«Мне с коллективом повезло! Когда мы вместе — мы сможем всё»

В 1991 г. окончила Череповецкий государственный педагогический институт имени А. В. Луначарского (РФ) по специальности «Педагогика и психология дошкольная». В 2004 г. — Академию последипломного образования в г. Минске по специальности «Практическая психология». Работала педагогом-­психологом в средней школе № 2 г. Слуцка, Слуцком районном центре коррекционно-­развивающего обучения и реабилитации.С 2006 г. продолжила работу в должности педагога-­психолога в ГУО «Ясли-сад № 260 г. Минска», а с 2008 г. переведена на должность заместителя заведующего по основной деятельности.
В сентябре 2018 г. назначена на должность заведующего ГУО «Детский сад № 260 г. Минска».

Редакция: Добрый день, Ирина Дмитриевна! Что стало причиной выбора профессии? Как вы попали в сферу дошкольного образования?

Ирина Дмитриевна: Многие девчонки в детстве стояли у воображаемой доски с указкой и представляли, как будут ставить оценки своим ученикам. И я не была исключением. Но это была игра, а на мой реальный и окончательный выбор повлияла моя мама, которая всю свою жизнь посвятила детям. Про профессию воспитателя дошкольного образования, как мне казалось, я знала все. Но только теперь приходит осознание того, какие усилия надо приложить, чтобы добиться признательности коллег и благодарности родителей.

В 1991 г. я окончила Череповецкий государственный педагогический институт им. А. В. Луначарского по специальности «Педагогика и психология дошкольная», но применить свои знания с детьми дошкольного возраста сразу не вышло. Первым рабочим местом стала средняя школа № 2 г. Слуцка Минской области, где я работала воспитателем группы продленного дня, помогала адаптироваться вчерашним дошкольникам к школе. Отсюда пришли опыт и понимание, с какими трудностями сталкиваются наши дошколята, придя в школу.

Мечта связать свою профессиональную деятельность с психологией появилась еще во время обучения в институте, и в 2004 г. я окончила Академию последипломного образования по специальности «Практическая психология». После этого вернулась в среднюю школу № 2 г. Слуцка, и начался интересный и разнообразный опыт моего становления как педагога-­психолога. Запомнились уроки психологии, внедренные в качестве эксперимента в школьную программу. А работа в Слуцком районном центре коррекционно-­развивающего обучения и реабилитации привела меня к осознанию того, что рядом есть дети, которым необходимо создавать специальные условия в образовании. От того, насколько качественно это будет, зависит дальнейшее развитие детей, их судьба. А еще была интересная, результативная работа со взрослыми, кандидатами в приемные семьи. И когда все получалось, приходило удовлетворение от своей работы, нужности того, что делаю.

Сегодня, проработав в детском саду № 260 г. Минска 17 лет, могу смело и уверенно сказать: это моё учреждение, а рядом по-настоящему мои люди!


Ред.: Расскажите о вашем учреждении дошкольного образования. В чем его уникальность?

И. Д.: Наше учреждение находится в центре столицы, недалеко от площади Победы.

С 2020 г. в учреждении открыты группы интегрированного воспитания и обучения для воспитанников с ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Такая особенность организации образовательного процесса поставила перед нами еще ряд задач, которые требовали оперативного, качественного решения: подбор кадров, специальная переподготовка педагогов, подготовка и организация адаптивной развивающей среды. В 2023 г. планируется открытие трех групп интегрированного воспитания и обучения для детей с расстройствами аутистического спектра.

На базе нашего учреждения проходят методические районные объединения, т. к. инфор­мационно-­методический кабинет отвечает всем современным техническим требованиям: оснащен мультибордом, компьютерами, магнитной доской, комфортной мягкой мебелью.

Мы очень любим принимать гостей, стараемся приглашать на наши праздники ветеранов, людей разных профессий, работников управления по образованию и руководство администрации Партизанского района.


Ред.: Что вы можете сказать о вашем коллективе?

И. Д.: Образовательный процесс осуществляют 26 педагогов. Это союз талантливых, ярких и мотивированных людей. Уникальность нашей педагогической семьи в том, что трудятся здесь педагоги со стажем, уже более 30 лет работающие в учреждении дошкольного образования № 260 г. Минска. Это воспитатели дошкольного образования Татьяна Евгеньевна Журавлева и Татьяна Васильевна Фридрик, учитель-­дефектолог Элла Анатольевна Клименко. Заместитель заведующего по основной деятельности Татьяна Феликсовна Тараненко — это человек, отвечающий за все, что делает пребывание наших детей в детском саду интересным и познавательным, а педагогов — комфортным и работоспособным.

