Создание адаптивной образовательной среды: взаимодействие специалистов учреждения
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Создание адаптивной образовательной среды: взаимодействие специалистов учреждения

Приступая к формированию адаптивной образовательной среды в учреждении дошкольного образования, специалисты должны соблюдать и создавать условия, отвечающие требованиям индивидуализации, визуализации, удовлетворения детских потребностей, содействующих развитию ребенка с аутизмом. Образовательная среда должна быть организована таким образом, чтобы обучение было последовательным и понятным для воспитанника. Необходимо учитывать потребности ребенка, убрать отвлекающие детали (яркие картины, большие игрушки и т. д.), создать комфортные психологические условия.

Джейгало Юлия

Заведующий ГУО «Ясли-сад № 302 г. Минска»

2304 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

К специалистам дошкольного образования, которые совместно обсуждают и определяют стратегию обучения и развития ребенка с аутистическими нарушениями относятся воспитатель дошкольного образования, помощник воспитателя, дефектолог, педагог-­психолог, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания и тьюторы (если есть потребность).

Нюансы работы с семьей

Необходимым условием успешной коррекционной помощи и социального развития ребенка с аутистическими нарушениями является тесное сотрудничество с семьей. В связи с этим можно выделить основные направления работы:

1) обсуждение с родителями программы сопровождения ребенка;

2) оказание психологической поддержки всем членам семьи;

3) проведение индивидуальных консультаций по психологическим и педагогическим вопросам развития ребенка.

Мы как специалисты нацелены на подготовку и адаптацию ребенка к максимально возможной самостоятельной жизни в обществе. Но зачастую родители, стремясь дать ребенку образование (не учитывая при этом его особенностей), ошибочно ставят на первое место объем знаний. Поэтому приходится разъяснять приоритеты социализации детей с аутизмом, важность формирования у них общепринятых форм поведения, способности и готовности использовать полученные знания и умения в условиях возможной независимой самостоятельной жизни.

Психолого-­педагогическая коррекция и реабилитационная помощь

Степень аутистических нарушений у детей различна, глубина таких нарушений может меняться с возрастом, т. к. аутистические нарушения — это процесс, а не статичное состояние. И при всей неоспоримой важности медицинского сопровождения детей с аутистическими нарушениями главный акцент делается на психолого-­педагогическую коррекцию и реабилитационную помощь, которые способны изменить качество жизни детей с аутизмом, их социальную адаптацию и интеграцию в общество сверстников. Если грамотно использовать формы и методы обучения, то можно в значительной степени снизить влияние аутизма на дальнейшее развитие ребенка и тем самым изменить жизнь человека в сторону максимально полноценной, включенной в общество, самостоятельной и независимой.

Использование в работе интеграции

Интеграция — это процесс взаимодействия различных элементов, который приводит к возникновению ­чего-то нового, целостного. Что это означает на практике? С одной стороны, ребенок с аутизмом готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству учреждения дошкольного образования. С другой стороны, учреждение дошкольного образования готовится к работе с детьми с особенностями, создает специальные условия для их обучения и воспитания, реализации особых образовательных потребностей.

Получается, что целостность, суть, цель интегрированного воспитания и обучения — это и есть реализация права детей с аутизмом на получение образования в соответствии с их возможностями и потребностями.

На этапе комплектования групп интегрированного обучения и воспитания каждый руководитель сталкивается с проблемой их наполняемости. Детей с особенностями, как правило, хватает, а вот укомплектовать группу здоровыми детьми — проблема, не каждый родитель хочет, чтобы его ребенок находился в одной группе с детьми, имеющими особенности. Причина? Наличие негативных стерео­типов о детях с особенностями, желание уберечь своего ребенка от подражания нежелательному поведению и воздействия детей с аутизмом.

Мы решаем проблему через преодоление негативных установок общества. Для этого проводим с родителями и педагогами разъяснительные беседы о том, что дети с аутизмом — это прежде всего дети, и никакой угрозы для здоровых детей они не представляют. Предупреждаем, что не только у детей с аутизмом, но и у здоровых деток бывает нежелательное поведение, и это не является поводом для предрассудков. Все можно корректировать, тем более что дети находятся под наблюдением специалистов. Даже если ребенок проявляет сверхэмоциональность или, наоборот, отстраненность, то это свидетельствует о непонимании взрослыми потребностей ребенка. Так мы разрушаем социальные стереотипы.

Образовательный процесс в группе интегрированного обучения и воспитания

В группе интегрированного обучения и воспитания, как правило, очень большой состав работников. Это учитель-­дефектолог, воспитатели дошкольного образования, помощник воспитателя, педагог-­психолог, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания и, безусловно, родители. В данной группе деятельность каждого специалиста имеет свою специфику.

Функции специалистов

Учитель-­дефектолог проводит углубленное обследование детей с нарушениями в развитии и определяет план коррекционно-­развивающей работы с каждым ребенком, реализует данный план, прослеживает динамику развития воспитанников, рекомендует сформированные навыки к закреплению воспитателем дошкольного образования и воспитателем дошкольного образования, осуществляющим сопровождение, проводит систематическую работу с родителями по пропаганде дефектологических знаний, ведет установленную документацию и отчетность, вовлекает родителей и педагогов в решение коррекционно-­образовательных, коррекционно-­развивающих и коррекционно-­воспитательных задач обучения и воспитания детей.

Воспитатель дошкольного образования(работает со всей группой) планирует и проводит образовательный процесс на основе изучения индивидуальных особенностей, способностей и склонностей каждого ребенка, уделяет внимание обучению и воспитанию всех детей в группе; учитывает при планировании специально организованной и нерегламентированной деятельности коррекционную направленность обучения и воспитания; формирует толерантное отношение к особенностям детей с аутизмом.

Воспитатель дошкольного образования (осуществляет персональное сопровождение) планирует и организует образовательный процесс с воспитанником (воспитанниками) на основе рекомендаций учителя-­дефектолога, осуществляет сопровождение во всех режимных моментах, формирует культурно-­гигиенические навыки, сопровождает и помогает воспитаннику на всех занятиях (адаптирует материал по необходимости), включая индивидуальную работу, платные образовательные услуги, обучает игровой деятельности, способствует максимальной социализации и адаптации ребенка с аутизмом к условиям учреждения дошкольного образования, составляет индивидуальное расписание для воспитанника (воспитанников), обучает навыкам альтернативной коммуникации (по необходимости), оказывает помощь воспитателю дошкольного образования группы в подготовке материалов к занятиям, проводит консультации с родителями по особенностям обучения и воспитания детей в группе интегрированного обучения и воспитания, ведет установленную документацию и отчетность.

Помощник воспитателя участвует в организации жизнедеятельности детей, осуществляет за ними уход в течение всего времени пребывания в учреждении дошкольного образования, сопровождает на все мероприятия, прогулку под руководством воспитателя дошкольного образования (сопровождения), учителя-­дефектолога, оказывает помощь детям на занятии в случае, когда их самостоятельная деятельность ограничена по состоянию здоровья, поведению, может оказывать помощь в организации режимных моментов и образовательного процесса (по необходимости).

Педагог-­психолог ведет просветительскую и консультационную работу среди родителей, оказывает психологическую помощь семьям воспитанников, способствует поддержанию благоприятного психологичес­кого климата в группах и коллективе учреждения дошкольного образования, проводит коррекционно-­развивающие занятия с детьми с аутизмом, организует работу по рекомендации ЦКРОИР с каждым воспитанником, нуждающимся в психологической помощи, оказывает помощь в формировании у законных представителей воспитанников правильной родительской позиции к нарушению у ребенка, проводит диагностическую работу с детьми с аутизмом по запросу, ведет установленную документацию и отчетность, обеспечивает сенсорную интеграцию ребенка.

Музыкальный руководитель проводит с детьми разные виды занятий (музыкально-­дидактические игры, музыкально-­ритмические движения, задания на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, игра на музыкальных инструментах), уделяет особое внимание индивидуальной работе с детьми с аутизмом по рекомендации учителя-­дефектолога, направляет деятельность всех специалистов группы, родителей на развитие у детей музыкальных умений и навыков, сенсорной интеграции, приобщает воспитанников к музыке.

Руководитель физического воспитания приобщает детей к здоровому образу жизни, проводит физкультурно-­оздоровительную работу, направленную на нормализацию дыхания, осанки, координации движений, укрепление и развитие общей моторики, формирование умения действовать по инструкции, развитие зрительно-­моторной координации, ловкости, мелкой моторики рук; оказывает консультационную помощь родителям по вопросам физического развития детей с аутизмом.

Участие родителей в интеграции

Самое главное участие родителей — их заинтересованность, причастность к процессу развития ребенка. Важно, чтобы родители получали знания о диагнозе и способах коррекции развития и поведения ребенка, были на одной волне со специалистами дошкольного учреждения, придерживались единой системы требований и поощрений ребенка дома и в учреждении.

Функции руководящего звена

Заведующий учреждением создает условия для реализации особых образовательных потребностей и возможностей детей с аутизмом в условиях своего учреждения, создает безопасные условия пребывания воспитанников, организует и проводит встречи с родителями на этапе поступления и адаптации детей к учреждению, курирует работу с родителями по особенностям организации их просвещения о диагнозе ребенка. Это основное!

Заместитель заведующего по основной деятельности координирует и направляет деятельность всего педагогического коллектива на повышение профессиональных компетенций по особенностям обучения и воспитания детей с аутизмом, организацию грамотного планирования и контроля за выполнением требований программы специального образования на уровне дошкольного образования, планирует и проводит обучающие курсы, семинары, семинары-­практикумы и иные формы работы для повышения уровня профессиональных компетенций педагогов по работе с детьми с аутизмом.

Заключение

В нашем учреждении дошкольного образования ребенок с аутизмом рассматривается как индивидуальность со своими уникальными особенностями, интересами, способностями и образовательными потребностями.

Наши специалисты, как никто другой, понимают, что проблема аутизма является многофакторной, сложной и чрезвычайно актуальной. В системе образования для детей с аутизмом и их семей перемены только начинаются. Важно точно знать и принимать тот факт, что даже в самых тяжелых случаях упорная коррекционная работа всегда дает положительную динамику.

2304 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Заведующий УДО: коррупционные риски при выполнении иной оплачиваемой работы

Нередко руководители УДО и (или) их заместители помимо основных обязанностей дополнительно выполняют иные оплачиваемые работы как у себя в учреждении, так и в иных учрежд...
№ 11 (155) 2024 Фесько Никита,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 38
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок