Деятельность воспитателя дошкольного образования по сохранению и укреплению зрения воспитанников
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Деятельность воспитателя дошкольного образования по сохранению и укреплению зрения воспитанников

Какой метод является наиболее эффективным при предупреждении нарушения зрения у воспитанников?
Дидактическая игра и дидактическое упражнение.

В данной статье рассматриваются практические аспекты организации работы воспитателя дошкольного образования по повышению мотивации воспитанников к сохранению и укреплению зрения.

Гордеева Татьяна

Воспитатель дошкольного образования государственного учреждения образования «Санаторный ясли-сад № 366 г. Минска»

938 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В настоящее время актуально говорить о тех перегрузках на органы зрения, которые испытывает ребенок, поскольку в наш век колоссальных объемов информации более 90 % ее поступает через зрительный канал связи.

Сохранить зрение, научить ребенка рационально им пользоваться — задача, которая должна решаться педагогическими работниками в учреждении дошкольного образования и родителями в домашних условиях.

Важнейшие аспекты сохранения зрения воспитанников постоянно принимаются во внимание персоналом учреждения дошкольного образования. Обсуждение актуальных вопросов проходит на педагогических советах. Методы профилактики нарушения зрения у воспитанников педагоги демонстрируют коллегам на открытых тематических занятиях и родителям воспитанников — на днях открытых дверей. В ходе работы по самообразованию в учреждении был обобщен педагогический опыт по теме «Формирование основ здорового образа жизни по сохранению и укреплению зрения у воспитанников дошкольного возраста». В группе № 5 создана уникальная предметно-­развивающая среда для профилактики нарушений зрения воспитанников. Собран наглядно-­демонстрационный и игровой материал. Разработаны методические материалы: конспекты занятий, бесед, проблемных ситуаций, электронные зрительные гимнастики. Имеются картотеки упражнений для глаз, дидактические игры (игры с предметами, настольно-­печатные и словесные игры), настенные офтальмотренажеры.

Нарушение зрения у детей дошкольного возраста влияет на развитие всех психических процессов (восприятие, ощущение, внимание, память, мышление, речь и общение), развитие личности и социальную адаптацию ребенка. Нечеткое, неточное, приблизительное восприятие приводит к снижению интереса ребенка к предмету, явлению, действию.

Решение данных проблем реализуется в учреждении дошкольного образования, во‑первых, путем создания, пополнения и усовершенствования предметно-­пространственной развивающей среды, во‑вторых, посредством активного использования игровых методов и приемов.

Дидактические игры и упражнения

Наиболее распространенным игровым методом и эффективным средством предупреждения нарушения зрения у воспитанников являются дидактическая игра и дидактическое упражнение. Они способствуют укреплению глазных мышц и коррекции зрительного восприятия ребенка за счет развития всех анализаторов и формирования сенсорных взаимосвязей.

Дидактические игры любимы детьми дошкольного возраста из-за наличия в них игрового действия, которое занимает детей, стимулирует их активность, вызывает чувство удовлетворения и удовольствия. Благодаря своей увлекательности дидактические игры мотивируют познавательную активность ребенка.

Примеры дидактических игр и упражнений

Дидактическая игра «Сохранение хорошего зрения»

Ребенок выполняет различные действия по укреплению зрения в соответствии с памяткой, сделанной своими руками. Благодаря занимательности игрового действия дидактическая игра способствует овладению воспитанниками умением самостоятельно делать зрительную гимнастику в любое время.

Цель: сформировать умение составлять с помощью графических символов индивидуальные памятки по укреплению глазных мышц и снятию зрительного напряжения; побудить к самостоятельному выполнению зрительной гимнастики.

Материал: текст гимнастики для глаз; лист бумаги формата А4, расчерченный в виде таблицы на определенное количество ячеек (в зависимости от содержания текста); карандаш или фломастер.

Игровые упражнения: ребенок с помощью различных графических символов изображает упражнение для глаз в соответствии с заданным текстом, используя каждую ячейку предложенной таблицы. После этого делает зрительную гимнастику, опираясь на свою схематическую памятку и проговаривая текст гимнастики. Гимнастика проводится в течение 2‒3 мин.

Текст

А сейчас, а сейчас всем гимнастика для глаз!
Глазки крепко закрываем, дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем и опять их открываем.
Смело можем показать, как умеем мы моргать.
Головою не верти, влево-­вправо посмотри.
Глазки влево, глазки вправо — упражнение на славу.
Глазки вверх и глазки вниз — поработай, не ленись!


Зрительные игры-упражнения

Предлагаем пять эффективных зрительных игр-упражнений, которые помогут в разные режимные моменты быстро и результативно организовать и провести профилактическую работу по сохранению и укреплению зрения.

Игра-упражнение со зрительными стимулами (предметами) позволяет тренировать глазодвигательные мышцы.

Воспитанникам предлагается проследить за пальцем руки. Для упражнения используется пальчиковый кукольный театр или яркий предмет (например игрушка-­бабочка, игрушка-­птичка), который прикрепляется к указке. Необходимо обратить внимание на то, что следить за игрушкой надо только глазами, голова должна быть неподвижна. Упражнение можно сопровождать стихами.

Игра-упражнение с сигнальными метками позволяет переводить зрение в режим дальнего видения, а также снимать зрительное напряжение.

На стенах групповой комнаты размещаются красочные картинки (метки), которые являются зрительным ориентиром. Метки меняются один раз в неделю, например по темам недели (птицы, водные объекты, герои сказок). При проведении упражнения воспитанники располагаются в центре групповой комнаты. Воспитатель предлагает детям найти глазами заданную картинку. Объект, изображенный на картинке, задается с помощью соответствующей аудиозаписи или просто называется воспитателем. Между заданиями дети на 20 сек. закрывают глаза. Игра проводится 3‒4 раза.

Игра-упражнение «Солнечный зайчик» направлена на развитие зрительно-­моторной координации глаза.

Воспитатель с помощью фонарика или зеркальца (в солнечный день) выполняет игровые действия с лучиком светящегося фонарика или отражением солнца в зеркальце. Воспитанникам дается задание: держа голову неподвижно, медленно и аккуратно выполнять движения глазами, следуя взглядом за хаотичными передвижениями солнечного зайчика на стенах и потолке помещения.

Зрительные игры-упражнения с офтальмотренажерами не только помогают укрепить мышцы глаз, улучшить зрение, но и сами по себе интересны для детей. Они могут быть сюжетными, графическими, модульными. Офтальмотренажеры выполняются в виде плакатов, схем, настенных панно.

Воспитанникам дается задание зафиксировать взгляд на точке или другом символе, обозначающем начало пути, затем проследить глазами цветную дорожку, ведущую к определенному сказочному герою (голова при этом остается неподвижной). Дети глазами прослеживают вертикальные и горизонтальные линии, линии по диагонали. Для усложнения задания могут быть предложены линии разной конфигурации: ломаные, прерывистые, закругленные, спиральные. Ребятам особенно нравится прослеживать глазами запутанные линии.

На первых порах детям легче проследить путь с помощью указки.

Зрительная игра «Метка на стекле» (по Аветисову Э. С.) способствует профилактике близорукости.

Данное упражнение проводится индивидуально. Ребенку предлагается рассмотреть круглую метку диаметром 3‒5 мм, наклеенную на окно. Лицо ребенка должно быть на расстоянии 30‒35 см от стекла. Затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит. Это может быть как неподвижный предмет, так и движущийся. Упражнение проводится 2‒3 мин. Его можно выполнять не только двумя, но и одним глазом.

Полный перечень дидактических игр и упражнений

Создавая условия для оптимального двигательного режима, атмосферу психологического комфорта и положительных эмоций, систематически, последовательно и вариативно используя специальные средства профилактики нарушения зрения, можно сохранить здоровое зрение, а значит, вырастить наших детей здоровыми и счастливыми.

938 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Санитарно-эпидемиологические требования для детских садов: последние изменения

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.07.2024 № 502 внесены изменения в специфические санитарно-­эпидемиологические требования к содержанию и эксплуат...
№ 8 (152) 2024 Косько Юрий,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 723
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок