К специалистам дошкольного образования, которые совместно обсуждают и определяют стратегию обучения и развития ребенка с аутистическими нарушениями относятся воспитатель дошкольного образования, помощник воспитателя, дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания и тьюторы (если есть потребность).
Нюансы работы с семьей
Необходимым условием успешной коррекционной помощи и социального развития ребенка с аутистическими нарушениями является тесное сотрудничество с семьей. В связи с этим можно выделить основные направления работы:
1) обсуждение с родителями программы сопровождения ребенка;
2) оказание психологической поддержки всем членам семьи;
3) проведение индивидуальных консультаций по психологическим и педагогическим вопросам развития ребенка.
Мы как специалисты нацелены на подготовку и адаптацию ребенка к максимально возможной самостоятельной жизни в обществе. Но зачастую родители, стремясь дать ребенку образование (не учитывая при этом его особенностей), ошибочно ставят на первое место объем знаний. Поэтому приходится разъяснять приоритеты социализации детей с аутизмом, важность формирования у них общепринятых форм поведения, способности и готовности использовать полученные знания и умения в условиях возможной независимой самостоятельной жизни.
Психолого-педагогическая коррекция и реабилитационная помощь
Степень аутистических нарушений у детей различна, глубина таких нарушений может меняться с возрастом, т. к. аутистические нарушения — это процесс, а не статичное состояние. И при всей неоспоримой важности медицинского сопровождения детей с аутистическими нарушениями главный акцент делается на психолого-педагогическую коррекцию и реабилитационную помощь, которые способны изменить качество жизни детей с аутизмом, их социальную адаптацию и интеграцию в общество сверстников. Если грамотно использовать формы и методы обучения, то можно в значительной степени снизить влияние аутизма на дальнейшее развитие ребенка и тем самым изменить жизнь человека в сторону максимально полноценной, включенной в общество, самостоятельной и независимой.
Использование в работе интеграции
Интеграция — это процесс взаимодействия различных элементов, который приводит к возникновению чего-то нового, целостного. Что это означает на практике? С одной стороны, ребенок с аутизмом готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству учреждения дошкольного образования. С другой стороны, учреждение дошкольного образования готовится к работе с детьми с особенностями, создает специальные условия для их обучения и воспитания, реализации особых образовательных потребностей.
Получается, что целостность, суть, цель интегрированного воспитания и обучения — это и есть реализация права детей с аутизмом на получение образования в соответствии с их возможностями и потребностями.
На этапе комплектования групп интегрированного обучения и воспитания каждый руководитель сталкивается с проблемой их наполняемости. Детей с особенностями, как правило, хватает, а вот укомплектовать группу здоровыми детьми — проблема, не каждый родитель хочет, чтобы его ребенок находился в одной группе с детьми, имеющими особенности. Причина? Наличие негативных стереотипов о детях с особенностями, желание уберечь своего ребенка от подражания нежелательному поведению и воздействия детей с аутизмом.
Мы решаем проблему через преодоление негативных установок общества. Для этого проводим с родителями и педагогами разъяснительные беседы о том, что дети с аутизмом — это прежде всего дети, и никакой угрозы для здоровых детей они не представляют. Предупреждаем, что не только у детей с аутизмом, но и у здоровых деток бывает нежелательное поведение, и это не является поводом для предрассудков. Все можно корректировать, тем более что дети находятся под наблюдением специалистов. Даже если ребенок проявляет сверхэмоциональность или, наоборот, отстраненность, то это свидетельствует о непонимании взрослыми потребностей ребенка. Так мы разрушаем социальные стереотипы.
Образовательный процесс в группе интегрированного обучения и воспитания
В группе интегрированного обучения и воспитания, как правило, очень большой состав работников. Это учитель-дефектолог, воспитатели дошкольного образования, помощник воспитателя, педагог-психолог, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания и, безусловно, родители. В данной группе деятельность каждого специалиста имеет свою специфику.
Функции специалистов
Учитель-дефектолог проводит углубленное обследование детей с нарушениями в развитии и определяет план коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком, реализует данный план, прослеживает динамику развития воспитанников, рекомендует сформированные навыки к закреплению воспитателем дошкольного образования и воспитателем дошкольного образования, осуществляющим сопровождение, проводит систематическую работу с родителями по пропаганде дефектологических знаний, ведет установленную документацию и отчетность, вовлекает родителей и педагогов в решение коррекционно-образовательных, коррекционно-развивающих и коррекционно-воспитательных задач обучения и воспитания детей.
Воспитатель дошкольного образования(работает со всей группой) планирует и проводит образовательный процесс на основе изучения индивидуальных особенностей, способностей и склонностей каждого ребенка, уделяет внимание обучению и воспитанию всех детей в группе; учитывает при планировании специально организованной и нерегламентированной деятельности коррекционную направленность обучения и воспитания; формирует толерантное отношение к особенностям детей с аутизмом.
Воспитатель дошкольного образования (осуществляет персональное сопровождение) планирует и организует образовательный процесс с воспитанником (воспитанниками) на основе рекомендаций учителя-дефектолога, осуществляет сопровождение во всех режимных моментах, формирует культурно-гигиенические навыки, сопровождает и помогает воспитаннику на всех занятиях (адаптирует материал по необходимости), включая индивидуальную работу, платные образовательные услуги, обучает игровой деятельности, способствует максимальной социализации и адаптации ребенка с аутизмом к условиям учреждения дошкольного образования, составляет индивидуальное расписание для воспитанника (воспитанников), обучает навыкам альтернативной коммуникации (по необходимости), оказывает помощь воспитателю дошкольного образования группы в подготовке материалов к занятиям, проводит консультации с родителями по особенностям обучения и воспитания детей в группе интегрированного обучения и воспитания, ведет установленную документацию и отчетность.
Помощник воспитателя участвует в организации жизнедеятельности детей, осуществляет за ними уход в течение всего времени пребывания в учреждении дошкольного образования, сопровождает на все мероприятия, прогулку под руководством воспитателя дошкольного образования (сопровождения), учителя-дефектолога, оказывает помощь детям на занятии в случае, когда их самостоятельная деятельность ограничена по состоянию здоровья, поведению, может оказывать помощь в организации режимных моментов и образовательного процесса (по необходимости).
Педагог-психолог ведет просветительскую и консультационную работу среди родителей, оказывает психологическую помощь семьям воспитанников, способствует поддержанию благоприятного психологического климата в группах и коллективе учреждения дошкольного образования, проводит коррекционно-развивающие занятия с детьми с аутизмом, организует работу по рекомендации ЦКРОИР с каждым воспитанником, нуждающимся в психологической помощи, оказывает помощь в формировании у законных представителей воспитанников правильной родительской позиции к нарушению у ребенка, проводит диагностическую работу с детьми с аутизмом по запросу, ведет установленную документацию и отчетность, обеспечивает сенсорную интеграцию ребенка.
Музыкальный руководитель проводит с детьми разные виды занятий (музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения, задания на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, игра на музыкальных инструментах), уделяет особое внимание индивидуальной работе с детьми с аутизмом по рекомендации учителя-дефектолога, направляет деятельность всех специалистов группы, родителей на развитие у детей музыкальных умений и навыков, сенсорной интеграции, приобщает воспитанников к музыке.
Руководитель физического воспитания приобщает детей к здоровому образу жизни, проводит физкультурно-оздоровительную работу, направленную на нормализацию дыхания, осанки, координации движений, укрепление и развитие общей моторики, формирование умения действовать по инструкции, развитие зрительно-моторной координации, ловкости, мелкой моторики рук; оказывает консультационную помощь родителям по вопросам физического развития детей с аутизмом.
Участие родителей в интеграции
Самое главное участие родителей — их заинтересованность, причастность к процессу развития ребенка. Важно, чтобы родители получали знания о диагнозе и способах коррекции развития и поведения ребенка, были на одной волне со специалистами дошкольного учреждения, придерживались единой системы требований и поощрений ребенка дома и в учреждении.
Функции руководящего звена
Заведующий учреждением создает условия для реализации особых образовательных потребностей и возможностей детей с аутизмом в условиях своего учреждения, создает безопасные условия пребывания воспитанников, организует и проводит встречи с родителями на этапе поступления и адаптации детей к учреждению, курирует работу с родителями по особенностям организации их просвещения о диагнозе ребенка. Это основное!
Заместитель заведующего по основной деятельности координирует и направляет деятельность всего педагогического коллектива на повышение профессиональных компетенций по особенностям обучения и воспитания детей с аутизмом, организацию грамотного планирования и контроля за выполнением требований программы специального образования на уровне дошкольного образования, планирует и проводит обучающие курсы, семинары, семинары-практикумы и иные формы работы для повышения уровня профессиональных компетенций педагогов по работе с детьми с аутизмом.
Заключение
В нашем учреждении дошкольного образования ребенок с аутизмом рассматривается как индивидуальность со своими уникальными особенностями, интересами, способностями и образовательными потребностями.
Наши специалисты, как никто другой, понимают, что проблема аутизма является многофакторной, сложной и чрезвычайно актуальной. В системе образования для детей с аутизмом и их семей перемены только начинаются. Важно точно знать и принимать тот факт, что даже в самых тяжелых случаях упорная коррекционная работа всегда дает положительную динамику.