Эти педагоги остаются верными любимой профессии и детскому саду, который стал для них вторым домом. Через их заботливые руки, доброе сердце прошли сотни воспитанников, которые сегодня приводят к нам своих детей.

20‒30 % педагогов — это молодые специалисты. И это не случайно. Здесь есть у кого научиться и получить старт в профессию!

С целью сплочения наш коллектив много путешествует по разным уголкам Беларуси. Это, как правило, сближает и открывает новый взгляд на казалось бы совсем обыденные вещи. Люди открываются совсем с другой стороны, и личностные качества выходят вперед. За организацию таких путешествий отвечает наш председатель профсоюзной организации Наталья Ростиславовна Комлева.


Ред.: Как осуществляется подбор персонала для вашего учреждения?

И. Д.: В Минске воспитателей дошкольного образования готовит, в частности, Минский государственный педагогический колледж. С 2020 г. наше учреждение с удовольствием принимает студентов, окончивших это заведение, а с 2022 г. мы стали площадкой, на которой студенты колледжа проходят практику. И, конечно, в ходе совместной работы возникает возможность оценивать потенциал выпускников с точки зрения их будущего трудоустройства в наше учреждение.

Главный принцип комплектования учреждения кадрами — это не ожидание, что кто-то заглянет к нам по вопросу трудоустройства, а активное привлечение людей, близких нам по духу. Если руководитель будет знать свой коллектив, его сильные и слабые стороны, это будет являться ключом к успешному развитию учреждения образования и повысит его конкурентоспособность.


Ред.: Какими способами вы привлекаете внебюджетные средства в учреждение?

И. Д.: Привлечение внебюджетных средств — специфический вид деятельности, требующий особого подхода.

В нашем учреждении дошкольного образования функционируют объединения по интересам «Хореография», «Детский фитнес», «Декоративно-­прикладное искусство», «Иностранный язык», практикуются такие новые формы, как подготовка к школе, адаптационная группа кратковременного пребывания «Малышкина школа», вечерние группы.

С 2022 г. мы предложили родителям новую услугу — празднование дней рождения наших воспитанников в детском саду. Это был интересный эксперимент, и он удался! Потому что каждый из педагогов — это Артист с большой буквы! Это еще раз подтверждает то, что в нашем коллективе нет случайных людей. В нашу педагогическую семью влилась с фейерверком творческих идей музыкальный руководитель Наталья Владимировна Гребеник. Руководитель физвоспитания Марина Юрьевна Сазонова доказала, что для того, чтобы у ребенка появился интерес к двигательной нагрузке, надо отойти от шаблонов и нормативов и внести в занятия физкультурой живое общение и увлекательную игру.

Средства, поступающие от оказания платных образовательных услуг, дают возможность решать проблемы финансирования и приобретать игровое оборудование, оргтехнику, проводить ремонтные работы, благоустройство территории и многое другое.

Опыт получения спонсорской помощи в нашем учреждении тоже есть. В 2020 г. средства, перечисленные в наш бюджет от ОАО «Минский молочный завод № 1», позволили приобрести мультиборд, телевизор и мягкую мебель в музыкальный зал. А наши воспитанники пополнили свои знания тем, какую продукцию выпускает это предприятие и что оно является одним из ведущих предприятий Республики Беларусь.


Ред.: Какие проекты реализуются в вашем учреждении?

И. Д.: В апреле 2021 г. на республиканском семинаре-­совещании «Оказание помощи детям с расстройствами аутистического спектра: состояние и перспективы» и выставке «Работа с детьми с аутизмом: опыт работы учреждений образования г. Минска» мы представили опыт работы по использованию балансировочного оборудования для развития мозговой деятельности у детей с ранним детским аутизмом. Все педагоги нашего учреждения, работающие с детьми с особенностями психофизического развития, находятся в постоянном поиске новых интерактивных методик, пытаются сами разработать игры и дидактические пособия для работы с детьми данной категории. Например, учитель-­дефектолог Лариса Григорьевна Пискун разработала дидактическое развивающее пособие «Обо всём на свете» для воспитанников с расстройствами аутистического спектра.


Ред.: Приходилось ли вам сталкиваться в дошкольном учреждении с нестандартными ситуациями?

И. Д.: Нестандартная ситуация, мне кажется, может возникнуть в любой сфере деятельности, работе любого руководителя. Жизнь всегда будет преподносить задачи, требующие грамотного, возможно, единственно правильного решения.

Все приходит с опытом, и теперь мы можем посоветовать, что предпринять, если на одном из участков в детском саду завелась семья земляных ос, если вам позвонили и сообщили, что на крыше детского сада кошка родила котят, или если утка привела свой весенний выводок к небольшому декоративному бассейну на территории учреждения.


Ред.: Что нового планируется реализовать в ближайшее время?

И. Д.: В первую очередь — продолжать работу по укреплению материально-­технической базы, ведь нашему учреждению образования скоро исполнится 60 лет.

Повышать квалификационный уровень педагогов, потому что это основа качества образовательного процесса.

Благоустраивать территорию, так как территория — это не только визитная карточка учреждения, но и образовательное, развивающее, формирующее общую культуру личности каждого ребенка пространство.


Ред.: Какие достижения имеются в вашей копилке?

И. Д.: В 2022 г. ГУО «Детский сад № 260 г. Минска» стало победителем в номинации «Социально-­экономическое развитие» среди учреждений дошкольного образования Партизанского района.

Наши воспитанники, участвуя в конкурсе «Я — исследователь», отмечаются дипломами 1‑й и 2‑й степени районного этапа.

Мы становимся победителями не только районных, но и городских конкурсов. Конкурс на лучший проект по благоустройству и озеленению территорий учреждений образования «Формула сада 2021» в номинации «Сад в тени» — 3‑е место. И это не случайный успех. Это один из наших любимых конкурсов, для участия в нем выбирается творческая группа самых креативных педагогов, и работа над проектом ведется с марта по август ежегодно. С 2018 г. наши проекты по озеленению учреждения образования входят в тройку лучших.


Ред.: Наверняка у вашего учреждения дошкольного образования есть свои традиции.

И. Д.: Конечно,  в организации и воспитании коллектива традиции играют большую роль. «Ничто так не скрепляет коллектив, — говорил А. С. Макаренко, — как традиция». Республиканская экологическая акция «Зеленые следочки» нашла большой отклик в наших сердцах, и теперь свои «зеленые следочки» оставляют выпускники детского сада. Вместе с родителями они высаживают аллею из небольших туй, и мы теперь точно знаем, что многие из них вернутся посмотреть, как растет их первое посаженное деревце.

Еще в нашем коллективе есть добрая традиция посвящения молодых специалистов и вновь пришедших педагогов. Представление проходит всегда творчески и с сюрпризами для новичков. Со словами признательности мы посылаем письма-­благодарности родителям наших молодых специалистов. С первых дней молодые педагоги чувствуют себя нужными и важными людьми в этом мире, а профессию, которую они выбрали, самой ответственной!

Секретом успешной реализации наших проектов стал коллектив — самая большая удача в моей жизни! Это работа с людьми, особенностью которых являются работоспособность, надежность, порядочность, взаимопонимание и движение вперед. Только с таким коллективом невозможное делается возможным. Мне очень близко философское изречение: «Катящиеся камни мхом не порастают». У нашего коллектива еще все впереди!


Ред.: Опираясь на ваш опыт, какое напутствие вы можете дать начинающим руководителям учреждений дошкольного образования?

И. Д.: Сегодня наше общество нуждается в людях, способных самостоятельно мыслить, правильно оценивать ситуацию, чувствующих изменения в политической и социальной жизни страны, не боящихся экспериментировать, открывающих новые горизонты на педагогическом поприще.

Нам всем досталось нелегкое время. Мы должны, извлекая уроки из прошлого, дорожить ими и двигаться вперед. Как? Это вопрос, который каждый руководитель ставит перед собой ежедневно.

«Один в поле не воин» — гласит пословица. Это хорошо понимает тот, кто работает в коллективе, особенно руководитель. Время новых технологий и задач, новых вызовов и инициатив требует новых решений. Но незыблемым остается одно: чтобы достигнуть цели, чего-то добиться, нужен союз единомышленников. Когда мы вместе, мы можем все.

Сенека говорил: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Мне кажется, руководитель должен четко представлять и ясно видеть цель и пути ее достижения. Это касается и развития коллектива, и качественного результата его работы.

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
Детский сад № 260 г. Минска функционирует с 1966 г. Вначале учреждение имело ведомственную принадлежность Минтеплосетям, а в июле 1999 г. было принято на баланс отдела образования администрации Партизанского района г. Минска.
Детский сад размещен в типовом здании, рассчитанном на 130 мест. В 2022 г. его посещали 100 воспитанников в возрасте от 2 до 6 лет.
Сегодня в учреждении функционируют 7 групп: одна группа первого младшего возраста, одна группа второго младшего возраста, две группы среднего возраста (одна из них — группа интегрированного воспитания и обучения), две группы старшего возраста (одна из них — группа интегрированного воспитания и обучения) и одна разновозрастная (группа для воспитанников с ТНР).

779 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

О защите прав и интересов детей из неблагополучных семей: прокуратура Речицкого района инициировала социальные расследования

Прокуратура Речицкого района совместно с представителями отдела образования Речицкого райисполкома, ГУО «Речицкий социально-педагогический центр» в ходе мониторинга много...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 97
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок