых высаживаем цветущие однолетники: бархатцы, бегонию мелкоцветную и клубневую, петунии, бордюрные георгины, агератум, цинерарию, сальвию и другие цветы. Применяем вертикальное озеленение, используя для этого цветочные стойки, фигурные подвесы и вьющиеся растения.
Разбиваем и миксбордеры — своеобразные сложные цветники из многорядно и многоярусно посаженных растений, обеспечивающих непрерывное цветение с ранней весны до поздней осени. Помимо обычного огорода, на котором выращиваем овощи, экспериментируем с так называемой теплой грядкой. На ее примере дети могут наблюдать круговорот растений в природе. В 2022 г. к 9 Мая вместе с воспитанниками заложили фруктовый сад — Сад Победы. На территории высажено 10 деревьев. В этом году яблони, груша, слива, вишни зацвели!
Хочу сказать, что все декоративные кусты и цветущие растения выращивает для детского сада моя мама на своем участке в Браславском районе. Это давно стало ее увлечением, поэтому на протяжении нескольких лет она щедро делится результатом своих трудов с нами.
В 2022 г. мы заняли первое место в городском конкурсе территорий «Сделаем город краше» в номинации «Флора.by». Конкурс среди учреждений дошкольного образования проводится раз в два года. В этом году также готовимся к участию, надеемся не утратить занятой позиции.
В 2023 г. наше учреждение отметило юбилей — 50 лет со дня открытия. Праздник получился ярким и запоминающимся! Из приглашенных гостей были руководители района и города, профсоюзный комитет, а также ветераны труда, некогда работавшие в нашем детском саду. Концертную программу подготовили сами сотрудники, и, конечно, поздравили гостей наши воспитанники.
Ред.: Как осуществляется подбор персонала для вашего учреждения? С какими трудностями сталкиваетесь?
А. В.: Можно сказать, что на протяжении лет 7 наш коллектив достаточно стабилен. Был момент, когда в 2019‒2020 гг. сразу 8 работников ушли в отпуск по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. По окончании отпусков практически все вернулись на свои рабочие места, не пожелав искать что-то другое. Привели в группы и своих малышей. Аргументировали свое решение тем, что наш детский садик для них — самый лучший!
Есть люди, которые работают здесь со своего первого трудового дня. Их опыт насчитывает не одно десятилетие. Выращиваем педагогов и мы сами: три воспитателя дошкольного образования когда-то пришли к нам работать помощниками воспитателей. Спустя несколько лет поняли, что дошкольный мир им близок и понятен, поэтому получили либо в данный момент получают профильное образование и успешно работают в должности педагогов.
Отрадно, что два молодых специалиста, приступившие к работе в должности воспитателей дошкольного образования в 2021 и 2022 гг. по распределению, приняли решение продолжить трудовые отношения в нашем коллективе и далее.
Я считаю, что задача руководителя — рассмотреть в каждом работнике способности и помочь применить их на благо общества. Творческий человек не всегда обладает инициативой. Важно дать ему возможность попробовать себя сначала в небольшом деле, а дальше осваивать новые горизонты. Не давить и не настаивать, если категорически отказывается участвовать в том или ином мероприятии. Гораздо эффективнее обсудить с ним его видение ситуации, обрисовать плюсы и, если это возможно, личным примером показать значимость и полезность задуманного.
Считаю, что каждый из нас обладает своим потенциалом, но отличный результат ждет лишь в том случае, если дело выполняется с удовольствием. Часто положительную роль играет стимулирование. Причем далеко не всегда материальное. Любому работнику, и заведующему в том числе, приятно слышать похвалу из уст руководителя, добрые слова в свой адрес и понимать, что его труд действительно видят и ценят.
Ред.: Какими способами вы привлекаете внебюджетные средства в учреждение? Поделитесь опытом.
А. В.: В плане привлечения внебюджетных средств мы работаем в соответствии с уставом учреждения. Основной источник — это оказание образовательных услуг на платной основе. В 2023/2024 учебном году функционируют объединения по интересам «Детский дизайн», «Хореография», «Иностранный язык» и другие — всего 5 направлений.
Благодаря платным образовательным услугам за последние три года мы значительно укрепили материальную базу учреждения. На участках установлено игровое оборудование, заказанное в отечественной компании. Яркое, привлекательное, безопасное — оно третий год радует наших воспитанников. В прошлом году установлены красочные лавочки в виде гусеницы, улитки, черепашки. Сделана под заказ передвижная фотозона, которая используется в украшении города в период проведения фестиваля «Славянский базар в Витебске» и иных мероприятий. В 2023 г. установлен флагшток, на котором развевается Государственный флаг Республики Беларусь. Это я перечислила только крупные приобретения. Средства расходуются на различные потребности учреждения.
Кроме того, мы взаимодействуем с попечительским советом учреждения. Пожертвования родителей воспитанников помогают в укреплении материально-технической базы, выполнении ремонтных работ.
Ред.: Расскажите о проектах, реализующихся в вашем учреждении. Какие достижения есть у коллектива?
А. В.: В 2023/2024 учебном году наше учреждение образования начало работу над областным творческим проектом «Приобщение детей дошкольного возраста к систематическим занятиям спортом посредством овладения техническими, тактическими и практическими навыками игры в футбол». Ребята под руководством руководителей физического воспитания с удовольствием и азартом играют в футбол. Действует объединение по интересам на бесплатной основе «Футбол». Занятия футболом развивают у дошкольников разные качества, необходимые для настоящих спортсменов: волю, терпение, командный дух.
Экологический проект «Зеленые школы» реализовывался на базе учреждения в 2021/2022 учебном году. По итогам мы награждены дипломом II степени. Поэтому нам еще есть к чему стремиться в плане экологического воспитания подрастающего поколения!
Ежегодно мы участвуем в самых разных конкурсах. Например, два года подряд реализуется районный смотр-конкурс детского творчества «Радзіма мая, у марах, у песнях, у словах». Один из конкурсных дней проходит на базе нашего детского сада, мы принимаем коллективы 10 близлежащих учреждений дошкольного образования. Приятно, что два года подряд наши дети получают награды: в 2023 г. — диплом III степени в номинации «Художественное слово», в 2024 г. — также диплом III степени, но уже в номинации «Вокальное творчество».
Патриотическое направление — одно из основных. Оно в обязательном порядке идет красной нитью на протяжении всего учебного года независимо от основных задач. Десятилетия насчитывает традиция проводить экскурсии с детьми старшего дошкольного возраста к Вечному огню на площади Победы. Накануне Дня Победы мальчишки и девчонки в сопровождении взрослых несут цветы к памятнику. Здесь они могут почтить память предков, погибших в годы Великой Отечественной войны, минутой молчания. У нас сохранились черное-белые фотографии экскурсий, датированные примерно 70‑ми гг. прошлого столетия. Гордимся, что традиция прошла через годы, и каждое новое поколение помнит, кому и чем мы обязаны нашим мирным небом сегодня.
Ред.: Расскажите о нестандартных ситуациях, с которыми вы сталкивались в дошкольном учреждении.
А. В.: Говорят, что адаптация руководителя в новой должности длится пять лет. Можно сказать, что в течение этих пяти лет многие ситуации лично для меня казались нестандартными, ведь до назначения на должность с чем-то действительно не доводилось сталкиваться. Приходилось очень быстро, а главное, объективно оценивать, что именно происходит, проводить анализ резервов, предусматривать вероятности развития событий и тут же принимать управленческое решение. И при этом четко осознавать, что вся ответственность лежит только на тебе.
В последующем те или иные ситуации повторяются. И здесь уже понимаешь, верно ли поступил в прошлый раз либо теперь нужно принять другое решение. Но стоит помнить, что любая нестандартная ситуация — это всегда опыт. Опыт в копилке руководителя, который ты можешь как применить к себе, так и поделиться с другими.
Ред.: Опираясь на ваш опыт, какое напутствие вы можете дать начинающим руководителям учреждений дошкольного образования?
А. В.: Всегда и всем коллегам я не устаю повторять одну фразу: никогда не стесняйтесь просить помощи, если она вам действительно необходима, помните, что хороших людей в мире гораздо больше. Конечно, руководитель должен иметь гордость — гордость за свое учреждение, свою работу и достижения, какими бы они ни были. Но ни в коем случае нельзя гордость подменять гордыней. Ибо ни один руководитель не сможет добиться результатов без своей команды, в которую входят абсолютно все работники учреждения, обязательно наши воспитанники, а также их родители. Только в таком тандеме руководитель сможет продемонстрировать свою работу в любой сфере.
Возможно, когда-то вам покажется, что вы сделали все, что могли, достигли определенных высот. Либо решите, что вам не угнаться за коллегами, демонстрирующими наилучшие результаты в той или иной области. В такие моменты самое время вспомнить, что существует
понятие горизонтальной карьеры, то есть на своем месте всегда можно освоить новые навыки, научиться что-то делать лучше, чем другие. И тогда вы сможете делиться своим опытом даже с теми, кто имеет за плечами многолетний стаж руководителя дошкольного образования.
Беседовал Юрий КОСЬКО
ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
В 2011 г. учреждение открыто после капитальной реконструкции с глобальной перепланировкой и обновленным дизайном. Вместо 12 групп здесь осталось 9: по 2 группы на каждый возраст, а также одна группа интегрированного воспитания и обучения, которую посещают дети с особенностями психофизического развития.
Остальные помещения групп были переоборудованы в административный корпус, где сейчас находятся кабинеты руководителя, заместителей, педагога-психолога, учителя-дефектолога, музыкальных руководителей, изостудия, складское помещение. В другом корпусе на месте бывшего группового помещения разместились спортивный и гимнастический залы, кабинет руководителей физвоспитания, комната дежурных (сторожей). Оборудован современный медблок с процедурной, изолятором и кабинетом медицинских работников. Пищеблок, прачечная и несколько кабинетов также претерпели положительные изменения.
Сейчас учреждение посещает 140 воспитанников. Здесь работает 18 воспитателей дошкольного образования, 2 учителя-дефектолога (в пункте коррекционно-педагогической помощи и группе интегрированного обучения и воспитания), 2 руководителя физического воспитания, музыкальный руководитель, педагог-психолог. Всего же коллектив насчитывает 55 сотрудников.