Энергосбережение в учреждении дошкольного образования: повышаем компетенции
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Энергосбережение в учреждении дошкольного образования: повышаем компетенции

Перед педагогами стоит важная задача: воспитать новое поколение, которое, внедряя и используя современные технологии в различных отраслях производства, в то же время будет понимать важность экономии энергоресурсов, ибо, обладая ими, государство обеспечивает свою энергетическую безопасность, а бережное отношение к ним гарантирует экологическую чистоту окружающего нас мира.

Джейгало Юлия

Заведующий ГУО «Ясли-сад № 302 г. Минска»

1404 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Энергосбережение в учреждении дошкольного образования сегодня — это комплексная организационная, практическая, информационная, просветительская, педагогическая деятельность учреждения дошкольного образования как юридического лица и его сотрудников как физических лиц, направленная на снижение расходов (потерь) топливно-­энергетических ресурсов в процессе их хранения, производства, использования, а также формирование у родителей и членов коллектива желания беречь и экономить тепло- и энергоресурсы, воспитание у детей дошкольного возраста навыков экономии и бережливости. Энергосбережение с каждым годом становится все более актуальной проблемой в мире и Республике Беларусь.

Энергосбережение — процесс многогранный, он охватывает разные сферы человеческой деятельности. По сути, это образ жизни нашего коллектива, вырабатывающий определенный психологический алгоритм поведения. Каким будет будущее нашей страны, во многом зависит от ценностных основ поведения, которые закладываются в сознание детей в дошкольном возрасте. Несомненно, главенствующее место в этом процессе занимают экологическое образование и воспитание, а также привитие навыков бережного отношения к энергоресурсам, которыми располагает человечество. Ведущая роль в решении данных вопросов принадлежит системе образования.

Роль учреждения в бережном отношении к энергоресурсам

Сегодня перед нами как учреждением образования стоит важная задача — переломить в сознании граждан (воспитанников, родителей и сотрудников) стереотип о неисчерпаемости энергоресурсов, научить каждого личной ответственности за их экономную трату. Основы отношения человека к окружающему миру, в т. ч. и к энергопотреблению, закладываются в детстве. Ребенок оглядывается на взрослых и перенимает их привычки, копирует поведение. Если с первых лет жизни он будет видеть и дома, и в учреждении дошкольного образования пример бережного отношения взрослых к свету, воде, теплу, усваивать понятие «энергосбережение» на занятиях, в повседневной практической деятельности, то из него вырастет человек с высоким уровнем гражданской ответственности.

Программа дошкольного образования в части экономии энергоресурсов

В программе дошкольного образования в образовательной области «Ребенок и общество» определены следующие задачи:

  • расширять и углублять знания о самоценности и многообразии мира природы, единстве человека и природы, об общих для всех живых существ признаках, о взаимосвязи живой и неживой природы, формировать основы экологической культуры;
  • развивать потребностно-­мотивационную сферу, интерес к познанию себя и окружающей среды, стремление сохранять прекрасное и приумножать его;
  • формировать элементарные представления о ресурсах, необходимых человеку, как и где они используются, об их рациональном употреблении;
  • воспитывать у детей такие качества, как бережливость, трудолюбие, экономность.

Реализация этих задач предполагает не только обогащение и расширение представлений детей об окружающем мире, но и осознание экологической ценности природы в ее неразрывном единстве с человеком.

В процессе обучения у ребенка формируется психологическая установка на восприятие природы как ценности, без которой невозможно становление его личности. Задачи программы реализуются путем вовлечения ребенка в разнообразную деятельность: игровую, познавательно-­практическую (экспериментальную), художественную, элементарную трудовую, в общение и т. д. Организация различных видов деятельности с целью усвоения представлений, умений, навыков бережного отношения к окружающему миру стимулирует ребенка к проявлению любознательности, творческих возможностей, выражению чувств, активной деятельности.

Образовательный процесс в области энергосбережения

При организации образовательного процесса наши педагоги используют наблюдения, опыты и простейшие эксперименты, развивающие игры, игровые проблемно-­практические ситуации, моделирование, экологические проекты, продуктивные виды детской деятельности и т. д. Выбор различных форм и методов в работе с детьми определяется предметом познания, задачами, возрастными особенностями воспитанников.

Педагогическим коллективом накоплен эффективный опыт работы по знакомству детей с окружающим миром, воспитанию бережного отношения к природным ресурсам. Это игровые упражнения, экологические сказки, опыты, загадки, проблемные ситуации, которые помогают расширить знания ребенка об окружающем мире, приобрести навыки экономного отношения к воде, электричеству, теплу. Результаты педагогического труда отсрочены, задача педагогов — по крупицам формировать новое мировоззрение молодого поколения, чтобы сегодняшние дети, вой­дя во взрослую жизнь, все производственные вопросы решали через призму экологического сознания, с заботой о будущем планеты и своей страны. Именно экологическое направление на сегодняшний день является приоритетным для нашего педагогического коллектива.

Планирование работы учреждения в области энергосбережения

Деятельность учреждения дошкольного образования в области энергосбережения определяется высоким уровнем профессионализма руководителя и характеризуется эффективным и рациональным использованием бюджетных средств, организацией внебюджетной деятельности. В связи с этим актуальным является бизнес-­планирование развития учреждения дошкольного образования.

Бизнес-план — это технико-­экономическое обоснование деятельности учреждения образования в рыночных условиях, инструмент, который при умелом использовании позволяет эффективно управлять учреждением дошкольного образования. Бизнес-план включает в себя следующие направления: строительные, сантехнические, электротехнические работы; выполнение предписания центра гигиены и эпидемиологии; выполнение предписания пожарного надзора; экономию ресурсов; благоустройство территории; платные образовательные услуги. Задачи бизнес-­плана включают в себя конкретные показатели и сроки достижения поставленных целей; определяют необходимые педагогические, финансовые ресурсы, их источники; выявляют проблемы организации системы контроля за ходом достижения плана. Хочется отметить, что в коллективном договоре нашего учреждения есть пункт о повышении премии за экономию энерго- и теплоресурсов, что стимулирует членов коллектива быть экономными и бережливыми в отношении топливно-­энергетических ресурсов.

Повышение компетенций педагогов в области энергосбережения

Важным аспектом управленческой деятельности руководителя нашего учреждения дошкольного образования является повышение профессиональной компетентности педагогов в организации разнообразных форм работы с детьми и родителями по вопросам энергосбережения. В практике учреждения дошкольного образования используются такие активные формы работы с педагогами, как семинар (семинар-­практикум, семинар-­брифинг, проблемный семинар, теоретический семинар), деловая игра, круглый стол, мастер-­класс, тренинг, устный журнал, педагогическая викторина и др., на которых педагоги получают как теоретические знания, так и практический опыт. Самой распространенной и эффективной формой занятий с педагогами в учреждении дошкольного образования является семинар-­практикум.

В рамках семинаров необходимо делать акцент на:

  • развитии таких жизненно важных навыков, как умение изучать и внедрять практику энергосбережения в повседневную жизнь;
  • работе со взрослыми (семьей);
  • собственном стремлении содействовать решению проблем ресурсосбережения;
  • выработке личной и гражданской ответственности по вопросу энергосбережения.

Эффективной формой методической работы с педагогами в нашем педагогическом коллективе является создание творческой группы. Творческая группа участвует в разработке перспективного плана работы с воспитанниками и членами коллектива по энергосбережению. Это проведение конкурсов «Самая бережливая группа», «Лучший плакат (листовка) по энергосбережению», акции «Бережливый сад», деловой игры «Вместе все мы бережем».

Взаимодействие педагогов и родителей в области энергосбережения

Решение вопросов развития жизненно важных навыков детей по энергосбережению возможно при взаимодействии педагогов и родителей. Для широкой пропаганды идей бережливости среди родителей в учреждениях дошкольного образования оформляются информационные уголки, стенды, выпускаются стенгазеты, листовки, памятки и т. д.

Важна и просветительская работа среди родителей и наших сотрудников. Она может осуществляться в рамках акций («Экономия и бережливость»), путем распространения листовок, буклетов («Главная привычка») и т. д. Дети охотно делятся со взрослыми (родителями) знаниями, полученными в учреждении дошкольного образования: как сберечь тепло в квартире, как экономить электроэнергию и воду. При этом они чувствуют свою значимость, понимают важность информации, которую получают от педагогов.

***

Таким образом, благодаря реализуемому в учреждениях образования комплексу мероприятий по экономии и бережливости мы воспитываем у подрастающего поколения бережное отношение к материальным и энергетическим ресурсам страны. Экономия в переводе с греческого — «закон дома», значит, в своем доме, в своем учреждении мы просто обязаны быть бережливыми. Если сегодня наши воспитанники будут рачительными хозяевами своего дома, то завтра усвоенный ими новый образ жизни поможет быть ответственными за безопасное будущее родной страны и всей планеты.

Презентация «Теплоэнергоресурсы сохраняем, бережем, экономим»

1404 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Какое оптимальное количество садов, школ, колледжей и университетов должно быть в населенных пунктах Беларуси?

Постановлением Министерства образования от 7 октября 2024 г. № 119 установлен порядок определения оптимального количества бюджетных организаций, оказывающих услуги в сфер...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 62

Педагогический совет: управление коллективом и коллективное управление

В июньском номере журнала мы подробно рассмотрели, как выбрать темы заседаний педагогического совета с учетом потребностей УДО, как правильно поставить цель и задачи засе...
№ 9 (153) 2024 Степанец Ольга,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1092
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок