«Успешный педагогический коллектив — это сила, которая является результатом гармонии работников и руководителя»
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

«Успешный педагогический коллектив — это сила, которая является результатом гармонии работников и руководителя»

Интервью с заведующим ГУО «Детский сад № 284 г. Минска» Людмилой Францевной Подобед

929 Shape 1 copy 6Created with Avocode.


В 1997 г. окончила педагогический колледж в Минске по специальности «Воспитатель дошкольного образования», в 2002 г. — Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка по специальности «Педагогика и психология дошкольная».
Начинала работать помощником воспитателя, а затем воспитателем в ГУО «Детский сад № 565 г. Минска». В 2010 г. была назначена на должность заместителя заведующего по основной деятельности в ГУО «Детский сад № 205 г. Минска». В феврале 2012 г. назначена на должность заведующего ГУО «Детский сад № 284 г. Минска».

Редакция: Добрый день, Людмила Францевна! Расскажите, как вы пришли в сферу дошкольного образования?

Людмила Францевна: В словаре Даля слово «заведовать» расписывается следующим образом: «Заведовать (чем), знать (что), то есть управлять, держать в ведомстве своем, сродни слову водить — указывать путь, или предводительствовать, будучи начальником. Управлять — править, давая ход, направление, распорядиться, быть хозяином, распорядителем чего».

Из большого количества слов определяющим к модному ныне слову «имидж» в отношении заведующего детским садом можно выбрать «быть хозяйкой или хранительницей». С 2012 г. я стала хранительницей этого яркого и цветущего островка детства. А начиналась моя дошкольная педагогическая деятельность в далеком 1993 г., сразу после школьной скамьи, помощником воспитателя, потом — работа воспитателем и учеба в педагогическом колледже и университете, работа заместителем заведующего по основной деятельности и затем уже была назначена на должность заведующего детским садом № 284 г. Минска.


Ред.: На ваш взгляд, в чем уникальность вашего учреждения по сравнению с другими?

Л. Ф.: Наш детский сад открыл свои двери в марте 1969 г. Можно с уверенностью сказать, что за эти годы четвертая часть жителей Фрунзенского района Минска получила основы своего воспитания в стенах этого заведения. Бывшие воспитанники детского сада приводят сюда уже своих внуков, зная, что они получат все, что нужно для полноценного роста и разностороннего развития.

В условиях модернизации современной образовательной системы значительно повышается роль дошкольных учреждений. Цель каждого учреждения — найти собственную культуру, обрести свой имидж, адаптироваться к современным условиям и при этом сохранить лучшее из выработанных в коллективе ценностей.

Ведущим компонентом визуального имиджа является образ педагогов, работающих с детьми. В нашем дошкольном учреждении эмоциональные, активные и творческие педагоги, заботливые помощники воспитателей. Всех сотрудников коллектива объединяет умение с оптимизмом смотреть в будущее, проявлять инициативу, быстро принимать решение, активно действовать — и мечтать. Надежный, сплоченный коллектив педагогов и сотрудников детского сада, на который можно опереться в любую минуту, это самое важное условие успешной работы.

Наш детский сад — это тепло, комфорт, радость и здоровье. Здесь ребенку помогают реализовать себя в различных видах деятельности, созданы условия для проявления индивидуальности, уникальности детской личности.


Ред.: Как построена работа в вашем учреждении с детьми с особенностями психофизического развития?

Л. Ф.: С 1 сентября 2012 г. в учреждении начала функционировать специальная группа для детей с интеллектуальной недостаточностью, одна их первых во Фрунзенском районе столицы. Для комфортного пребывания воспитанников в специальной группе созданы учебная и игровая зоны, зона предметно-­практической деятельности (организация занятий по рисованию, лепке, конструированию), зона «живая природа» (организация наблюдений за растениями, животными), зона релаксации (место отдыха и уединения ребенка).

Работа с особенными детьми требует больших душевных сил и эмоциональных затрат. Все, что здоровым детям кажется простым, например вымыть руки с мылом, вытереть их полотенцем, взять карандаш, нашим воспитанникам специальной группы дается гораздо труднее. Взрослым нужно запастись терпением, и, конечно, без любви с такими детьми никак нельзя. Главное правило педагогической команды, работающей с особенными детьми, — сохранять постоянство и единство требований к ребенку с нарушением интеллекта, чаще хвалить его за успехи. Указания должны быть краткими и конкретными, нужно рассказывать ребенку заранее о дальнейших действиях, т. к. должен соблюдаться четкий распорядок дня.

Огромную роль в образовательном процессе с детьми с особенностями психофизического развития играет музыкальное и физическое развитие. Каждому ребенку мы стремимся создать условия, соответствующие именно его возможностям, способностям и потребностям, предлагаем различные варианты организации образовательного процесса. Обеспечивая и в дальнейшем решение актуальных задач, поднимаемых сегодня, мы стараемся обеспечить реализацию права каждого гражданина на образование независимо от наличия нарушений, их вида и степени выраженности.


Ред.: Как осуществляется подбор персонала для вашего учреждения? С какими трудностями сталкиваетесь?

Л. Ф.: В нашем детском саду работает слаженный, сплоченный и творческий коллектив. Случайных людей у нас нет, а если они появляются, то надолго не задерживаются. Детский сад идет в ногу со временем. Сегодня наше учреждение образования — это дружный коллектив, в котором каждый — личность, не похожая на других. Всех вместе объединяет неравнодушие к своей работе, все вместе существуют как один механизм. Недаром считается, что сила коллектива — в его единстве. Конечно, есть и трудности. Первая — старение педагогических кадров, вторая — отсутствие грамотных, квалифицированных молодых специалистов. Поэтому я стала задумываться о построении своей кадровой политики, которая была бы эффективна в учреждении. Выбрала систему, которая включает два решения кадровой проблемы: ищем кадры сами, исключаем из подбора случайных людей. При этом ставлю цель: снижение текучести кадров, повышение качества образования, командный опыт. Задача руководителя — создать педагогу условия для профессионального роста и творчества. В итоге команда должна гордиться вами как профессионалом, а вы — ею как командой профессионалов.


Ред.: Какими способами вы привлекаете внебюджетные средства в учреждение? Поделитесь опытом.

Л. Ф.: Доходы от внебюджетной деятельности позволяют укреплять материально-­техническую базу и иметь дополнительный источник материального стимулирования работников, что вызывает очевидный интерес к ней. Государственные учреждения образования являются бюджетными организациями. Как бюджетные организации они могут осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных учредительными документами, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности.

Для привлечения внебюджетных средств у нас организованы дополнительные платные образовательные услуги, которые работают по программам объединения по интересам: «Бэби клуб», «Умные зайчата», «Незнакомый язычок», «Развивайка», «Арлекино», «Творческая мастерская», «Фитбол-­гимнастика», «Утро без слез». Благодаря поступлению денежных средств от оказания платных образовательных услуг наше учреждение имеет возможность приобретать игровое и спортивное оборудование, оргтехнику, проводить ремонтные работы здания детского сада внутри и снаружи и благоустраивать территорию. Все занятия в объединениях по интересам проводят педагоги дошкольного образования нашего учреждения образования. Поэтому ведется целенаправленная работа по повышению профессионального уровня педагогов дополнительного образования.


Ред.: В каких мероприятиях участвует ваше учреждение? Есть ли у вашего коллектива какие-то достижения?

Л. Ф.: Главное в жизни любого коллектива, любой организации — это постоянное развитие, постоянное движение. «Кто перестает крутить педали — тот падает!» — в этом формула успеха. Успех нашего детского сада — в его достижениях. А достижения — это кропотливый и настойчивый труд, который приносит плоды.

В копилке нашего учреждения собрано немало наград. Наиболее значимые из них:

  • диплом комитета по образованию Мингорисполкома III степени и диплом Министерства образования III степени в городском этапе республиканского конкурса экологических проектов «Зеленая школа» 2022 г. в номинации «Экологическая практика “С планетой вместе”» (дидактическое пособие «Портфель знаний “Экология”»);
  • диплом комитета по образованию Мингорисполкома за 1‑е место в городском этапе и диплом Министерства образования II степени в республиканском этапе республиканской экологической акции «Сцяжынкамі бацькаўшчыны» в номинации «Тропинками природы».

Заместитель заведующего и воспитатель дошкольного образования получили диплом III степени в 2021 г. и диплом II степени в 2022 г. в городском заочном конкурсе проектов «Страницы в летописи учреждений образования» на тему «Мы вместе».

Заместитель заведующего по основной деятельности в декабре 2022 г. приняла участие в заочном и очном этапах VI Международного конкурса профессионального мастерства педагогов «Познание в сотворчестве» на тему «Образовательное событие и его роль в развитии личности» с проектом «Технология визуализации как эффективный метод реализации образовательного познавательно-­творческого проекта по формированию национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста “Маленький гражданин большой страны”». В программе конкурса предусматривались защита проекта, стендовый доклад, защита группового проекта в Академии последипломного образования.

Коллектив достиг успехов и в спортивной сфере. Педагоги заняли 2‑е место в спартакиаде работников образования Фрунзенского района г. Минска.

Успешный педагогический коллектив — это сила, которая является результатом гармонии работников и руководителя. Каждый из педагогов гордится своими коллегами и достижениями учреждения.


Ред.: Опираясь на ваш опыт, какое напутствие вы можете дать начинающим руководителям учреждений дошкольного образования?

Л. Ф.: Моя работа — это часть меня. Что же меня в ней привлекает? Прежде всего я бесконечно люблю наш детский сад. Я охраняю и оберегаю этот уютный островок детства. Мне очень дорог этот удивительный и таинственный светлый мир: предпраздничная суета, нескончаемое творчество моих педагогов, их новые идеи, восторженные взгляды родителей и, конечно же, счастливый детский смех. Мой любимый детский сад — это то место, где я могу передать свою огромную любовь к детям, уважение и знания коллегам, — то, чем я живу сама. Все мы работаем ради детей.

Начинающим руководителям хочу пожелать: старайтесь проникнуть в сердце каждого ребенка, поселить в нем радость, любовь, доброту и красоту!

Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Изменилось общество, и, конечно, меняются современные дошкольные учреждения. Заведующий, как капитан корабля, должен бережно, но крепко держать штурвал в своих руках и вести корабль под названием «Детский сад» по безбрежному океану в порт назначения, название которого — «Будущее Республики Беларусь».


Ред.: Людмила Францевна, мы знаем, что в этом году юбилей вашего учреждения образования. Редакция журнала «Руководитель учреждения дошкольного образования» поздравляет вас с этим знаменательным событием. Желаем вам и вашему коллективу здоровья и успехов в профессиональной сфере, а также уверенного движения вперед, осуществления всех замыслов и реализации амбициозных идей.

Л. Ф.: Да, в этом году у нас 55‑летний юбилей. Пользуясь случаем, хочу поздравить коллектив с юбилейной датой, пожелать крепкого здоровья, благополучия, жизненной энергии, творческой активности, удовлетворения от научных достижений и учебной деятельности, осуществления всех замыслов и планов. Пусть жизнь будет наполнена идеями и успехами на благо воспитания и развития самых маленьких граждан нашей страны.

Беседовал Юрий КОСЬКО

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ

История детского сада № 284 началась в марте 1969 г. во Фрунзенском районе г. Минска. Сегодня в сплоченном и дружном коллективе работает 51 человек. Детский сад посещают 180 воспитанников. В учреждении открыты 11 групп: 2 младшие для детей от 2 до 3 лет, 2 младшие для детей от 3 до 4 лет, 2 средние для детей от 4 до 5 лет, 2 старшие для детей от 5 до 6 лет, 2 специальные для детей с тяжелыми нарушениями речи и 1 специальная группа для детей с интеллектуальной недостаточностью. В детском саду функционируют музыкальный и спортивный залы, пункт коррекционно-­педагогической помощи, кабинет педагога-­психолога, кабинет учи­теля-­дефек­толога. На территории учреждения находятся оборудованные детские игровые площадки, есть большая спортивная площадка с волейбольной сеткой и баскетбольными кольцами.

929 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

В первое воскресенье октября в Беларуси отмечается День учителя – расскажем про историю праздника

По сложившейся традиции в первое воскресенье октября в Беларуси отмечается День учителя – праздник, когда мы с особенной теплотой вспоминаем учителей, воспитателей, препо...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 51
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок