В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Среди них весьма распространенным нарушением является стертая дизартрия, характеризующаяся множественными нарушениями речевой деятельности.
В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при стертой дизартрии, отмечается, что нарушения звукопроизношения и просодики являются стойкими и во многих случаях не поддаются коррекционно-логопедической работе.
Справочно: стертая дизартрия — речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Лопатина Л. В.).
Это отрицательно сказывается на развитии ребенка и процессах его нервно-психического становления в дошкольном возрасте, а позднее может привести к школьной дезадаптации. Нарушения произношения и просодики препятствуют формированию и развитию других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность.
Как проводится коррекция
Коррекция речевых нарушений у таких детей обычными методами и приемами не всегда приносит желаемые результаты. Следовательно, встает вопрос о подборе и использовании наряду с традиционными нетрадиционных методов работы с детьми, имеющими стертую дизартрию. Современная коррекционная педагогика и научно-методическая литература предлагают специальные техники, одной из которых является биоэнергопластика.
Биоэнергопластика — что это?
Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия — это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика — плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.
Суть метода в том, что артикуляторные упражнения проводятся одновременно с движениями кистей рук (сначала одной — правой, левой, а затем обеих), имитирующими движения челюсти, языка и губ. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки для развития координации, внимания, памяти, произвольности поведения и других психических процессов, необходимых для полноценной учебной деятельности. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.
Какой результат можно получить
Биоэнергопластика оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей с ОПФР, развивает координацию движений и мелкую моторику. Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Каков механизм работы биоэнергопластики
Вместе с выполнением артикуляционных упражнений используется рука (сначала одна, затем вторая). Рука как бы «дублирует» положение языка.
Выделяются следующие этапы освоения биоэнергопластики.
На первом этапе дети выполняют упражнения совместно с логопедом. Пока рука не включается.
На втором этапе артикуляционные упражнения проводятся тоже традиционно. Ребенок выполняет их, сидя перед зеркалом, логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Пока рука ребенка в упражнениях не участвует.
На третьем этапе ребенок выполняет артикуляционную гимнастику традиционно, а логопед знакомит его с персонажем перчаточного театра, сопровождая движения ведущей руки с перчаткой сказкой. Пока рука ребенка в упражнениях не участвует.
На четвертом этапе выполняются артикуляционные упражнения с подключением ведущей руки ребенка с перчаткой. Логопед выполняет гимнастику вместе с ребенком, сопровождая упражнения показом кисти ведущей руки.
На пятом этапе к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребенка с перчаткой. Педагог сопровождает выполнение артикуляционных упражнений движениями руки.
На шестом этапе к артикуляционным упражнениям подключаются обе руки ребенка в перчатках. Логопед сопровождает выполнение артикуляционных упражнений движениями рук в перчатках.
Седьмой этап — заключительный. Это период, когда ребенок полностью осваивает упражнения и может выполнять их самостоятельно, а логопед сопровождает упражнения ребенка рассказыванием сказки.
Картотека артикуляционных упражнений с биоэнергопластикой