Использование лэпбука для воспитания чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Использование лэпбука для воспитания чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье описан сборник дидактических игр, включенный в тематический лэпбук «Прымаем гасцей», который предназначен для расширения и углубления представлений детей старшего дошкольного возраста о белорусском гостеприимстве, национальных традициях и культуре, предметах и объектах жизни белорусского народа. Знакомство с краеведческим и этнографическим материалом сформировано последовательно и системно через использование разработанных дидактических игр к данной теме.

Гордеева Татьяна

Воспитатель дошкольного образования государственного учреждения образования «Санаторный ясли-сад № 366 г. Минска»

1312 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Используя сборник дидактических игр, включенный в тематический лэпбук «Прымаем гасцей», педагогические работники учреждений дошкольного образования смогут в доступной форме познакомить воспитанников с государственными символами Республики Беларусь, государственными и народными праздниками, сформировать представления дошкольников об отечественных промышленных предприятиях и заводах, их продукции и логотипах; актуализировать знания о процессе подготовки к встрече гостей, правилах разговорного этикета в разных ситуациях общения; познакомить с формами вежливых слов на белорусском языке; зародить интерес к предметам исторического прошлого, национальным традициям и культуре белорусского народа.

Описание тематического лэпбука «Прымаем гасцей»

Когда ребенок самостоятельно активно действует с объектами, он быстрее познает окружающий мир. Поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие умения самостоятельно собирать и структурировать информацию.

На основании изученных практических наработок нами подготовлено методическое пособие — сборник дидактических игр, составляющий тематический лэпбук «Прымаем гасцей». Данный тематический игровой лэпбук составлен в соответствии с содержанием образовательных областей «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», «Развiццё маўлення i культура маўленчых зносiн» учебной программы дошкольного образования и направлен на то, чтобы привить дошкольникам любовь к своей стране, культуре, природе, родному языку; воспитать ценностное отношение к национальным и семейным традициям.

Игры тематического лэпбука «Прымаем гасцей» разделены на несколько видов: парные рисунки, лото, разрезные рисунки, игра-ходилка, игры-вопросы, игровое задание, игры-загадки и др. Структура игры включает в себя дидактическую задачу, игровой материал, игровые правила и игровые действия.

Воспитанники могут самостоятельно выбрать игру в зависимости от последовательности развития игрового сюжета, если используют данный лэпбук без участия взрослого. Лэпбуком могут пользоваться воспитанники как индивидуально, так и в парах, и в коллективной работе вместе с педагогом.

Пособие позволяет подать информацию в компактной конфигурации и результативно организовать работу с воспитанниками, направленную на развитие внимания, памяти, мышления, выработку умения сравнивать, выделять характерные свой­ства предметов, обобщать их по определенному признаку. Кроме того, работа с пособием позволяет ребенку получить положительные эмоции от самостоятельно найденного решения.

Описание дидактических игр, вошедших в лэпбук

Игра «Запрашэнне»

Задачи: закреплять у воспитанников представление о вежливых словах и выражениях на белорусском языке в разных жизненных ситуациях; формировать умение поддерживать разговор на белорусском языке, слушать собеседника; развивать память, мышление; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям, народным и государственным праздникам белорусов.

Игровой материал: картинки с изображением разных ситуаций (приветствие ровесников, приветствие взрослого и ребенка при встрече (по телефону), приветствие мамы и ребенка; мальчик пропускает вперед девочку; девочка дарит подарок подружке; ребенок поздравляет бабушку; взрослые и дети сидят за столом; папа обращается в магазине к продавцу; мальчик уступает место больному или пожилому человеку; мальчик прощается с девочкой или взрослым).

Предварительная работа: образовательные ситуации о вежливых белорусских словах; рассматривание изображений и изучение государственных и народных праздников.

Игровые правила варианта 1. Играют от 2 до 6 детей. Взрослый предлагает дошкольникам рассмотреть картинки, вспомнить, какие вежливые слова на белорусском языке необходимо говорить в разные ситуациях.

Словы прывiтання: добры дзень; добрай ранiцы; добры вечар; прывiтанне.

Словы ветлiвасцi: праходзь, калi ласка; вазьмi, калi ласка; пакажыце, калi ласка; сядайце, калi ласка; будзьце ласкавы.

Словы падзякi: дзякуй; дзякую; на здароўе.

Словы вiншавання: са святам; вiншую.

Словы прабачэння: прабачце; выбачайце.

Словы запрашэння: запрашаю; будзем рады бачыць.

Словы развiтання: усяго добрага! У добры час! Вялiкi расцi! Шчаслiва! Вам шчасця долю i хлеба ўволю! Да пабачэння! Да сустрэчы!

Игровые правила варианта 2. Играют 2–4 ребенка и взрослый. Взрослый предлагает дошкольникам рассмотреть картинки с изображением государственных и народных праздников: Дня Независимости Республики Беларусь, Дня Победы, Дня народного единства, Дня Конституции, Дня Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Республики Беларусь, Дня защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Дня единения народов Беларуси и России, Нового года, Дня женщин, Праздника труда, Святок, Масленицы, Пасхи, Купалля. Дети выбирают один из предложенных праздников (картинку), говорят, как он называется на белорусском языке. Затем распределяют роли, кто будет кого приглашать в гости. Идет обсуждение, каким образом направить приглашение (запрашэнне пры сустрэчы, патэлефанаваць, адправiць паштоўку; напiсаць sms, запрашэнне праз электронны лiст). Вспомнить и назвать (написать, прочитать) необходимые вежливые слова на белорусском языке.

Игра «Гатуем народную страву»

Задачи: уточнить и закрепить представление воспитанников о белорусских народных блюдах, их названиях, продуктах, которые нужны для их приготовления, и способах их приобретения; формировать умение с помощью описательных схем рассказывать (самостоятельно или с помощью взрослого) о выбранном национальном блюде на белорусском языке; развивать восприятие, память, внимание; воспитывать интерес к быту и культуре предков белорусов.

Игровой материал:

  • лист-меню с изображением белорусских блюд (бульбяны суп, шчы, халаднiк, малочны суп, бабка, клёцкi, дранiкi, калдуны, варэнiкi, яечня, налiснiкi, аладкi, мачанка, пiрог з яблыкамi (чарнiцамi, сунiцамi, грыбамi), каша манная, грэцкая, рысавая, салат з агароднiны, какава, гарбата, кiсель);
  • картинки с изображениями продуктов питания (бульба, яйка, алей, малако, мука, цукар, соль, тварог, макароны, капуста, морква и інш.);
  • четыре конверта с разрезными картинками (вёска, крама, базар, камп’ютар);
  • книга с описательными схемами приготовления блюд.

Игровые правила варианта 1. Играют 2–4 ребенка и взрослый. Взрослый предлагает дошкольникам рассмотреть картинки с изображением белорусских блюд и продуктов питания. Выбирают одно блюдо и называют его на белорусском языке. Идет обсуждение, какие продукты нужны для его приготовления. Необходимо назвать выбранные продукты на белорусском языке.

Игровые правила варианта 2. Играют 4 ребенка и взрослый. Взрослый предлагает дошкольникам рассмотреть картинки с изображением белорусских блюд и четыре конверта с разрезными картинками (вёска, крама, базар, камп’ютар). Выбирают одно блюдо и называют его на белорусском языке. Чтобы определить, где взять продукты, необходимо четырем воспитанникам взять по одному конверту, достать разрезную картинку, сложить пазл. Кто первый сложит свое изображение, тот и определит место выбора продуктов.

Игровые правила варианта 3. Играют 2 ребенка и взрослый. Взрослый предлагает дошкольникам рассмотреть картинки с изображением белорусских блюд и книгу с описательными схемами приготовления блюд. Выбирают одно блюдо и называют его на белорусском языке. Находят это блюдо в книге рецептов и рассказывают на белорусском языке с помощью взрослого поэтапное его приготовление, опираясь на схему.

Игра «Выбар посуду»

Задачи: расширить представление детей о посуде, необходимой для приготовления определенного национального блюда белорусов, об известных промышленных предприятиях по изготовлению разных видов посуды, логотипах этих предприятий (соотнесение посуды с соответствующим логотипом); активизировать словарный запас белорусских слов воспитанников; закреплять навыки правильной сервировки стола; закреплять представление о белорусских вежливых словах и выражениях при подаче и приеме пищи; формировать умение поддерживать разговор на белорусском языке, слушать собеседника; развивать память, мышление; воспитывать интерес к быту и культуре предков.

Игровой материал:

  • картинки с изображением разных видов посуды (чайной, столовой, кухонной);
  • логотипы белорусских предприятий (Добрушский фарфоровый завод, стеклозавод «Неман», предприятия «Виктория» (производство литой алюминиевой посуды) и «Крас-­
  • ный Металлист» (производство металлических предметов столовой посуды));
  • картинка с изображением выбранного блюда;
  • картинки с изображением руки, вилки, ножа, ложек столовой и чайной;
  • бумажная салфетка, пластиковые нож, вилка, ложки столовая и чайная, тарелка, стаканчик.

Предварительная работа: знакомство воспитанников с известными заводами Беларуси по производству посуды, логотипами, которые им соответствуют, и изготовляемой продукцией; познавательная практическая деятельность по изучению материалов, из которых сделана разная посуда.

Игровые правила варианта 1. Играют 2 ребенка и взрослый. Взрослый предлагает дошкольникам рассмотреть картинки с изображением разных видов посуды (чайной, столовой, кухонной). Картинку с выбранным белорусским блюдом кладут перед собой, повторяют его название на белорусском языке.

Идет обсуждение, какая посуда нужна для его приготовления. Необходимо отобрать нужную посуду, назвать ее на белорусском языке и соотнести с логотипом предприятия, которое эту посуду производит.

Игровые правила варианта 2. Играют 2 ребенка и взрослый. Взрослый предлагает дошкольникам рассмотреть картинки с изображением разных видов посуды (чайной, столовой, кухонной). Картинку с выбранным белорусским блюдом кладут перед собой, повторяют его название на белорусском языке.

Идет обсуждение и отбор той посуды, которая нужна для приготовления данного блюда. Затем ребенок (либо взрослый) предлагает ответить на вопрос другому ребенку: «Пры дапамозе чаго (лыжкi, вiдэльца, нажа, рукi) трэба есцi гэту страву?» Правильный ответ нужно найти на картинке и назвать. Игра заканчивается, когда дети правильно проведут сервировку стола (либо данного блюда).

Игра «Апранi хлопчыка i дзяўчынку па-святочнаму»

Задачи: формировать у воспитанников представление про одежду и обувь белорусов в стародавние времена и сегодня, умение самостоятельно сравнивать предметы одежды и обуви разного времени, называть их на белорусском языке; развивать познавательный интерес, зрительное восприятие, внимание; воспитывать уважение к труду народных умельцев, чувство гордости за нацио­нальную культуру.

Игровой материал:

  • лист бумаги с изображением мальчика (девочки) в национальном костюме;
  • разрезанные рисунки с изображением предметов национальной одежды и обуви (тканая кашуля, штаны, тканы пояс, капялюш саламяны, боты, камiзэлька; кашуля, спаднiца, фартух, намiтка, чаравiкi, гарсэт);
  • силуэт мальчика (девочки) в нижнем белье;
  • разрезные картинки с изображением предметов современной одежды и обуви (джэмпер, джынсы, туфлi, рамень, камiзэлька; блузка, спаднiца, сукенка, сандалi, павязка на галаву).

Игровые правила. Играют 2 ребенка (взрослый). Раскладывают картинки с изображением отдельных предметов национальной и современной одежды и по очереди размещают их на соответствующих листах с изображением мальчика и девочки в разные исторические времена. Кто первым «оденет» и назовет правильно все предметы одежды на белорусском языке, получает фишку.

Описание игры-путешествия «Назавi па-беларуску»

Задачи: формировать у воспитанников представление о Беларуси, ее областных городах и их гербах, достопримечательностях, растительном и животном мире, народных и национальных праздниках; развивать познавательный интерес, зрительное восприятие, внимание; воспитывать интерес к особенностям родного края, чувство гордости за свою страну.

Предварительная работа: образовательные ситуации про областные города и достопримечательности Беларуси, государственные и народные праздники, животный и растительный мир страны.

Игровой материал:

  • игровое поле с маршрутом движения по карте Беларуси с разными изображениями (гербами областных городов, достопримечательностями (Брэсцкая крэпасць, Мiрскi замак, Нацыянальная бiблiятэка, Камянецкая вежа, Нясвiжскi замак, Сафiйскi сабор), жителями рек (шчупак, жаба, акунь, ёрш, карась), птицами (бусел, качка, глушэц, дзяцел, пугач), животными леса (вавёрка, мядз­ведзь, вожык, зубр, воўк), деревьями (елка, таполя, алешына, хвоя), полевыми цветами (званочак, валошка, дзьмухавец));
  • кубик с цифрами от 1 до 6, фишки.

Игровые правила. Играют 2‒4 ребенка и взрослый. Взрослый предлагает детям отправиться в путешествие по карте Беларуси от места старта к финишу. Дети «путешествуют» по игровому полю. Фишки перемещаются по итогам выброса кубика: какое число выпадет на кубике, на столько шагов дети перемещают фишку на игровом поле вперед. Когда фишка попадает на картинку, ребенок должен назвать изображение на белорусском языке. Если он его не называет, то возвращается на прежнее место. Выигрывает тот, кто первым придет к финишу.

1312 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Электронный сборник готовых решений «Питание»

Питание в учреждении образования всегда находится на особом контроле. Руководителю приходится вникать во множество параметров и технологических процессов, чтобы обеспечив...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 184
3

Планирование работы УДО по воспитанию патриотизма у детей

Одним из перспективных направлений профессионального развития педагогических работников УДО является повышение профессиональной компетентности по воспитанию патриотизма у...
№ 7 (151) 2024 Клезович Ольга
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 457
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок