Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников

Как известно, в основе мотивов, т. е. побуждений личности, лежат потребности. Потребности формируют внешнюю и (или) внутреннюю мотивацию, которая направлена на развитие профессиональных компетенций педагогов, — так гласит теория. А на практике, оказывается, не ­так-то просто развивать эти компетенции. Как руководители могут решить задачу по поиску стимулов для творческой активности педагогов, показывает опыт работы нашего учреждения дошкольного образования.

Кузьмич Татьяна

Заведующий ГУО «Ясли-сад № 239 г. Минска»

1739 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В нашем учреждении была разработана система, основанная на ведущих мотивах профессионального развития педагогических работников и грамотно подобранных стимулах. Были выделены основные мотивы, которыми руководствуются педагоги в работе, и, соответственно, те стимулы, которые способствуют их профессиональной успешности, профессионально-­личностному росту.

1. Мотив самостоятельности, самореализации в профессиональной деятельности. Администрация предоставила педагогам возможность выбирать по собственному желанию возрастную группу для работы, направление дополнительного образования воспитанников и инновационный проект.

В 2019 г. авторский коллектив в составе четырех человек получил грант Мингор­исполкома за разработку проекта «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе создания анимационных фильмов».

В 2020 г. мы презентовали опыт работы учителя-­дефектолога Н. Л. Шевчик на район­ных коллегиях и провели мастер-­класс для педагогов района. А результативное участие воспитателя дошкольного образования Ю. Н. Хмелевой в городском конкурсе «Столичный учитель — столичному образованию» позволило ей реализовать мотив самостоятельности в представлении своего опыта на мастер-­классах для воспитателей дошкольного образования.

2. Мотив личностного развития, приобретения новой информации. Самообразование для нас — это эффективный инструмент для развития педагогов. И мы этому всячески содействуем. Считаем важным отметить, что ежегодно наше учреждение направляет педагогов, имеющих высокую результативность в работе, на освоение программ обучающих курсов по современным направлениям деятельности, причем не только в Республике Беларусь, но и за ее пределами, в данный момент — дистанционно. Все обучение оплачивается из внебюджетные средств.

Эффективным ресурсом для нас стало сотрудничество с учреждениями среднего специального и высшего образования, которое заключается не только в прохождении учащимися и студентами различных видов практики в нашем учреждении, но и оказании им помощи в конкурсах профессионального мастерства. Только за последние три года мы приняли участие в подготовке учащихся к таким конкурсам, как городской конкурс «Будущее в настоящем» и открытые региональные чемпионаты WorldSkills. Участие в конференциях, педагогических чтениях, проводимых на базе учреждений-­партнеров, в днях открытых дверей, встречи со студентами, персональное участие нашего руководителя в заседаниях комиссии по распределению — все это способствует налаживанию тесных контактов, сопровождению молодых специалистов еще до фактического их прихода на свое первое рабочее место.

Мотив личностного развития, безусловно, реализуется и через содействие в переподготовке по интересующей педагога специальности. В 2018‒2021 гг. два помощника воспитателя стали учащимися Минского городского педагогического колледжа. Один воспитатель дошкольного образования проходит переподготовку в Институте повышения квалификации и переподготовки БГПУ имени М. Танка по специальности «Дошкольное образование».

3. Мотив самоутверждения и социального успеха, потребности в признании и уникальности реализуется через такие традиционные формы, как обобщение опыта, содействие в подготовке публикаций для профессиональной прессы, выступления в СМИ и т. д.

Старание без признания приводит к разочарованию, поэтому наша задача — отмечать и поддерживать даже самые небольшие успехи педагогов. Мы практикуем персональное представление педагогов на официальном сайте, Telegram- и Instagram-­каналах учреждения. Каждая новость независимо от ее значимости и масштаба представляет конкретного педагога.

И, конечно, мы не забываем о наставничестве, опытные педагоги делятся своими успехами.

4. Стимулом для реализации мотива принадлежности, общения, потребности быть в коллективе мы считаем вхождение педагогов в состав различных органов, решающих стратегические моменты развития и управления учреждением: совет учреждения, творческие группы по реализации проектов, участие в самоконтроле.

В состав таких групп входят педагоги, обладающие высокими педагогическими способностями, ключевые «проводники» новых технологий. Ведущее направление деятельности данных групп — освоение инноваций, разработка и внедрение новых проектов и результатов творчества, а также выявление и решение проблем в деятельности коллектива.

Наиболее новаторским стал опыт создания в коллективе форсайт-­команды при реализации инновационного проекта «Совершенствование управленческой деятельности по стратегическому планированию в учреждении дошкольного образования посредством технологии форсайт».

Еще один стимул, характерный для нашего учреждения, — это принадлежность к коллективу с высоким рейтингом. Сегодня в ГУО «Ясли-сад № 239 г. Минска» приходят и хотят работать педагоги, которые знают о наших достижениях. А работающие здесь педагоги стараются держать высокую планку положительного имиджа среди коллег и родительской общественности. Чувство гордости, принадлежности к нашей творческой команде, возможность представлять учреждение на значимых мероприятиях становятся еще одним стимулом в совершенствовании профессиональной деятельности.

5. Мотив стабильности, защищенности, комфорта реализуется у нас в использовании элементов технологии тимбилдинга для воспитания корпоративной культуры, создания атмосферы сотрудничества, психологического и эмоционального комфорта в коллективе.

Одним из актуальных вопросов остается поддержание психологического комфорта во время аттестации педагогических кадров. Нами был разработан цикл методических мероприятий для комплексного сопровождения педагогов во время аттестации и в межаттестационный период («Школа начинающего педагога», совместные мероприятия с педагогом-­психологом и т. д.).

На таких неофициальных коллективных мероприятиях, как праздники, поздравления именинников, посещения театра, туристические поездки, ежегодные спортивные соревнования, возникает возможность не только сформировать коллектив единомышленников, но и лучше узнать каждого педагога, выявить его потенциал.

Созданная в учреждении система вручения почетных грамот, поощрения сувенирами с логотипом учреждения образования, размещения фотографий на стенде «Вместе к успеху» уже давно зарекомендовала себя как условие удовлетворения мотивов стабильности, защищенности и комфорта педагогов.

Так как коллектив у нас молодой, свою задачу видим в закреплении на рабочих местах начинающих педагогов. В учреждении есть ряд наработок в данном направлении. Это первый рабочий день молодого специалиста — своеобразное посвящение в профессию (знакомство с педагогическим коллективом, презентация работы учреждения), а также интерактивная игра «Кейс начинающего педагога». Практикуем и такую форму работы, как письменные благодарности родителям молодых специалистов.

6. Мотив состязательности. С целью совершенствования профессиональных компетенций педагогов ежегодно проводятся смотры-­конкурсы «Подготовка группы, кабинета к началу учебного года», «Центры активности групп», «Как на нашем на окошке», «Лучшая дидактическая игра», «Лучшая методическая разработка», «Лучшая новость на официальный сайт» и др. Один или два раза в год проходит фестиваль открытых просмотров платных образовательных услуг, а также занятий по образовательным областям.

Хорошо зарекомендовали себя комплексная поддержка и сопровождение педагогов на городских конкурсах профессионального мастерства, где проявляются не только наилучшие профессиональные качества самого конкурсанта, но и слаженная работа команды всего педагогического коллектива. Ярким примером стала победа воспитателя дошкольного образования Ю. Н. Хмелевой (диплом первой степени) в городском конкурсе профессионального мастерства «Столичный учитель — столичному образованию» в 2020 г.

Еще одним из стимулов является поощрение творчески и результативно работающих педагогов на самом важном событии в конце учебного года: торжественной церемонии «Лучший воспитатель года». Победители награждаются денежными сертификатами на приобретение дидактических и игровых пособий, методической литературы.


Созданная в учреждении на основе мотивационно-­стимулирующего подхода система работы с педагогическими кадрами доказала свою результативность. Об этом свидетельствуют итоги участия в конкурсах профессионального мастерства, высокий рейтинг учреждения на уровне района на протяжении последних 6 лет и на уровне города — в 2020 г.

***

Анализ деятельности учреждения дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что система работы по повышению профессиональной компетенции педагогов стала более целостной, эффективной и упорядоченной; растет успешность каждого педагога в отдельности и коллектива в целом; наблюдается удовлетворенность педагогов своей работой в учреждении и результативностью образовательного процесса.

На новый уровень выходит экспериментальная и инновационная деятельность. Так, с сентября 2021 г. в учреждении реализуется республиканский экспериментальный проект «Апробация научно-­методического обеспечения обучения детей старшего дошкольного возраста основам робототехники».

Считаем, что успешная профессиональная деятельность и компетентность педагогов являются сегодня ожидаемым результатом и критерием качества образования в учреждении.

1739 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок