«Каждое решение принимается во имя ребенка, его благополучия и здоровья, а значит, во имя будущего»
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

«Каждое решение принимается во имя ребенка, его благополучия и здоровья, а значит, во имя будущего»

Интервью с заведующим ГУО «Детский сад № 578 г. Минска» Светланой Сергеевной Шкляровой

533 Shape 1 copy 6Created with Avocode.


Образование — высшее. В 2001 г. окончила Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка, магистр педагогических наук. Главный эксперт компетенции «Дошкольное образование» V Республиканского конкурса профессионального мастерства Profskills Belarus 2023.
Сведения о трудовой деятельности:
• 1992–2001 — воспитатель в ГУО «Ясли-сад № 284 г. Минска»;
• 2001–2008 — заместитель заведующего по основной деятельности в УО «Ясли-сад № 320 г. Минска»;
• 2008–2012 — методист в ГУО «Минский городской институт развития образования»;
• 2012–2014 — заместитель директора ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Фрунзенского района г. Минска»;
• 2014–2016 — методист в ГУО «Минский городской институт развития образования»;
• 2016–2017 — руководитель практики в ГУО «Минский городской педагогический колледж»;
• 2017–2020 — заведующий ГУО «Ясли-сад № 20 г. Минска»;
• 2020–2021 — главный специалист сектора дошкольного, общего среднего специального образования управления по образованию администрации Центрального района г. Минска;
• 2021–2023 — заместитель директора по учебно-­методической работе ГУО «Минский городской педагогический колледж»;
• с 2023 г. — заведующий ГУО «Детский сад № 578 г. Минска».

Редакция: Добрый день, Светлана Сергеевна! Почему именно сфера дошкольного образования? Как вы поняли, что это ваше призвание?

Светлана Сергеевна: В системе дошкольного образования г. Минска я с 1992 г. — с момента окончания Минского педагогического училища № 1. Интерес к педагогике возник еще в школе. Мне было интересно наблюдать за работой учителя. С особым миром дошкольного образования я столкнулась в 15 лет, когда на каникулах устроилась помощником воспитателя в один из детских садов г. Минска. Помню, как не только занималась ежедневной уборкой, но и с удовольствием играла с детьми на прогулке. Тогда я четко поняла, что моя трудовая деятельность будет связана с маленькими детьми, и до сих пор ни минуты не жалела о своем профессиональном выборе.

Воспитатель в детском саду — ответственная, эмоциональная работа. Она научила меня быть внимательной к мелочам в поведении детей и взрослых, сохранять спокойствие и уравновешенность, быть рассудительной и справедливой, решать профессиональные задачи, опираясь на знания и опыт. А главное, быть честной и открытой со своими воспитанниками, их родителями, коллегами, не терять интерес к своей работе и стремиться делать ее качественно и результативно. Считаю, что в моей карьере эти качества играют ключевую роль. Благодаря им я состоялась как воспитатель, методист, руководитель учреждения дошкольного образования.


Ред.: Расскажите о вашем учреждении дошкольного образования. На ваш взгляд, в чем его уникальность?

С. С.: Детский сад № 578 г. Минска — уникальное образовательное пространство в современном, динамично развивающемся микрорайоне Минск Мир. Торжественное открытие детского сада состоялось в ноябре 2021 г. Трехэтажное здание построено по экспериментальному проекту и рассчитано на 230 воспитанников. Бассейн имеет уникальную систему фильтрации воды, подогрев, душевые и прочие удобства. Пищеблок оснащен всем необходимым оборудованием для качественного приготовления пищи. Соблюдены все требования безбарьерной среды (электрический подъемник и пандусы на входе, пониженные борты на выходах, устройство санузлов для детей с ограниченными возможностями на первом этаже). Перила лестниц исключают возможность травмирования. Вся территория огорожена, по периметру работают камеры видеонаблюдения. В каждой группе — отдельные спальни, санузлы, раздевалки. Во дворе — теневые навесы с кладовыми для хранения игрушек, физкультурная площадка с зоной гимнастического комплекса с резиновым покрытием.

Однако уникальность нашего учреждения прежде всего в том, что это место, которое объединяет маленьких жителей микрорайона-­новостройки и их родителей, переехавших из других не только районов Минска, но и регионов Беларуси.


Ред.: Ваше учреждение открылось сравнительно недавно, и подбор персонала осуществлялся практически с нуля. С какими трудностями при этом пришлось столкнуться?

С. С.: Сегодня коллектив детского сада активно формируется с учетом того, что развитие ребенка в условиях системы общественного воспитания напрямую связано с такими качествами воспитателя, как организованность, повышение самооценки и профкомпетенции, нацеленность на результат.

А. С. Макаренко говорил о том, что хорошим мастером можно стать только в коллективе. Он писал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса». С этим высказыванием трудно не согласиться. Именно в таком русле проходит при приеме на работу собеседование с каждым из потенциальных сотрудников детского сада. Важно выяснить, насколько человек способен взаимодействовать в коллективе, в какой степени у него сформирована ответственность за порученную работу, каким он видит результат своего труда, осознает ли, что его деятельность в конечном счете отражается на развитии и здоровье воспитанников.

Для руководителя учреждения дошкольного образования со статусом «новостройка» формирование коллектива — стратегическая задача. В чем проявляется ее выполнение? В единстве убеждений, традиций, настроений, в характере взаимоотношений, в конце концов, в едином подходе к выполнению профессиональных обязанностей. Я как руководитель обязана быть примером для сотрудников, обеспечивать поддержку педагогической инициативы и молодых педагогов, оказывать помощь в решении профессиональных задач, наладить эффективную систему стимулирования работников, наставничество и обмен опытом. Важно, чтобы все сотрудники оценивали пребывание и работу в коллективе позитивно. Я считаю, что для формирования сплоченного коллектива нужно вовлечь сотрудников в разнообразное и содержательное совместное дело, организовывать и стимулировать это дело так, чтобы оно объединяло и способствовало их сплочению в работоспособный и дружный коллектив.


Ред.: Расскажите о вашем педагогическом коллективе.

С. С.: Сегодня педагогический коллектив нашего учреждения насчитывает 36 работников. Большинство педагогов имеют педагогическое образование. Ответственность, исполнительность, инициатива, профессиональный подход к делу — те качества, которые характерны как для состоявшихся, опытных педагогов, так и для молодых специалистов — выпускниц Минского городского педагогического колледжа и БГПУ им. М. Танка. Администрация поддерживает желание педагогов повышать свой квалификационный и профессиональный уровень и способствует этому. В 2023 г. процедуру аттестации прошло 8 педагогов, в т. ч. и молодой специалист — обладатель диплома с отличием.

Мне как руководителю формирующегося коллектива порой сложно отбросить эмоции и принять справедливое решение, при этом не утратив доверия и авторитета сотрудников. С этими трудностями мне помогают справляться мои единомышленники — заместитель заведующего по основной деятельности О. Г. Воропай и заместитель заведующего по хозяйственной работе А. А. Кот. Огромную поддержку в решении ряда административных вопросов оказывает управление по образованию администрации Октябрьского района г. Минска в лице начальника управления А. С. Юдинца и заместителя начальника О. Н. Лешкович.


Ред.: Какими способами вы привлекаете внебюджетные средства в учреждение? Поделитесь опытом.

С. С.: Для современного учреждения образования развитие материально-­технической базы — важное направление работы. Привлечение внебюджетных средств во многом способствует этому. У нас внебюджетные средства формируются за счет взносов членов попечительского совета и прибыли от организации образовательных услуг на платной основе для воспитанников (в детском саду функционирует 9 кружков).

Так, решением попечительского совета за счет взносов организовано обслуживание системы очистки 

воды в каждой группе детского сада. За счет прибыли от кружков в декабре 2023 г. приобретены и установлены четыре посудомоечные машины. В ближайшей перспективе — приобретение для воспитанников белорусских народных костюмов, оформление пространства холлов, создание релаксационной зоны.


Ред.: Какие проекты реализуются в вашем учреждении?

С. С.: В 2023 г. в нашем учреждении стартовали два проекта.

Один из них — проект «Использование фонетической ритмики как средства формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», который ведет учитель-­дефектолог Т. В. Филиппова, отмеченная грантом Мингорисполкома по результатам городского конкурса «Опыт и инициатива педагогов — ресурс образования столицы».

Проект раскрывает возможности использования фонетической ритмики как средства формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). В его содержании представлены материалы работы учителя-­дефектолога: диагностический инструментарий; подбор игр и упражнений фонетической ритмики; планирование работы по формированию и коррекции произносительной стороны речи у воспитанников с ОНР; план занятий на учебный год с включением игр и упражнений фонетической ритмики с детьми с ОНР (на примере реализации задач образовательной области «Подготовка к обучению грамоте» в процессе коррекционной работы). Проект рассчитан на три года, имеет практикоориентированную направленность. По его итогам будут созданы методические продукты, ориентированные на удовлетворение профессиональных потребностей учителей-­дефектологов, воспитателей дошкольного образования, учащихся педагогических колледжей, студентов высших учебных заведений педагогического профиля.

Воспитание бережного и уважительного отношения к традициям, результатам труда людей — актуальная задача нашего педагогического коллектива. Ее решению способствует еще один наш проект — «Минск Мир — начало всех дорог!»

Особенность проекта в том, что он знакомит воспитанников с профессиями взрослых, параллельно рассказывая о знаковых местах жилого комплекса «Минск Мир» Октябрьского района столицы. Основной воспитательный потенциал проекта кроется в том, что у детей дошкольного возраста через игры, беседы, экскурсии формируется представление о созидательном труде минчан на конкретных примерах определенных объектов, расположенных рядом с их домом и детским садом № 578, которые можно увидеть прямо из окна. Для детей «Минск Мир» будет ассоциироваться с домом, началом жизненного пути, местами, которые нужно беречь и которыми можно гордиться. Этот проект реализуется всеми педагогами нашего учреждения. Особенно хочется отметить активную работу по реализации проекта воспитателей дошкольного образования С. А. Зориной, А. С. Гур, Г. Ю. Григорович, Е. М. Ланько, Г. А. Авсиевич и И. К. Евдокимовой.


Ред.: Сталкивались ли вы в детском саду с нестандартными ситуациями?

С. С.: Работа с людьми в формирующемся коллективе, на мой взгляд, не предполагает работы в стандартной ситуации в принципе. Каждый рабочий день в детском саду по-своему уникален. Например, в декабре, в период обильных снегопадов, необходимо было поддерживать в надлежащем состоянии подъездные пути к учреждению. Был задействован весь технический персонал, педагоги, родители, администрация. Но в какой-то момент человеческий ресурс иссяк. Рядом работала уборочная техника близлежащего товарищества собственников. Они видели нашу «борьбу» со снегом и откликнулись на просьбу помочь. Спасибо им!


Ред.: Опираясь на ваш опыт, какое напутствие вы можете дать начинающим руководителям учреждений дошкольного образования?

С. С.: Уважаемые коллеги! Быть руководителем — это важная для вашего коллектива и общества миссия. Она требует взвешенных, объективных решений, ответственности. Каждое решение руководителя учреждения дошкольного образования принимается во имя ребенка, его благополучия и здоровья, а значит, во имя будущего. И выполнение этих решений невозможно без сплоченной команды и любви к своей профессии!

Беседовал Юрий КОСЬКО

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ

Государственное учреждение образования «Детский сад № 578 г. Минска» открыто в ноябре 2021 г. в новом столичном микрорайоне Минск Мир. Рассчитано на 230 воспитанников. В детском саду функционирует 12 групп: 2 группы для детей 2–3 лет, 2 — для детей 3–4 лет, 3 — для детей 4–5 лет, 2 — для детей 5–7 лет, 3 специальные группы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Для воспитанников организованы занятия в музыкальном и спортивном залах, бассейне. Созданы условия для успешной работы с воспитанниками педагога-­психолога, учителей-­дефектологов, руководителей физического воспитания и музыкальных руководителей.
В учреждении работает 60 сотрудников, из них 36 — педагогические работники. Высшую и первую квалификационные категории имеют 16 педагогов, вторую квалификационную категорию — 7 педагогов. В должности воспитателя дошкольного образования трудятся три молодых специалиста. Один из них — Диана Владимировна Ануфриева — в 2023 г. окончила БГПУ им. М. Танка с дипломом с отличием.
В детском саду для развития творческого, физического и интеллектуального потенциала воспитанников организовано 9 кружков в виде дополнительных образовательных услуг на платной основе.

 

533 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

В Беларуси появится профессиональный стандарт «Педагогическая деятельность в учреждениях дошкольного образования»

Он скорректирует в том числе требования к образованию воспитателя. Об этом журналистам сообщил Министр образования Андрей Иванец перед началом заседания коллегии Министер...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 37

Смещенная активность — способ реагирования на непонимание

Представьте картину: волк бегает из угла в угол в клетке. О чем говорит такое поведение? Можно предположить, что зверь показывает тревогу или беспомощность. Так происходи...
№ 6 (150) 2024 Высоцкая Светлана,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 404
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок