Применение дидактических игр и упражнений с при работе с детьми с нарушением речи

Применение дидактических игр и упражнений с при работе с детьми с нарушением речи

В последние годы стало возрастать количество детей, имеющих недостатки в речевом развитии. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости в школе несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Свое­временная помощь таким детям, целенаправленная работа по развитию речи и культуры общения способствуют преодолению имеющихся у воспитанников речевых проблем. Учитывая это, в учреждениях дошкольного образования следует сделать акцент на деятельности учителя-дефектолога. На примере ГУО «Ясли-сад № 28 г. Минска» рассмотрим основные направления работы с детьми с нарушением речи. Опыт работы по созданию и внедрению в работу дидактических пособий поможет сформировать устно-речевую базу у воспитанников всех учреждений дошкольного образования.

Кендыш Оксана

Заведующий ГУО «Ясли-сад № 28 г. Минска»

Михаськова Ольга

Учитель-дефектолог ГУО «Ясли-сад № 28 г. Минска»

1133 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Создание условий

Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-­речевую базу у воспитанников, необходимо эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Важная роль в этом принадлежит учителю-­дефектологу.

В наших яслях-саду созданы благоприятные условия для внедрения инноваций учителей-­дефектологов как ведущих специалистов в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

При этом роль руководителя учреждения дошкольного образования заключается в рациональном использовании и развитии профессиональных знаний и опыта специалистов, организации повышения квалификации педагогов и поддержке их инициативы, направленной на улучшение работы и повышение качества образования. Кроме этого, руководитель занимается мотивацией работников к качественному труду, в т. ч. на основе материального стимулирования. Правильно подобранный стиль управления побуждает педагогов к творчеству, по­иску новых приемов работы с воспитанниками.

Актуальность проблемы

При работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (далее — ТНР) довольно часто на первый план выходит такое стойкое и сложно поддающееся коррекции нарушение, как искажение слогового состава слова. Это нарушение, являющееся следствием системного речевого недоразвития, оказывает существенное неблагоприятное влияние на коммуникативные возможности ребенка, ведет к дальнейшим проблемам психологического развития, оказывает влияние на последующее развитие когнитивных функций. Дети дошкольного возраста с нарушением слоговой структуры испытывают значительные затруднения при дальнейшем обучении чтению и письму в школе, при усвоении норм и правил родного языка.

Изучение и анализ литературных данных по теме позволили прийти к выводу о целесообразности более глубокого подхода к процессу коррекции слоговой структуры слова в нашей практике. Ряд авторов акцентирует свое внимание на том, что в коррекционной работе над слоговой структурой слова необходимо в первую очередь обращать внимание на формирование таких неречевых процессов, как оптико-пространственная ориентация, темпо-­ритмическая организация движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Сформированность этих процессов определяют дальнейшее развитие специфических когнитивных процессов, в свою очередь влияющих на становление слоговой структуры слова у детей.

В дошкольном возрасте восприятие практически любого материала происходит через игру. Перед нами возникла необходимость разработки игр, упражнений и пособий к ним, которые позволят учитывать различный характер и степень проявления как индиви­дуальных, так и общих показателей нарушения слоговой структуры слова у детей с ТНР.

Пособий существует великое множество, однако, зачастую, они либо разрозненны, либо дублируют друг друга в различных вариациях, либо не всегда удобны в использовании и / или хранении. Поэтому возникла идея создания максимально простого по структуре пособия, которое будет иметь возможность трансформации, будет удобно в использовании (размер, материал), тактильно приятным. Кроме того, пособие (или комплект пособий) должно «работать» не только на формирование неречевых процессов, важных для коррекции слоговой структуры, оно должно быть удобно для дальнейшего использования при работе над словарем, структурой предложения, грамматикой, обучением грамоте, вниманием, памятью и пр. путем добавления новых деталей.

Структура и особенности дидактических пособий

Пособие «Ванин шкаф»

Представляет собой полуобъемную модель шкафа размером 25 см на 20 см со съемными ножками высотой 5 см, позволяющими устанавливать модель вертикально, меняя местами верхнюю и нижнюю части. В условной верхней части расположены три полки, в нижней — дверцы, за которыми еще две полки. К пособию прилагается ряд предметных и схематических карточек, которые можно располагать в двухмерном пространстве (на полках «шкафа»), и в трехмерном пространстве относительно «шкафа».

Позволяет отрабатывать такие моменты, как:

  • выполнение  упражнений по освоению и дифференциации сагитальных и вертикальных пространственных отношений между предметами;
  • освоение динамики общих пространственных отношений;
  • построение, удержание, изменение серий манипулятивных действий с предметами по инструкциям;
  • определение расстояния между предметами путем подбора;
  • составление последовательностей с чередованием и без чередования количества и состава структурных элементов;
  • составление опорных зрительных схем при работе над предложением, фразой, рассказом;
  • коррекционная работа над просодическим компонентом речи, фонематическим восприятием;
  • работа над вниманием, памятью;
  • изучение лексических тем («Игрушки», «Одежда, обувь, головные уборы», «Посуда» и др.);
  • работа с грамматическими категориями (мой-моя-мое);
  • выполнение заданий на всевозможные классификации и сортировки;
  • использование наборного полотна при арифметических действиях, составлении схем задач.

Пособие «Ваня»

Это двусторонняя плоскостная модель человека с подвижными в суставных частях деталями, съемными деталями (лицо, волосы) с возможностью придания модели различных поз.

Можно использовать для:

  • формирования и усвоения названий и пространственного расположения частей собственного тела и тела другого субъекта;
  • изучения вертикальных, сагитальных и горизонтальных пространственных отношений частей тела и лица,
  • изучения асимметрии конечностей;
  • выполнения, удержания, изменения, самостоятельного построения пространст­венно-­организованных движений и двигательных серий.

Также пособие можно использовать как героя любого занятия для создания игрового компонента.

Пособие «Ножки-ладошки»

Представляет собой набор фанерных моделей отпечатков ладоней и стоп с визуально определяемой ассиметрией.

Пособие «Ножки-ладошки» позволяет отрабатывать:

  • формирование понимания ассиметрии конечностей человека;
  • навыки использования соответствующих вербальных эквивалентов, обозначения горизонтальных пространственных понятий и ориентиров;
  • перенос усвоенных понятий на собственное тело и тело другого человека;
  • составление ритмических рядов;
  • выполнение ритмических рисунков путем отхлопывания и оттопывания, выложенных с помощью набора;
  • использование фигурок в качестве условных обозначений при автоматизации звуков, слогов, слов в ритмическом ряду с целью многократного проговаривания звукового и речевого материала;
  • использование фигурок в качестве счетного материала.

Особенность дидактических пособий

Особенность представленных пособий состоит в том, что:

  1. Каждое из них может использоваться как самостоятельное пособие.
  2. Большое множество вариантов комбинаций использования.
  3. При использовании в комплекте всех деталей предлагает следующие возможности:
  • удобство настольного (как в вертикальном, так и в горизонтальном положении) использования ребенком при индивидуальной работе — взгляд ребенка охватывает всё пособие сразу, рука ребенка может дотянуться до любой части пособия, при этом его не нужно передвигать и переставлять;
  • ручной и пальцевой захват любой детали — благодаря небольшим размеру и весу это под силу любому дошкольнику или младшему школьнику.

Эффективность использования дидактических пособий

В результате применения дидактических игр и упражнений с помощью описанных пособий были определены следующие положительные результаты коррекционного воздействия:

  1. Значительное повышение мотивации субъекта при обучении и проведении коррекционной работы.
  2. Более прочное усвоение материала.
  3. Расширение произносительных возможностей как в структурном, так и фонетическом плане, а также возможности построения высказываний.
1133 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Мама, можно я поиграю? Плюсы и минусы гаджетов для детей

Одни родители уверены, что их ребенок начнет смотреть мультики не раньше детского сада, а смартфон возьмет в руки только в школе. Другие, наоборот, буквально с пеленок ис...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 82

Запрос характеристики уволенным работником: выдавать или нет?

С 24 октября 2021 г. в связи со вступлением в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 12.10.2021 № 6 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» нанимате...
№ 1 (145) 2024 Лавфер Елена,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1017
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок