Редакция: Добрый день, Елена Олеговна! Расскажите о вашем учреждении образования.
Елена Олеговна: Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 24 г. Речицы» осуществляет деятельность с 1982 г. Учреждение расположено в двухэтажном здании, построенном в центре города, на берегу живописной реки Днепр, удалено от промышленных предприятий и главных дорог. Детский сад в буквальном смысле напоминает маленький оазис, утопающий в цветниках и зелени, и это воодушевляет и придает силы всем сотрудникам учреждения.
В учреждении функционирует 11 групп — это около 200 воспитанников. Они для нас — самое главное достижение и гордость! В коллективе трудятся 60 сотрудников, из них — 26 педагогов, имеющих высшую и первую квалификационные категории.
В структуру учреждения входит пункт коррекционно-педагогической помощи.
Наше учреждение — участник и призер различных конкурсов: 1‑е место в районном этапе республиканского конкурса на лучший детский рисунок на экологическую тематику, 2‑е место в районном этапе республиканского конкурса детского творчества «Иди за мечтой», 1‑е место в международном дистанционном конкурсе иллюстраций к детским мультфильмам, 3‑е место в районном этапе конкурса «Зеленая школа». Кроме этого, мы являемся участниками конкурсов «Энергомарафон», «Как прекрасен этот мир», «Беседка безопасности» и многих других.
Ред.: Как начался ваш профессиональный путь?
Е. О.: Я родилась в г. Речица Гомельской области. Окончила филологическое отделение Речицкого государственного педагогического колледжа (белорусский язык и литература, немецкий язык), филологическое отделение Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины (белорусский язык и литература), на базе первого высшего образования прошла переподготовку по специальности «Дошкольное образование» в Гомельском областном институте развития образования. Стаж работы в образовании — свыше 15 лет, в руководящей должности заведующего ГУО «Ясли-сад № 24 г. Речицы» — 8 месяцев, имею первую квалификационную категорию.
Ред.: Как осуществляется подбор персонала для вашего учреждения? С какими трудностями вы сталкиваетесь?
Е. О.: Да, несмотря на то, что сегодня не все хотят работать в детском саду, критерии приема на работу все же имеются. Прежде всего должно быть педагогическое образование. И, как показывает практика, одного желания стать педагогом мало, нужно, чтобы это было заложено в человеке. Настоящие воспитатели дошкольного образования умеют правильно организовать процесс обучения. Они выстраивают с детьми доверительные отношения, показывая, что их здесь любят, ждут.
Нужно сказать и о том, что мы сотрудничаем с УО «Речицкий педагогический колледж», студенты которого приходят к нам на практику, и некоторые остаются надолго. Например, только в этом году к нам трудоустроились две выпускницы колледжа.
Ред.: Какими способами вы привлекаете внебюджетные средства для ресурсного обеспечения учреждения?
Е. О.: Одним из источников внебюджетного финансирования является оказание образовательных услуг на платной основе. В соответствии с уставными целями в учреждении предоставляются 14 образовательных услуг. Кроме этого, своеобразным локомотивом в реализации программы развития материальной базы учреждения выступает попечительский совет.
Ред.: Какие методы и формы работы с сотрудниками вы считаете самыми эффективными? Поделитесь опытом формирования успешной команды.
Е. О.: Думаю, что первое, на что необходимо обратить внимание, — это определение цели.
Второе — это идти к заданной цели вместе. Командная работа побуждает к совместным обсуждениям, а это основа для появления новых идей и лучших решений.
Третье — это личное отношение к решению задачи. Каждый должен осознавать, что от его личного вклада зависит общий результат.
Еще один важный момент — это профессиональный рост. Растущий в профессиональном плане коллектив способен быстро достигать цели и улучшать свои результаты.
Важно и стимулирование, поощрение, причем не только материальное, ведь работа должна приносить и моральное удовлетворение.
Я считаю, что задача руководителя — не просто научить сотрудника выполнять свою функцию. Самое интересное — видеть, как коллектив профессионально растет, движется вперед.
Ред.: Даже в самом слаженном коллективе бывают конфликтные ситуации. Как вы их разрешаете? Есть ли у вас какой-то универсальный способ?
Е. О.: Открытый диалог. Причем нужно выслушивать все стороны, лучше — за одним столом.
Ред.: А что нового вы планируете реализовать в ближайшее время?
Е. О.: У нас огромные планы по поддержанию квалификационного уровня педагогических работников, поскольку это основа качественного образовательного процесса.
В настоящий момент все силы направлены на укрепление материально-технической базы учреждения, предметно-развивающей среды групп, размещение малых форм на групповых участках.
Ред.: Как вы думаете, что помогает вам продуктивно работать в постоянно меняющихся условиях, не выгорать и оставаться позитивным руководителем?
Е. О.: Нужно всегда смотреть на детей, подпитываться творчеством, детством, учиться у ребят целеустремленности, радости, непосредственности. И, конечно, радоваться общему успеху, победам, щедро делиться опытом.
Ред.: Какое напутствие вы можете дать начинающим руководителям учреждений дошкольного образования?
Е. О.: Одна из главных составляющих успеха — заниматься любимым делом. Наша жизнь напрямую связана с выбранной профессией.
Мне нравится высказывание Оноре де Бальзака: «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно — идти». Я желаю вам, коллеги, идти только вперед, постоянно развиваться, быть доброжелательными друг к другу, сохранять доброту и искренность. И все у вас получится.
Беседовал Юрий Косько