Визуальное расписание для детей с аутистическими нарушениями

Визуальное расписание для детей с аутистическими нарушениями

Чем может помочь визуальное расписание ребенку с аутизмом?
Благодаря такому расписанию развиваются речь, самостоятельность, контролируются нежелательное поведение и эмоции, формируется гибкость в принятии социума.
Как составить визуальное расписание?
Самое простое расписание может быть представлено в виде знакомых ребенку объектов или картинок.

Джейгало Юлия

Заведующий ГУО «Ясли-сад № 302 г. Минска»

1472 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Для многих детей с аутистическими нарушениями визуальный канал восприятия информации является ведущим. Зрительная поддержка помогает легче осознавать каждый свой день, не испытывать страха перед неизведанностью при смене видов деятельности в распорядке дня.

Справочно: визуальная поддержка — это использование изображений (картинок, карточек, указателей и др.) для улучшения восприятия и понимания информации о предстоящих событиях, явлениях, видах деятельности, режиме дня. Дети с аутистическими нарушениями зрительно представленную информацию воспринимают, обрабатывают и осознают проще и успешнее, чем информацию, полученную на слух.

Существуют однозначные научные доказательства преимуществ использования визуальных расписаний при аутистических нарушениях. Кроме того, получено огромное количество отзывов от родителей и педагогов детей с аутизмом о пользе этого метода.

Наша задача — показать родителям и педагогам, как можно развивать и влиять на познавательные процессы ребенка.

Что нужно учитывать при составлении расписания

Большинство людей чувствуют свой день и в целом свою жизнь более структурированными и последовательными, если ведут блокнот, ежедневник, в котором планируют свои дела, мероприятия, отмечают необходимость выполнения важных и срочных задач. У детей все иначе. Даже если мы говорим о нейротипичных детях (это дети, не имеющие отклонения в психическом развитии), временны́е представления усваиваются ими наиболее трудно, и визуальное расписание так или иначе помогает уменьшить тревожность при переходе из одного режимного момента в другой, от одного вида деятельности к другому.

Если говорить о детях с аутизмом, то у них восприятие не такое, как у обычных детей, они испытывают трудности с пониманием самого времени, анализом собственных действий на протяжении суток, поэтому большую помощь им оказывают картинки, карточки, символы и т. д. Визуальное расписание помогает ребенку увидеть свой режим дня, подсказывает, куда нужно идти и что будет происходить в этом месте.

Нужно учитывать и то, что есть дети, которые хорошо понимают обращенную к ним речь и нуждаются только в косвенном сопровождении предстоящих режимных моментов картинками, а есть те ребята, с которыми необходимо детально прорабатывать каждый режимный момент. Это облегчает им осознание предстоящих видов деятельности, успокаивает, убирает тревожность и, как следствие, негативное поведение.

Какие бывают виды расписаний и в чем их различия

Самые простые визуальные расписания могут иметь форму «сначала — потом» и быть представлены в виде знакомых ребенку объектов или картинок (например, сначала кушаем, а потом играем). Со временем, когда ребенок научится пользоваться простым расписанием, оно может усложняться.

Расписания могут быть более общими (картинка завтрака, картинка занятия (можно фото педагога), картинка прогулки, картинка игры с детьми, картинка ухода домой из садика) или более детальными — с подробным представлением в виде картинок одного режимного момента, занятия, приема пищи и т. д. (карточки для режимного момента «завтрак»: ребенок сидит за столом, ребенок берет ложку, ребенок ест кашу, ребенок кладет ложку, ребенок берет в руки чашку, ребенок пьет, ребенок ставит чашку на стол, ребенок берет салфетку, ребенок вытирает рот, ребенок говорит спасибо, ребенок встает из-за стола, ребенок задвигает стул под стол).

Рекомендуется для девочек использовать картинки с изображением девочки, а для мальчиков — картинки с мальчиком. Это облегчит понимание ребенком расписания, оно будет ассоциироваться у него с самим собой.

Что дает расписание ребенку с аутизмом

Существуют следующие преимущества применения визуальных расписаний в работе с детьми, имеющими аутистические нарушения: развиваются речь, самостоятельность; происходит обучение, расширяются интересы; контролируются нежелательное поведение и эмоции; формируется гибкость в принятии социума.

Сложности создания расписания

Несмотря на вышеперечисленные преимущества создание индивидуального визуального расписания может показаться многим родителям и педагогам трудоемкой и обременительной работой. Однако совсем необязательно делать идеальное расписание из цветных карточек, отпечатанных на цветном принтере и заламинированных, которые демонстрируют на различных обучающих семинарах. Нужно объяснить родителям, что ребенок может прекрасно воспринимать и простые рисунки, которые они нарисуют на канцелярских стикерах. А «ленивые» могут бесплатно скачать образцы визуального расписания из сети Интернет и распечатать.

Кроме того, время, которое потрачено на разработку и создание визуального расписания, компенсируется. Ребенок будет развиваться и понимать, чего от него хотят. А это уже прогресс!

Три шага при составлении расписания

Шаг 1. Начните с выбора формата расписания

Расписание из предметов. Такое расписание наиболее уместно для детей с очень низкими речевыми навыками или вовсе невербальных. Самый простой способ использовать визуальное расписание из предметов — дать ребенку предмет незадолго до перехода к следующему занятию. Ребенок берет предмет и пользуется им во время занятия.

Самое главное при составлении расписания из предметов — определить, какой небольшой предмет может применяться во время каждого занятия (режимного момента) либо символизировать то или иное событие наиболее точно.

Примеры предметов, которые использовали педагоги и родители одного из детей для визуального расписания:

  • прогулка = красный мяч;
  • ванная = мыло;
  • обед = ложка;
  • игры дома = красная машинка;
  • занятие с учителем-­дефектологом = фрагмент пазла.

Расписание из рисунков или фотографий. Если дети будут готовы к расписанию из фотографий, если они смогут правильно соотносить картинки или фотографии друг с другом, то можно делать именно такое визуальное расписание. Некоторым детям проще распознавать фотографии, в то время как другим — рисунки. Можно или нарисовать их самостоятельно, или найти готовые рисунки в сети Интернет.

Рисунки или фотографии располагаются в вертикальную или горизонтальную линию с помощью липкой ленты с мягкой махрой, отображая последовательность занятий или событий. Ребенок снимает с расписания одну картинку или фотографию, после чего переходит к занятию, которое она символизирует.

Парное расписание. Если ребенок сильно отвлекается и, скорее всего, растеряется на пути к занятию, то можно использовать парное расписание. Для визуального расписания этого типа делается несколько изображений для каждого занятия, и одно из изображений размещается в том месте, куда направляется ребенок (например, если он идет гулять, соответствующая картинка вешается на входную дверь). Ребенок подходит и снимает картинку с расписания, после чего вешает ее на такую же картинку в нужном месте. Чтобы прикреплять одну картинку к другой, можно использовать липкую ленту.

Если ребенок может сосредоточиться на том, что символизирует картинка, даже если ему нужно перейти в другое место или помещение для следующего занятия, то совмещение пар картинок не понадобится. В этом случае человек кладет изображение в специальный кармашек или просто переворачивает его, после чего приступает к данному занятию.

Важно в углу бланка расписания поместить фотографию самого ребенка, объяснить ему, что это ты, это только твое расписание, оно составлено для тебя!

Шаг 2. Наполните расписание разумно, не перегружая информацией

Длина расписания будет зависеть от потребностей и возможностей ребенка. Некоторые способны пользоваться расписанием на весь день, в то время как другие будут испытывать перегрузку от слишком большого объема информации, им нужно видеть лишь один или два символа предстоящих событий одновременно. Можно предположить, какое количество пунк­тов будет оптимальным для ребенка, а потом модифицировать его по необходимости.

Шаг 3. Научите ребенка пользоваться расписанием

Учить ребенка пользоваться визуальным расписанием нужно так же, как и всему новому и неизведанному в жизни. Если малыш плохо или мало понимает устную речь, то для обучения необходимо вкладывать предмет или картинку в руку ребенка и мягко физически подсказывать ему (стоя сзади), что нужно пойти в обозначенное место. Очень важно никогда не стоять перед ребенком, когда вы направляете его в нужное место, т. к. иначе вы будете побуждать его полагаться на вас, а не смотреть на расписание.

Детям с более развитыми вербальными навыками можно (кратко) объяснить принцип использования расписания. Некоторым детям будет достаточно одного объяснения, а иным понадобится повторить его несколько раз и часто, — все зависит от индивидуальных образовательных возможностей ребенка, уровня развития его интеллекта.

Хвалите ребенка, если он понял, как пользоваться визуальным расписанием, и тем самым повышайте мотивацию к его применению.

Это важно
Если ребенок изучает расписание в течение пары недель, но нет никакого прогресса в независимости ребенка, то это первый признак того, что расписание неудобно для ребенка, а значит, необходимо модифицировать расписание. Например, можно уменьшить количество пунктов или заменить изображения на предметы.

Примеры из опыта

Хотим поделиться примерами визуального расписания для детей. Учитесь, делайте, создавайте все для того, чтобы обучение и поведение детей радовало вас и доставляло комфорт детям!


Рис. 1. Пример визуального расписания 1 (ребенок посещает учреждение образования только в первую половину дня, это пример понедельника и вторника)


Рис. 2. Пример визуального расписания 2 (ребенок находится в учреждении образования целый день, это расписание понедельника)

1472 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Татьяна Якубович: “Защитить права работника, не допустить несправедливого отношения, помочь создать достойные условия труда – это зона ответственности Профсоюза”

Конструктивный диалог с социальными партнерами, общественный контроль и уровень заработной платы педагогов – VIII пленум Республиканского комитета Белорусского профсоюза...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 157

Организация питания в вопросах и ответах

Статья подготовлена по материалам онлайн-семинара «Азбука питания в учреждениях образования, инструкции для руководителей», который редакция журнала провела в январе 2024...
№ 2 (146) 2024 Сороговец Елена,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 706
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок