Можно ли формировать у дошкольников математическую грамотность на физкультурных занятиях?
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Можно ли формировать у дошкольников математическую грамотность на физкультурных занятиях?

Перед педагогами учреждений дошкольного образования стоит задача разностороннего развития личности ребенка путем актуализации его потенциала. В связи с этим идет активный поиск возможностей обновления и качественного улучшения форм обучения детей дошкольного возраста. В статье мы докажем результативность использования игр с математическим содержанием на занятиях по физической культуре для формирования математической грамотности.

Салыгова Светлана

руководитель физического воспитания высшей квалификационной категории государственного учреждения образования «Поколюбичский детский сад Гомельского района»

958 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Одним из основополагающих принципов современного дошкольного образования является принцип интеграции, обусловливающий органическое объединение содержания каждой образовательной области как с содержанием всей учебной программы, так и с другими образовательными областями, что обеспечивает целостное развитие ребенка.

Научные исследования многих авторов доказывают, что интеграция двигательной и познавательной активности способствует не только физическому, но и интеллектуальному развитию детей.

В практике работы учреждений дошкольного образования особый интерес представляют интегрированные занятия, которые совмещают различные образовательные области программы, например «Элементарные математические представления» и «Физическая культура».

Согласно учебной программе дошкольного образования работа по образовательной области «Элементарные математические представления» ведется по пяти направлениям: «Количество и счет», «Величина», «Геометрические фигуры и форма предметов», «Пространство» и «Время».

При формировании основ математической грамотности руководитель физического воспитания применяет на физкультурных занятиях методы и приемы, которые направлены на предоставление воспитанникам возможности:

  • проявлять собственную активность (доказывать истину на основе рассуждений, умозаключений, экспериментировать и устанавливать простейшие связи и зависимости и т. д.);
  • применять логические (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.) и исследовательские (выдвижение гипотез, формулирование простых закономерностей, определение причин и последствий событий и др.) способы познания, которые позволяют решить ту или иную задачу;
  • приобретать новый практический опыт посредством самостоятельных или совместных со взрослым действий воспитанников.

Что включают в себя представления о математической грамотности

Функциональная грамотность в области «Элементарные математические представления» включает в себя формирование у воспитанников представлений о математических характеристиках объектов окружающей действительности, навыков критического мышления, опыта совместной деятельности и коммуникации, умений применять математические, логические, творческие способы деятельности в процессе решения практических, познавательных, поисково-­исследовательских задач в различных видах детской деятельности.

С целью формирования основ функциональной грамотности в области «Элементарные математические представления» руководителю физического воспитания целесообразно применять на физкультурных занятиях разнообразные задания с математическим содержанием (упражнения, проблемные ситуации, подвижные игры и др.).

Как формируются элементарные математические представления воспитанников

Наибольшее значение имеют задания, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Специально подобранные подвижные игры, наполненные математическим содержанием, формируют у воспитанников определенные умения, а именно:

  • извлекать математическую информацию (о количестве, форме, величине, пространственном положении объектов, последовательности во времени) из различных источников (рисунков, схем и др.), анализировать ее для решения практических и познавательных задач (узнать, всем ли детям хватит пары для выполнения комплекса общеразвивающих упражнений; сравнить, кого больше в колонне — девочек или мальчиков);
  • извлекать и анализировать информацию, представленную в условных и общепринятых знаках, на планах-­схемах, ориентироваться на нее в практической и познавательной деятельности (разложить в обручи мячи по цветам согласно цифре на карточке);
  • сравнивать и упорядочивать объекты по величине, числу (построение детей в колонне по порядку номеров, по росту);
  • формулировать правила упорядочивания (от первого по номеру, от самого высокого к самому низкому);
  • сравнивать и классифицировать объекты деятельности по одному, двум и более заданным признакам; формулировать общие свой­ства (признаки) образованных групп (разложить в желтый обруч теннисные мячи, в красный обруч — обычные мячи; сортировка физкультурного инвентаря по качеству материала, размеру и форме);
  • сравнивать и классифицировать объекты деятельности по самостоятельно выделенным основаниям;
  • анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности порядка и чередования в упорядоченных рядах предметов и отдельных элементов (поставить кегли, чередуя красные и синие; сколько обручей не хватает в ряду и какого цвета);
  • формулировать закономерности порядка; предлагать варианты чередования предметов (физкультурного инвентаря); рассуждать, устанавливать связи между действием и результатом (проблемный вопрос «Что нужно сделать, чтобы далеко прыгнуть?» и др.);
  • прогнозировать, формулировать предположения (какие геометрические фигуры получатся из прямоугольника, сложенного из гимнастических палок, если разделить его на две равные части; если домик, построенный из пяти гимнастических палок, разделить на две части, то какие фигуры получатся);
  • формулировать оценочные суждения, аргументировать их (правильно ли я выполнила замах во время метания мяча).

На занятиях по физической культуре воспитанники встречаются со следующими математическими понятиями:

  • сенсорные эталоны (различные по форме, цвету, величине предметы);
  • счет (прямой, порядковый, обратный), числа и цифры, состав числа;
  • пространственные отношения (вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз, по диагонали);
  • сравнение предметов физкультурного оборудования (по величине, ширине, высоте, форме, цвету, количеству);
  • свой­ства и отношения между предметами (классификация, ориентировка во времени, элементы исследования);
  • выполнение алгоритма действий (двигательные задания по схеме);
  • задания на развитие внимания, памяти и логического мышления.

Что нужно учитывать при подборе игр

Подбор игр осуществляется с обязательным учетом наличия в них математического содержания и развивающей направленности. Их можно использовать для закрепления и повторения усвоенного материала. Важно помнить, что математические задания, которые включаются в физкультурные занятия, не должны препятствовать развитию двигательной активности детей и отрицательно сказываться на моторной плотности физкультурного занятия.

Следует отметить, что важным условием результативности использования игр с математическим содержанием на физкультурных занятиях является соблюдение последовательности в подборе игр с учетом дидактических принципов доступности, повторяемости и постепенности выполнения заданий.

Интеграция формирования элементарных математических представлений и физической культуры дает возможность легче усвоить материал, обеспечивает его прочность, осознанность, формирует устойчивый интерес детей к математической и двигательной деятельности. Кроме того, она способствует повышению уровня познавательной активности, развитию логического мышления и других психических процессов, облегчает процесс познания, повышает общий эмоциональный фон занятия, способствует формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, предоставляет возможность для повышения двигательной активности.

Заключение

Успешность формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях зависит от ряда факторов. Важной составляющей в работе руководителя физического воспитания является создание необходимой предметной развивающей среды, а также использование наиболее эффективных методов и приемов, что, несомненно, способствует повышению математической грамотности воспитанников.

958 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Заведующий УДО: коррупционные риски при выполнении иной оплачиваемой работы

Нередко руководители УДО и (или) их заместители помимо основных обязанностей дополнительно выполняют иные оплачиваемые работы как у себя в учреждении, так и в иных учрежд...
№ 11 (155) 2024 Фесько Никита,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 88
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок